This version of the page http://www.lasportiva.com.ua/text.php?tid=69 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2009-12-05. The original page over time could change.
LaSportiva в Украине - «ЗЕНИТ» в зените популярности!
Другие статьи
СТРАНА ТУМАНОВ.

Евгений Полтавец

Заблудившись в тумане на бесконечных травянистых склонах, мы брели вниз наугад в надежде поскорее отыскать наш лагерь. В памяти всплывали воспоминания об аналогичных ... читать>>

ЧЕМПИОНАТ ХАРЬКОВА ПО БОУЛДЕРИНГУ 2009

ЕВГЕНИЙ ПОЛТАВЕЦ

В субботу 28 марта закончился чемпионат г.Харькова по боулдерингу. В них приняли участие около 50 спортсменов. Соревнования проходили на скалодроме Политехнического университета. Специфика здешнего стенда заключается в отсутствии больших нависаний и пото... читать>>

ЧЕМПИОНАТ ХАРЬКОВА ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ 2009 ТРУДНОСТЬ

Евгений Полтавец

На этой неделе проходил чемпионат г. Харькова в лазании на трудность. Соревнования проходили на скалодроме Политехнического университета.
Высота стенда составляет всего 9 метров, по этому несмотря на траверсы, с которых традиционно начинаются зде... читать>>

ФОТООТЧЁТ О ЗИМНЕМ СЕЗОНЕ.

Автор: Сипавин В.

На правах саморекламы

Тают последние сугробы и сугробики, сосулек нет и в помине, по прогнозу обещают +15… И, кажется... читать>>

«ЗЕНИТ» в зените популярности!
Автор: Заколодний А.В.

О «Зените» я знал еще со школьных лет.

Крумкольские хроники 2008 или как МЫ перезимовали лето

Автор: Сипавин Валентин

ВМЕСТО БАНАЛЬНОГО ПРОЛОГА

Надумали мы этим летом (2008) в очередной раз съездить в горы. Пересмотрели кучу вариантов с Ала-Арчёй и Ханом, ребята из Одессы звали в Аксу… Хотелось всюду, но что-то... читать>>

|  Следующие 6>>

«ЗЕНИТ» в зените популярности!

Автор: Заколодний А.В.

О «Зените» я знал еще со школьных лет.
Как-то мне попался ежегодник «Ветер странствий» за 1982 год. В нем была статья о первопрохождении маршрута «Зенит» на г.Шаан-Кая.  Я прочел рассказ с большим интересом, он произвел на меня большое впечатление и отложился в памяти.
В 2005году зимой с секцией ХПИ я впервые поехал в Крым в качестве скалолаза. Мы жили и тренировались в Симеизе. В день отдыха нас - новичков повели куда-то в горы. Когда мы шли по тропе в тумане и под снегом, мы увидели Шаан-Каю. Хотя верхней части стены не было  видно, я понял, что это та самая гора, о которой когда-то читал. Тогда я был потрясен стеной – ее размерами и нависанием. Даже, можно сказать, сказочностью и легендарностью.
В 1966 году по стене, прямо по сильному нависанию, проложили маршрут «Зенит» альпинисты из  Ялты. В декабре 2005 г. по маршруту прошли ребята из секции ХПИ - Полтавец Е. и Сипавин В. Это событие произвело определенный резонанс (в основном в кругу харьковских альпинистов) –  это было первое зимние прохождение «Зенита».

*        *        *

Вообще, этот маршрут – легенда крымского альпинизма! За всю 42-х летнюю историю его прошли всего семь раз (подтвержденных). «Зенит» пытались пройти многие альпинисты - маститые и не очень, но не удавалось! После каждой неудачи возникали новые легенды о невозможности прохождения маршрута. (Сгнившие выпадающие шлямбура, нависающая сыпуха, огромные гудящие нашлепки, в которые вбиты шлямбура). «Зенит» много лет был самым дорогим в рейтинге Крымских маршрутов - 6 баллов. И вот в 2000г. его прошли в рамках Чемпионата Украины, и это событие послужило финалом мифа о непроходимости Зенита.

Хронология прохождения.

№1. 6-13.11.1966г. В.Повлатос (рук.), Ю.Ганьчев, М.Резниченко, тренер – Ю.Бурлаков.
№2. 28.04.2000г.    В.Попов, А.Шелхаков.
№3. 02.05.2000г.    В.Попов, А.Шелхаков.
№4. 01.06.2001г.    Л.Волков, М.Робук. (Харьков).
№5. 16.12.2005г.    Е.Полтавец, В.Сипавин. Зимнее прохождение. (Харьков).
№6. 1-2.10.2008г.   Б.Корпенко. СОЛО. (Киев).
№7. 15.12.2008г.    А.Заколодний, А.Оченаш. Зимнее прохождение. (Харьков).

