По полочкам

550
По разным данным, в Украине в свободном обращении ходят 70-80 тыс. наименований книг. Сам книжный рынок его игроки оценивают примерно в $140 млн. Более-менее активны на нем около 200 издательств. В глазах участников, скажем, рынка нефтепродуктов или продовольственных товаров, цифры просто смешные.

Однако сам факт их наличия свидетельствует о том, что худо-бедно, но этот сегмент отечественной индустрии присутствует на бизнес-карте страны. “Бедно” в данном случае — традиционная жалоба самих издателей, крайне неспешно примеряющих на себя рыночные условия ведения бизнеса, а “худо” — отзывы их партнеров-распространителей, сталкивающихся с инертностью поставщиков.

В мае 2014 г. на этом рынке появился новый игрок — “Книжная биржа”, логистический центр, где со временем, как планируют ее создатели, будут собраны, по возможности, все издаваемые в стране (и даже импортируемые) книги и будет совершаться большая часть сделок по их купле-продаже.

Планы автора этого “стартапа” и соучредителя компании Владимира Школьника одновременно амбициозны и вполне реализуемы, уверен директор предприятия Артем Лобанов (см. блиц-интервью на стр.34). Что уже сделано за год работы, какие подводные камни обойдены и скольким мечтам суждено стать воплощенными в скором времени, БИЗНЕС отправился посмотреть своими глазами.

Пункт приема
Окраина Киева, комплекс под №100 на Столичном шоссе — огромная зона, вмещающая, по информации онлайн-карты, 15 предприятий. Большое желтое строение завешено гигантского размера баннером “Книжная биржа”. Мимо не проедешь. Мы заходим внутрь, нас встречают Артем Лобанов и гулкая складская тишина.

Возможно, все дело в габаритных размерах помещения, где под высоким потолком теряется весь рабочий шум. В зоне приемки, уставленной паллетами с книгами, идет собственно прием товара. Приемщик внимательно рассматривает каждую книгу из упаковки. Видя вопрос на наших лицах, г-н Лобанов поясняет:

 “Когда на склад поступает товар в типографской упаковке, достаточно оценить один экземпляр из нее. Но когда наши партнеры-издатели привозят товар сами, приходится проверять кондиционность каждой книги”. За этой фразой кроется суть большой проблемы, понятной всем, кто хоть раз имел дело с отечественным книжным бизнесом. Незрелый, нецивилизованный, инертный… Каких только эпитетов он не удостаивается.

По словам г-на Лобанова, все дело в особом сознании производителей, в большинстве своем — выходцев из творческой среды. Для них главное — подарить книге жизнь. Вопрос, что с ней делать дальше, зачастую вселяет в них ужас.

Оцепенение они сбрасывают несколько раз в году, приезжая со своей продукцией на специализированные выставки-ярмарки, посетители которых дают издателям вполне конкретный сигнал, голосуя гривней. “Книжная биржа” обещает наладить этот диалог.

По сути, это бизнес-платформа, сводящая на своей территории два противоположных лагеря — производителей и продавцов книг. Сейчас со стороны первых на Бирже представлены уже почти 50 издательств (10 из них — крупнейшие, вроде “Фолио”, “Махаон-Украина”, “Мастер-класс” и др.), на подходе еще 60.

Вторая сторона пока представлена скромнее — около 30 распространителей, среди которых FMCG-сети и интернет-магазины, оценившие преимущества работы с одним крупным поставщиком и форматом “не вставая с дивана” (клиенты Биржи получают круглосуточный доступ ко всем товарным остаткам в онлайн-режиме).

На вопрос, работают ли с Биржей классические книжные сети, г-н Лобанов отвечает отрицательно и объясняет, почему. Все сделки на платформе совершаются, как в известном романе: утром деньги, вечером стулья. Тогда как книжные магазины традиционно рассчитываются с поставщиком после продажи его товара, растягивая процесс практически до бесконечности, на что справедливо пеняют издательства.

Пункт хранения
“Наша гордость”, — Артем Лобанов ведет нас в следующее помещение. Мы на складе, или в зоне активного хранения. Здесь на трех этажах помещаются около 40 тыс. наименований книг.

Оборудован склад, как операционная в больнице: все максимально функционально — от фотоэлементов без ультрафиолета (вступает в реакцию с хлором, содержащимся в типографской краске) до поломоечной машины, выезжающей на уборку в тот момент, когда влажность в помещении опускается ниже 40%, а температура — поднимается выше 18оС.

Мимо нас снуют сотрудники с тележками и отборочными листами. “Весь процесс жестко маршрутизирован компьютерной программой так, что поиск товара проходит поэтапно, от полки к полке, и нет нужды менять этажи”, — поясняет директор.

