This version of the page http://pl.com.ua/gender-stratocaster/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2017-07-03. The original page over time could change.
Gender Stratocaster
Журнал Новости Блоги Видео
Подписка на журнал

Gender Stratocaster

Tweet

Текст: Валерий Кестер. Иллюстрация: Кристина Ерёмина

Но что мы скажем нашим детям, когда матери уйдут на войну?

Но что мы сделаем, к черту, когда женщина станет войной?!

Вячеслав Бутусов.
«Песня в защиту женщин»

Если бы я писал диссертацию или какой-то другой научный труд на тему «Женщина в рок-музыке», я обязательно сделал бы акцент на различии в гендерном восприятии женского вокала с точки зрения субъектов разных полов. Но я пишу не докторскую, а статью, навеянную собственными мыслями и эмоциями, поэтому влезать в такие дебри не стану.

Просто давайте вспомним, что изначально рок-музыка, появившись в конце 1950-х, была для мальчиков, помимо прочего, средством понравиться девочкам. Вслушайтесь в тексты первого альбома The Beatles – Please, Please Me (1963) – другой темы там нет по определению. Поэтому в начале становления рок-музыки женщин в этом самом роке практически не было. Были герлз-коллективы по типу американских The Supremes, но они исполняли музыку, близкую все же к тому, что в будущем станут называть диско. А рОковых женщин, увы, не было.

Однако пришло время Вудстока, детей цветов, свободной любви и всяческих расширяющих сознание средств. В 1960-х произошел перелом и появилась великая Дженис Джоплин. Весь период 60-х, в принципе, это во многом ее период, и то, что она сделала своей жизнью и своим творчеством (да и своей смертью в 1970 году), навсегда поменяло представление о роли женщины на сцене.  Она позволяла себе то, что до нее не могли себе позволить. Она, наряду с поколением того времени, открыла новые двери. Конечно, во многом в ущерб себе. Умерла она в 27 лет по малопонятным причинам, однако стиль жизни, который она вела до этого, наркотики и прочие излишества, естественно, сказались на исходе. Что нисколько ни умаляет того, что эта девушка сделала за 27 лет для мировой музыки. Это был на самом деле огромный шаг вперед.

В это же время стали появляться мужские группы с вокалистками. Здесь стоит сделать отступление.

На тот момент и очень долгое время после женская сцена делилась на сольных исполнительниц и вокалисток групп. Причем если «одиночки», как правило, были самодостаточны, амбициозны и независимы, то фронтвумен делились на две категории: либо жены, или герлфрендз какого-то условного лид-гитариста, либо просто эстетически привлекающая обертка.

Но, конечно, это не умаляет их таланта – просто так был устроен механизм. Теперь девочки привлекали мальчиков. Вряд ли вам удастся вспомнить много групп, в которых среди мужчин женщины просто играли на каком-то инструменте, а не были лид- или бэк-вокалистками. И даже если такое случалось, как, к примеру, в The Wings или в позднем составе «Гражданской обороны», – это все равно было связано с близкими отношениями с лидерами этих коллективов: Линда с Полом МакКартни и Наталья Чумакова с Егором Летовым.

Но вернемся в 1960-е. Из множества групп, где в то или иное время в вокалистах числились дамы, хотелось бы отметить пионеров психоделик-рока Jefferson Airplane с вокалисткой Грейс Слик, которая до этого была моделью. Ее голос и внешность одновременно (плюс, конечно, музыкальный материал) привлекли к до того малоизвестной команде большое внимание и обеспечили коммерческий успех. Также можно вспомнить группу электрик-фолка Fairport Convention с певицей Сэнди Денни и, наверное, Shocking Blue (голландцы, между прочим) с Маришкой Вереш. Интересно, что, несмотря на вамп-внешность, дама в свои двадцать была, со слов современников, крайне целомудренна, застенчива и скромна. После конфликта с лидером группы ван Леувеном звонила маме и жаловалась ей на него. Не пила, не курила и вовсе не соответствовала шаблонному имиджу герлы конца 60-х.

С наступлением 1970-х плотина прорвалась: возникает панк-рок, и его крестными мамами становятся Патти Смит и Нина Хаген, тоже во многом перевернувшие с ног на голову представление о женской роли в музыке. Тогда же стала известной и Сьюзи Кватро, которая играла на бас-гитаре и говорила о себе: «Я стала первой успешной женщиной в рок-н-ролле, которая возглавляла ансамбль мужчин и серьезно играла на инструменте. Этого не было ни до, ни после меня».