Как видно из этого короткого списка, маршрут вполне можно ходить, даже зимой и в одиночку.

*        *        *

И вот, в декабре этого года, мы с моим другом Толиком решили попробовать.
Мне часто задавали вопросы: зачем такое ходить, ведь это простая перестежка, где здесь спорт? Какой смысл? Какие цели? В ответ я отшучивался и говорил, что просто хочется попробовать. Теперь, после прохождения маршрута, я могу ответить «зачем»!
Прежде всего, для меня - это возможность прикоснуться к истории альпинизма в Крыму. Думаю, тогда, в далеком 66-м году, никому и в голову не приходило, что такой маршрут может быть неспортивным! Первопроходцы лезли семь дней, и это без учета обработки! В то время это было сверхсложным мероприятием. (Конечно, сейчас можно ходить и за день по набитым  шлямбурам с помощью крюконог и жумаров).
 Прохождение такого маршрута - это хорошая тренировка психологической устойчивости к жизни на вертикали. Особенно зимой!
А если кто-то думает, что на маршруте простая перестежка, все безопасно и не страшно, типа «МУЛЬТИПИТЧ», то это совсем не так! Попробуйте, все поймете сами!

*         *         *

Наконец-то мы стоим под маршрутом, на стене надпись - ЯЛТА 1966г. Шлямбура видны метров на 15- 20 вверх по стене. Дальше голову задираешь так, что приходится разворачиваться спиной к стене, ведь максимальное нависание 115 градусов.
Мы лезли в два этапа. В первый рабочий день решили обработать две веревки (попробовать стену). Первую лез Толян, быстро - за 1 час. Мне снизу показалось – «что там сложного»?
Вторая веревка моя (с этого места начинается нависание). Я попробовал и понял, что не все так просто. Расстояния между шлямбурами о-о-очень большие, а сами  они  о-о-очень ненадежны (когда их грузишь, они издают странные звуки - какой-то скрип и потрескивание), невольно кажется что если ... то вся дорожка до станции ... .
В целом, все выглядело примерно так: становишься в последнее кольцо крюконогой, (вытягиваешься как кот) и подпрыгиваешь со скайхуком к шлямбуру. Затем стараешься перелезть выше, и щелкаешь оттяжку. И так примерно по 120 раз на каждого участника за все восхождение.
Со второй станции хватило  ровно 60 метров веревки, чтобы спустится на землю.
На следующий день начали работать в 5.30. С того места, где закончились перила, Толян прошел еще две веревки по 35 м. Дальше моя очередь, - еще 3 веревки - 35, 45, и 15 метров.
В 19 часов мы, уставшие и замершие, стояли на вершине, с которой уже через 40 мин. спустились в лагерь к нашему китайскому другу.
                  Примечательное событие произошло на пятой веревке (участок R4-R5), (на мой взгляд – самый ответственный участок с нависанием в 115 градусов). Примерно на средине веревки я в очередной раз потянулся к шлямбуру, взялся за него, но он вывалился из стены и остался у меня в руках. Благо, до следующего шлямбура, по счастливой случайности, было не так уж далеко.
На этой же веревке, когда Толя жумарил, вылетел еще один шлямбур, что очень нас напугало.
Теперь для следующего прохождения в этом месте необходим новый шлямбур!!!

Описание маршрута хорошо изложено на схеме.

Рекомендованное снаряжение:

Оттяжки 40 шт. (или можно спускаться, собирать, но это очень тяжело).
Веревки 2 шт. (можно и одну), не менее 50 м.
Сидушка.
Большой  рельефный скайхук с зауженным кончиком.
Лучше взять с собой пробойник и пару съемных шлямбуров (на всякий случай).
Пару разных крюков и комплект закладок, (возможно, пригодятся на последней веревке, нам не пригодились).
Все остальное как обычно.

Наше мнение такое: маршрут ходить можно, но осторожно, есть опасность (вырвать) часть дорожки до станции. Удовольствие от прохождения мы получили колоссальное и считаем, что маршрут вполне соответствует категории 6А.
В последние 8 лет «ЗЕНИТ» стал популярен!

Большое спасибо нашим друзьям:
За консультацию по маршруту Полтавцу Е. и Сипавину В.
За помощь – Костину А.
За возможность – Коняеву Д.

Огромная благодарность нашим спонсорам:

Экипировочный центр «ЭКСТРИМ» г. Харьков.
Снаряжение: Beal, Millet, LaSportiva, Kong, Grivel.

За помощь в организации выезда –  газете «Вечерний Харьков».