Информация о товаре содержится помимо компьютера на специальных стикерах, помогающих свести ошибки при формировании заказа почти к нулю. “На 1,5 млн операций в среднем в месяц вероятность ошибки исчисляется в единицах”, — говорит г-н Лобанов.

К слову, во время приемки с каждой товарной единицы фиксируется около 40 параметров — габаритные размеры, масса, сканы обложек и др. Здесь фактически выполняют работу за производителя, у которого часто просто нет для этого ресурсов. Работает склад круглосуточно.

Это оправданно, отмечает г-н Лобанов, так как Биржа взяла на себя обязательства до 20.00 отправлять все заказы, полученные в первой половине дня, а поступившие после 15.00 — утром следующего.

“У нас подписаны договоры с шестью ведущими транспортными компаниями, но клиенты вправе выбрать перевозчика самостоятельно”, — г-н Лобанов заводит нас в последнюю зону, зону контроля и транзита, оборудованную в том числе камерами с высоким разрешением (чтобы избежать претензий к упаковке и фасовке).

Отсюда товар разъезжается по заказчикам, а мы идем в офис, чтобы поговорить о самом интересном — коммерческой составляющей проекта.

Пункт расчета
Бизнес-модель “Книжной биржи” держится на трех китах: логистике, внутрибиржевых сделках и непосредственно коммерческой деятельности. Первый “кит”, он же основной, пока самый привлекательный для партнеров проекта. “Производители хранят у нас книги бесплатно.

Деньги мы берем только за каждую единицу товара, покидающую склад: 18 коп. за складскую обработку, включающую прием товара, обработку заказа, отбор, контроль, упаковку. Не спрашивайте, откуда эта сумма. Она условная”, — признается г-н Лобанов и добавляет, что отнюдь не исключает того, что когда рынок привыкнет к предлагаемым Биржей условиям работы, эти самые условия могут измениться.

“Кит” под номером два должен делать из “Книжной биржи” то, чем она по сути своей и является, — посредника между владельцем товара и желающими его купить. Коммерческий интерес в данном случае — 3% биржевого сбора с продавца.

Пока эта сторона деятельности компании только отлаживается. Опять же по причине нерасторопности участников рынка. Но надежды на это направление бизнеса Биржа возлагает самые большие.

Третьим “китом”, по признанию директора, компания категорически не хотела заниматься, несмотря на очевидную выгоду. “Как бы то ни было, между издателями и дистрибуторами уже устоялись определенные связи. И мы не хотели в эти отношения вмешиваться.

Мы даем производителю возможность зарабатывать, а оптовику — консолидированно приобретать товар нескольких производителей по оптовым ценам”, — поясняет он. Но желание поскорее вывести проект на точку безубыточности оказалось сильнее альтруизма.

У Биржи своеобразное право “первой брачной ночи” — возможность купить книги у производителя по самой низкой в стране цене и дальше распоряжаться ими на свое усмотрение. В том числе продавать через свой интернет-магазин, имея огромное преимущество перед конкурентами — физическое наличие товара, чем мало кто из виртуальных продавцов может похвастать.

“Из-за очень большого риска невыполнения заказов многие магазины с именем отказываются от такой товарной группы, как книги”, — раскрывает Артем Лобанов причины небольшого объема реализации книг в интернете (всего 4,5% оборота книжного рынка). Биржа же вследствие своей специфики от такой проблемы избавлена.

Еще один канал поступления денег пока в перспективе. По задумке владельцев Биржи, им может стать книжный магазин формата cash & carry с ценами, которые будут ниже рыночных, — как для бизнес-клиентов, так и для рядовых покупателей. “Воодушевляет нас удачная практика книжных ярмарок.

Люди готовы покупать книги. Для этого им нужны правильное позиционирование, ценовая политика и ассортимент. Все это нам по силам предложить”, — на оптимистической ноте завершает беседу директор Биржи, обещающей книгам новую жизнь.

Складской комплекс “Книжная биржа” — это:
  • 22 тыс. кв. м площади;
  • стеллажная и сотовая системы хранения;
  • гидравлические рампы и пандусы;
  • многоуровневая система контроля
Последние новости:
  • 23:48  Под Ростовом разбился пассажирский автобус из Донецка: есть жертвы
  • 23:43  Стало известно, почему подозреваемый в убийстве байкера, сдался полиции
  • 23:30  Ударила АТОшника молотком по голове: в Днепре задержали эту сепаратистку
  • 22:58  Во Львове задержали прокуроршу, которая пыталась дать солидную взятку оперативникам