This version of the page http://hub.kyivstar.ua/moya-doroga-v-nauku/ (3.120.110.198) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2018-12-28. The original page over time could change.
Моя дорога в науку | Kyivstar Business HUB
RUS
  • Люди
На сайте ведутся технические работы, в связи с чем возможно некорректное отображение статей. Просим извинить за временные неудобства.

Моя дорога в науку

Дан Шехтман

О моей семье

Корни моей семьи с обеих сторон в Украине. Мой дедушка, который в 1906 году уехал из Днепропетровска, был одним из основателей государства Израиль. Я представитель третьего поколения израильтян, а мои внуки – это пятое поколение. По образованию я инженер, эксперт в области электронной микроскопии. За открытие в этой сфере я получил Нобелевскую премию в 2011 году. Я преподаю в Израильском технологическом институте Технион, первом университете Израиля, основанном в 1912 году. У меня четверо детей и десять внуков. Моя жена психолог, преподаватель университета. Наши три дочери – психологи, у двоих степень PhD, а одна – магистр. Сын имеет степень  PhD  по физике, преподает в Стэндфордском университете (США). Он получил три приглашения от израильских университетов на профессорские должности.

О подарке от дедушки, который открыл мне дорогу в науку

Дедушка подарил мне увеличительное стекло, когда мне было семь лет. С тех пор я влюбился в мир маленьких вещей: с пристрастием рассматривал растения, насекомых и другие вещи, которые мне попадались. Я считаю, что этот скромный дедушкин подарок стал толчком к моей научной карьере.

Увлечение микроскопами в школе и университете

Когда мне было десять лет, учитель природоведения рассказал нам о микроскопе. Я попросил его принести прибор в класс. Я первым стал рассматривать листик растения под микроскопом и не мог оторваться. Я попросил учителя приносить микроскоп каждую неделю, но он отказал, так как у нас были другие темы для изучения. Тогда я попросился на склад, где хранился прибор, но ученикам нельзя быть на складе. Это пример того, как не надо делать преподавателю, когда он видит ученика с горящими глазами. Но даже эта ситуация не отбила мой интерес к микроскопам.

Когда я учился в магистратуре университета Технион, у нас появился первый электронный микроскоп. Я не только был первым студентом, кто с ним работал, я устанавливал микроскоп вместе с техническими специалистами. Так я стал экспертом в электронной микроскопии – не только работал с микроскопами, но и анализировал результаты этих мощных приборов. Я стал преподавать электронную микроскопию и до сих пор этим занимаюсь. Благодаря микроскопу я сделал открытие, которое принесло мне Нобелевскую премию в 2011 году. Во время научного диспута по поводу моего открытия моим оппонентом выступил известный ученый-химик. Но поскольку именно я был экспертом в электронной микроскопии, а не он, то прав оказался я.

Лучший подарок для ребенка

Своим внукам я подарил стереомикроскоп, при помощи которого они рассматривают предметы, делают снимки и высылают мне по электронной почте. Если вы хотите сделать хороший подарок детям – подарите им стереомикроскоп! Если вы хотите сделать подарок школе – подарите стереомикроскоп! Это замечательный прибор, позволяющий открыть мир маленьких вещей. Когда вы рассматриваете насекомое, перья или цветочек, вы видите самые маленькие детали, структуру, строение. И это замечательно!

О том, как сделать удачную научную карьеру

Мое самое важное послание молодым людям. Чтобы добиться успеха в науке, необходимы два качества. Первое – очень хорошая общая подготовка. Вы должны знать законы природы, то есть понимать язык математики, физики, химии, биологии. Второе – развить экспертность в одной области. Выберите то, что вам больше всего нравится и станьте экспертом, номером один в мире в этой сфере. Сочетание широких знаний и экспертности в одной области гарантирует вам чудесную научную карьеру.

Я всегда говорил своим детям, а сейчас внукам: ваше образование начинается в детском саду и заканчивается с получением докторской степени.

12.02.2016