В 1980-е началось некоторое выравнивание между мужским и женским началом в музыке. Уже нельзя было с уверенностью признать доминирование мужчин и несамодостаточность женщин в этой сфере. Женские группы и исполнительницы заполонили медиапространство. Во всех стилях и направлениях. И Тори Амос, и Кейт Буш, и Сюзан Вега, и Пи Джей Харви, и Garbage с Ширли Мэнсон. Да не перечислишь. Тут ко всему подал признаки жизни так называемый русский рок, в котором, естественно, первой ласточкой была и остается Янка (Яна Дягилева). Ее сотрудничество с Егором Летовым в чем-то помогло ей быть узнаваемой, в чем-то погубило ее самобытность. Но это тема отдельного разговора. По крайней мере то, что она успела сделать для советских реалий, было сродни появлению Джоплин в свое время. В свердловском роке была Настя (Полева), которая пела с «Наутилусом Помпилиусом», в группе «Настя» и в дуэте с Егором Белкиным. В Москве была Жанна Агузарова, прославившаяся, кроме пронзительного вокала и неординарной внешности, историей с поддельным паспортом на имя Ивонны Андерс и связанными с этим милицейскими приключениями. Уже к началу 1990-х появилась первая девичья группа «Колибри», исполняющая не столько рок, сколько декадентское кабаре. Однако это было что-то новое и необычное, поэтому притягивающее и завораживающее.

А с началом 1990-х, когда Союз распался, началось становление самостоятельной украинской музыки. В то время украинский рок был еще в зачаточном состоянии, и, по-моему, единственной представительницей альтернативы была Вика Врадий – Сестричка Вика. Какое-то время она выступала с группой «Брати Гадюкіни», в 1992-м завоевала какой-то титул «Мисс Рок-Европа», а в 93-м уехала в США, где и живет в настоящее время. Чем она там занимается, честно говоря, не знаю. Конечно, та музыка, которую она исполняла, сегодня кажется достаточно наивной и социализированной, но такое было время – и в этом его неповторимый колорит и аромат.

Тогда же появилась Ирэна Карпа. Сначала с группой «Фактично Самі», а потом – в составе одноименной команды Qarpa. В этом случае уже прослеживается новое веяние времени – многофункциональность, которая далее приобретет некую трендовость. Ирэна, наряду с многочисленными музыкальными экспериментами, написала большое количество книжек, была ведущей, активно участвовала в политической жизни, а на данный момент является первым секретарем по вопросам культуры Посольства Украины во Франции. Я уж не говорю об эротических фотосессиях – хотя это тоже, конечно, многофункциональность.

В России в это время появилась революционная Земфира, написавшая новую страничку в истории российской музыки и застолбившая за собой место первой. Мелькнули Маша Макарова, Чичерина, группа «Пеп-Си». Но долго они не продержались по разным причинам. Шоу-бизнес, а тем более шоу-бизнес 1990-х, диктовал свои, подчас очень парадоксальные правила. И продержаться на плаву, не играя ширпотребную музыку, было достаточно сложно. Только клубы, только андеграунд.

А украинская женская сцена постепенно наращивала обороты. В конце 1990-х появилась группа «Крихітка Цахес» с вокалисткой Александрой Кольцовой. К сожалению, коллектив прекратил свое существование в 2007-м, но шуму наделал.

У меня не было цели в этом очерке перечислить все группы и всех исполнительниц, поэтому я остановился на тех, которые оставили след о себе в моей памяти. Из групп, играющих сейчас, интересны «Один в Каноэ» с вокалисткой Ириной Швайдак, Vivienne Mort с Даниэллой Заюшкиной, «Гапочка» с Катей Гапочкой и много-много других.

Женщина в рок-музыке сегодня перестала быть маркетинговым ходом. «Дискриминация» в этом плане завершилась. Девушки становятся основателями, лидерами своих коллективов, авторами и проявляют таланты в разных ипостасях.

Конечно, эволюционный путь такого гендерного перерождения намного сложнее и интереснее, чем я смог уместить в отведенный мне объем статьи, и требует отдельного полновесного исследования. Кто знает, может, когда и получится этим заняться. А пока очень радостно то разнообразие в музыке, которое дарят женщины – начиная с Эллы Фитцджеральд и Дженис Джоплин. И я еще не упомянул о хард-роке, гранже, пост-панке и многих других стилях, которые не особо на слуху у большинства, но и там работают женщины. Будет шанс – разовьем тему.

Подписывайтесь на канал «Публичные люди» в Telegram

№10 2016женщиныкестермузыкарок


  • Публикации по теме

    Новости от партнеров

    Оставить комментарий Отменить ответ

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *