Кадрилью на вылет

1119

Львиная доля “сбитых” банкиров выезжают за границу. Часть — продолжают работать. И лишь единицы сидят

Продолжающийся “банкопад” способствует пополнению рядов безработных банковских топ-менеджеров, репутация которых, согласно правилам Нацбанка, считается сомнительной.

Отметим, что в соответствии с нормативами регулятора такие “топы” получают “дисквалификацию” и не могут возглавлять банки в течение трех лет. Правда, многие эти ограничения успешно обходят.

Платиновая карта
Показательным примером может послужить судьба руководства “Платинум Банка”. С этим финучреждением ситуация вообще интересная. Де-факто его возглавлял Дмитрий Зинков, под руководством которого менее двух лет назад развалился “Надра Банк”. Ситуация — трагикомическая.

Дело в том, что г-н Зинков руководил “Платинум Банком” неформально, будучи исполнительным директором компании PT Platinum Public Limited (номинальный собственник банка), поскольку НБУ не утвердил его в должности формального председателя правления из-за дисквалификации по банкротству “Надра Банка”.

Так вот, срок указанной 3-летней дисквалификации истекает через год, и г-н Зинков может снова возглавить какой-либо банк на абсолютно законных основаниях, несмотря на то что имеет в своем “активе” два неплатежеспособных банка подряд.

Это если не считать банк “ИНКО”, обанкротившийся в далеком 1997 г., где Дмитрий Зинков трудился с 1993 г. по 1996 г. У кого еще из банкиров такая карма, сразу и не скажешь. На память приходит лишь Петр Пекур, молодой банкир, примечательная особенность карьеры которого заключается в том, что все банки, в которых он работал, в итоге банкротились!

“Люстрация” ожидает и других руководителей “Платинум Банка”. Так, Марианна Молдавская возглавила розничный бизнес финучреждения на уровне правления под Новый год, за две недели до признания банка неплатежеспособным.

Тогда г-жа Молдавская, которая трудилась в структуре “Платинум Банка” 11 лет из своей 15-летней банковской карьеры, с оптимизмом заявляла: “Уже в следующем году мы намерены войти в Топ-3 в сфере розничного кредитования, а также, оставаясь надежным банком с высоким уровнем доверия клиентов, сохранить лидерские позиции на депозитном рынке”.

Дисквалификация ожидает еще одного выходца из структуры “Платинум Банка” — Вадима Кривовяза, отвечавшего в банке за риски. Хотя на самом деле многое будет зависеть от формальностей. В частности, от того, являлись ли эти банкиры членами правления обанкротившегося “Платинум Банка”.

Приватный банкинг
Особенность команды управленцев ПриватБанка заключалась в минимальной текучести кадров.

Экс-председатель правления Александр Дубилет возглавлял финучреждение почти 20 лет. На уровне его заместителей ротации были минимальные.

Руководящие должности занимали выходцы из структуры банка в рамках карьерного роста.

Примечательно, что этот принцип был сохранен и новым председателем правления Александром Шлапаком. Новое правление сформировано в основном из менеджеров среднего звена ПриватБанка.

Любопытно, что свою должность сохранила Ольга Хлынина, отвечающая за HR. Отметим, что г-жа Хлынина до национализации формально не являлась членом правления.

Иначе она автоматически подлежала бы дисквалификации со стороны НБУ, как и другие управленцы.

Кадровые “вливания” в новое правление ПриватБанка со стороны оказались точечными. Так, казначейство и инвестиционный блок возглавила Галина Пахачук, которая являлась членом наблюдательного совета Ощадбанка по квоте Президента Украины, а еще раньше возглавляла департамент долговой и международной финансовой политики Минфина.

В команду вошел еще один экс-чиновник — “матерый волк” Алексей Бережной, ранее несколько лет подряд руководивший в НБУ департаментом по вопросам борьбы с отмыванием доходов. Третьим “варягом” стал Александр Дубровин, с октября 2014 г. занимавший должность заместителя председателя правления Укргазбанка. В ПриватБанке г-н Дубровин будет отвечать за риски.

А что же бывшие топ-менеджеры финучреждения? Большинство дисквалифицированных банкиров пока держат паузу. Публично о своих планах успели заявить только двое. Бывшие заместители председателя правления Олег Гороховский и Дмит­рий Дубилет анонсировали создание компании, которая будет предоставлять IT-услуги украинским и зарубежным банкам.

