ИСТОРИЯ С СЕКРЕТОМ:
ИГРИСТОЕ ИЗ ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА

Думал ли предприимчивый прусский подданный инженер Эдмунд Фарке, заключая в конце ХІХ века с Бахмутской управой контракт на строительство заводов, что внесет неоценимый вклад в создание уникального игристого в центре Восточной Европы?

Все дело в том, что, согласно контракту, европейский заводчик обязывался облагородить городскую инфраструктуру, а в счет компенсации за расходы получал в аренду земельный участок с залежами гипса для развития алебастрового производства. Завод Фарке вскоре стал крупнейшим процветающим предприятием отрасли Востока Украины, а неповторимый по своему микроклимату многокилометровый подземный город в недрах гипсовых шахт со временем положил начало уникальному винодельческому производству.

Подземное царство – побочный продукт гипсовых выработок – молчаливо хранило свои секреты практически до конца Второй мировой войны. В середине 1940-х годов по личному распоряжению Иосифа Сталина были начаты работы по созданию «советского игристого», которое по качеству не должно было уступать французскому шампанскому. Празднование Великой победы требовало особого напитка, и его рецепт вскоре был найден. Создание нового изысканного вина для страны-победительницы стало возможным благодаря уникальности микроклимата артемовских гипсовых штолен, открытой в это время советскими экспертами-виноделами. В любое время года залы хранили постоянную температуру 12–14oС выше нуля и стабильную влажность воздуха – 88-90%, – именно в таких условиях производили игристое вино во французской провинции Шампань.

Постановление о создании Артемовского производства было принято в 1950-м году, а в 1954-ом были произведены первые 500 тысяч бутылок игристого. Напиток был настолько высокого качества, что вскоре стал лучшим и самым дефицитным игристым СССР, которое расходилось в основном по закрытым магазинам для партийной номенклатуры. В отличие от практики большинства советских винзаводов, игристое производилось здесь не по упрощенно-ускоренной, а по классической французской технологии, предполагающей длительную выдержку в бутылке от девяти месяцев до трех лет, в зависимости от марки.

Для того, чтобы заброшенные штольни со стенами, покрытыми обильной черной плесенью, а иногда и полностью залитые водой, без нормального освещения и расчищенных проходов стали современным производством, – создателями предприятия была проделана огромная работа. Современный облик завода – рукотворный памятник нескольким поколениям артемовских виноделов, которые в течение многих десятилетий, начиная с 1950-х годов, не только тщательно выстраивали архитектуру надежного высокотехнологичного цикла производства, но и формировали благоприятную атмосферу, без которой невозможно создание качественного игристого. Сегодня стены гипсовых штолен выкрашены в разные цвета, – палитра радуги как подкова на счастье – для хорошего настроения игристого и отличного расположения духа сотрудников, выполняющих тонкую, почти ювелирную, требующую терпения и любви работу в цехах винодельческого завода.

Артемовский подземный город велик, но настоящее мастерство виноделия не терпит ни суеты, ни шума,
ни спешки, – игристого нельзя произвести больше, чем позволяет урожайность года и вмещает подземное хранилище винных секретов. Даже в условиях модернизированного производства, в соответствии с самыми современными мировыми стандартами, годовой объем высококачественной продукции из Артемовских штолен не превышает 25 млн. бутылок.