 “Мы знаем, как создавать крутой розничный банк, и теперь готовы делиться этими знаниями. Будем заниматься такими блоками, как процессинг, CRM-система, кредитные карты, интернет-банкинг”, — написал недавно Дмитрий Дубилет на своей странице в Facebook.

Операция “реабилитация”
Дисквалифицированные банкиры имеют право восстановить свое честное имя в специальном комитете, созданном при НБУ. До сих пор этой возможностью воспользовались единицы: по данным регулятора, на конец 2016 г. эту процедуру успешно прошли лишь пять кандидатов.

По состоянию на середину декабря на рассмотрении находились еще два пакета документов. По информации БИЗНЕСа, речь идет, в частности, о двух экс-менеджерах банка “Юнисон”, выведенного с рынка 28 апреля прошлого года по причине непрозрачности структуры собственности.

Однако уже в конце июня сразу два бывших топ-менеджера этого фин­учреждения нашли работу. Александр Глущенко стал заместителем председателя правления ТАСкомбанка, а Дмитрий Яковлев занял аналогичную должность в банке “Форвард”.

Новые работодатели “люстрированных” банкиров подали соответствующие ходатайства в Нацбанк, которые, судя по всему, были удовлетворены, а сами банкиры — реабилитированы.

Однако большинство “люстрированных” банковских “топов” игнорируют официаль­ный путь реабилитации. Они пытаются трудо­устроиться на руководящие посты в банковском секторе, пользуюсь всякого рода формальными лазейками.

К примеру, бывший директор казначейства неплатежеспособного Укринбанка Александр Юкало с 1 июня 2016 г. занял аналогичную должность в “Альпари Банке”, а в начале сентября стал заместителем председателя правления.

В самом банке признали, что г-н Юкало процедуру “отбеливания” репутации не проходил, поскольку в Укринбанке не входил в состав топ-менеджмента. Правда, уже в начале декабря Александр Юкало покинул банк.

Немало дисквалифицированных банкиров продолжают де-факто руководить финучреждениями и (или) отдельными направлениями бизнеса, занимая номинальные должности. Например, бывший топ-менеджер “Дельта Банка” Евгений Березовский по-прежнему “рулит” Агрокомбанком из кресла управляющего директора.

Бывший заместитель председателя правления банка “Финансы и Кредит” Игорь Львов представляется СМИ руководителем розничного бизнеса этого банка. Хотя официально (номинально) директором соответствующего департамента значится Андрей Демченко.

Снесенные ветром
В то же время основная масса руководителей неплатежеспособных банков все-таки покидают банковский сектор. Экс-председатель правления и собственник обанкротившегося в середине 2015 г. банка “Национальный Кредит” эпатажный Андрей Онистрат продолжает вести привычный публичный образ жизни.

Правда, если раньше он эпатировал публику на страницах деловых СМИ и на банковских конференциях, то теперь сосредоточился на соцсетях. В частности, в Facebook г-н Онистрат позиционирует себя в качестве мотивационного спикера и даже журналиста.

Показательно, что в своей биографии в сети г-н Онистрат вовсе не упоминает о “Национальном Кредите”, только о работе в Укрсоцбанке! Андрей Аркадьевич вроде бы не покинул страну и намекает, что не собирается этого делать.

Он к тому же является вице-президентом Федерации триатлона Украины. Кстати, в небезызвестном с.Бобрица (Киевская обл.), жителем которого является и о судьбе которого заботится г-н Онистрат, уже прошли чемпионат Украины и несколько турниров по триатлону.

Вместе с тем подавляющее большинство банкиров разорившихся банков сочли за благо для себя покинуть страну ввиду риска попасть в “разработку” к следователям. Показательной является история Владимира Хлывнюка, экс-председателя правления банка “Финансы и Кредит”, который с апреля 2015 г. вместе с семьей проживает в одной из стран ЕС.

В Украине на него заведено уголовное дело, связанное с банкротством банка. Отметим, что на момент признания банка “Финансы и Кредит” неплатежеспособным в начале сентября 2015 г. его возглавлял другой банкир — Виктор Голуб, бывший заместитель Владимира Хлывнюка.

Примечательно, что наряду с временным администратором обанкротившегося банка оппонентом г-на Хлывнюка является его бывший шеф и работодатель, собственник банка Константин Жеваго, который, будучи народным депутатом, защищен неприкосновенностью.

Бытует также и версия, что некогда “легенда финансового рынка” Николай Лагун (экс-собственник “Дельта Банка”), в последнее время полностью исчезнувший с “радаров”, пребывает в России. Правда,
с тем же упорством ходят слухи о том, что г-н Лагун все же появляется в Украине, даже в окрестностях НБУ.

Впрочем, подтвердить или опровергнуть эти данные невозможно. Как известно, банки Николая Лагуна потерпели крах еще весной 2015 г. Некоторое время банкир “тусовался” среди элиты, например, был замечен в VIP-секторе стадиона “Олимпийский” во время футбольного матча в сентябре того же 2015 г.

То ли поддержки искал, то ли так, по инерции, заглянул на огонек…
В любом случае о каких-либо активных преследованиях г-на Лагуна правоохранителями речь не идет, хотя время от времени проскакивают подобные новости.

В частности, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) проводит досудебное расследование в рамках уголовного производства по факту растраты средств в “Омега Банке” (тоже был подконтролен г-ну Лагуну) в особо крупных размерах.

Расследование ведется во исполнение определения Соломенского райсуда Киева от 18 ноября 2016 г. Ранее, 12 марта, Печерский райсуд столицы удовлетворил иск государственного Ощадбанка к Николаю Лагуну о взыскании с него, как с финансового поручителя ликвидируемого “Дельта Банка”, задолженности в размере 3 млрд грн.

 “Сразу же после вступления решения суда в законную силу Ощадбанк обратится в Государственную исполнительную службу для его принудительного исполнения и погашения задолженности”, — говорилось в сообщении пресс-службы госбанка. Николай Лагун попытался обжаловать такое решение, но проиграл. Тем временем сумма претензий выросла до более чем 4 млрд грн.

Кстати, после краха финансовой бизнес-империи Николая Лагуна в Украине практически мгновенно сошел “на нет” и его белорусский бизнес. Как известно, в Беларуси г-н Лагун владел банком, который специализировался на потребительском кредитовании (тоже “Дельта Банк”), двумя страховыми компаниями, а также, на паях с тамошними бизнесменами, активами в продуктовом ритейле и строительстве.

 По мнению самого г-на Лагуна, связь между украинским и белорусским фиаско прямая, но не экономическая, а политическая. После решения отечественного Нацбанка о признании украинской “Дельты” проблемной Нацбанк Беларуси потребовал мгновенного погашения выданного местному “Дельта Банку” рефинансирования.

И тут же ввел в него временную администрацию.

Наглядным примером может служить судьба Игоря Дорошенко, бывшего председателя правления банка “Михайловский”, обанкротившегося в мае 2016 г., который не успел покинуть Украину и теперь отдувается по полной программе.

Сначала г-н Дорошенко быстро перешел в структуры того же “Платинум Банка”. Через несколько месяцев, в начале августа 2016 г., его задержали и сообщили о подозрении по факту хищения 870 млн грн. банковских средств и доведении банка до неплатежеспособности.

В начале декабря 2016 г. в отношении Игоря Дорошенко изменили меру пресечения, отпустив его под домашний арест. На прошлой неделе он был госпитализирован по “скорой”. Однако следственные органы сочли сей факт нарушением домашнего ареста с возможной попыткой бегства.

В результате было принято решение взять банкира под арест сроком на два месяца. При этом был назначен залог в размере 160 млн грн. Напомним: случай банкротства банка “Михайловский” оказался одним из самых вопиющих по масштабам мошенничества.

Буквально на прошлой неделе стало известно, что Главное следственное управление Национальной полиции объявило о подозрении Юрию Граматику, бывшему председателю правления обанкротившегося Имэкс­банка (г.Одесса).

 “В ходе досудебного расследования установлено, что по указанию главы Имэксбанка субъектам хозяйствования, прежде всего связанным с банком лицам, выдавались бланковые кредиты.

Кроме того, происходила замена ликвидного обеспечения по кредитным договорам на неликвидное, что повлекло растрату банковских активов”, — сказано в сообщении

Главного следственного управления. Юрию Граматику инкриминируют совершение преступления, предусмотренного ч.5 ст.191 Уголовного кодекса Украины, — присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах.

Окончательная сумма нанесенных убытков устанавливается.

Дмитрий Гриньков,
Валерий Гонтарь


Последние новости:
  • 13:36  Знаменитую певицу экстренно госпитализировали
  • 13:36  Украинцы не хотят платить за коммуналку
  • 13:24  В Донбассе от пули снайпера погиб боец 72-й бригады
  • 13:22  Несчастный случай: в Киеве человек попал под трамвай (фото)