Абакумова Юлия Александровна
Коллеги-рестораторы из других городов — реализованной на практике идеей “спільнокошта”. А гражданские активисты — возможностью “капитализировать” общественные начинания для реализации своих же инициатив. Общественный ресторан — новый пункт на деловой карте Украины, на который мы отправились взглянуть своими глазами.
Ресторанная “кухня”-1
Привокзальная площадь Ивано-Франковска к 6.00 почти пуста: пассажиры, приехавшие из Киева, разобраны шустрыми перевозчиками: Косов, Коломыя, Яремче и, конечно же, Буковель. Как горько шутят местные жители, турист съедает на вокзале чебурек, садится в маршрутку — и только его тут и видели.
Понаблюдав за работой зазывал-маршрутчиков, вооружившись картой, я отправляюсь в город. В предрассветный час витрина Urban Space 100 светится весьма заманчиво. Для начала седьмого утра открытый ресторан — нонсенс даже по столичным меркам. Но один из столиков здесь уже занят. Пока я делаю заказ, гостей становится еще больше.
В ожидании тарелки творога и чашки латте устраиваюсь на диванчике на втором этаже и осматриваюсь. Урбанистический дизайн, психоделическая ярко-зеленая стена соседствуют с черным потолком, а столики “на двоих” — со столешницами, за которыми легко уместятся одновременно человек 15.
Из-за стеклянной перегородки на террасе второго этажа видна “кухня” самой кухни со всей ее технологической начинкой. С утра пораньше клиентов обслуживает один официант, один повар и один бариста. К моменту, когда завтрак будет плавно перетекать в бизнес-ланч, команда увеличится до 15 человек.
Ко второй смене поваров и официантов присоединятся менеджеры, арт-менеджер, технический персонал. Пока же в ресторане затишье. Но к семи утра посетители подтягиваются. И пусть велосипедистов, о которых мне расскажет позже руководитель ресторана Наталья Джичко (см. “Блиц-интервью” на стр.32), я среди них не замечаю, зато компания рядом, сдвинувшая два столика, — точно туристы, причем двое из них — иностранцы. Так что жалобы на то, что Ивано-Франковск — пункт транзитный, явно преувеличены.
Ресторанная “кухня”-2
Начало работы ресторана в 6.00 — пожалуй, единственная уступка пока еще малочисленным заезжим туристам. В первую очередь Urban Space 100 ориентирован на местную аудиторию. Молодежную, само собой, но что немаловажно — социально активную.
Ведь в основе концепции ресторана заложена социальная миссия: запустить в городе площадку для коммуникаций неравнодушных франковцев, желающих не словом, а делом изменить город в лучшую сторону. “На дело” планируется пускать 80% прибыли ресторана.
В само же дело было вложено $100 тыс. — по $1 тыс. от каждого из ста соучредителей Urban Space 100. Да, у нового ресторана 100 владельцев, инвестировавших в проект ровно по $1 тыс. Причем владельцев, несмотря на всю авантюрность затеи, весьма здравомыслящих: среди учредителей значатся политики, журналисты, программисты, бизнесмены.
Есть и рестораторы, егодня ивано-франковский ресторан Urban Space 100 подведет итоги работы за первый квартал. Заведение открылось 27 декабря 2014 г. и произвело фурор не только в Ивано-Франковске. Так, “пересічні” горожане удивлены самой концепцией ресторана — открытой площадки для дискуссий.
Коллеги-рестораторы из других городов — реализованной на практике идеей “спільнокошта”. А гражданские активисты — возможностью “капитализировать” общественные начинания для реализации своих же инициатив. Общественный ресторан — новый пункт на деловой карте Украины, на который мы отправились взглянуть своими глазами.
Ресторанная “кухня”-3
“Фишка” ресторана — практически ежедневные мероприятия: от киносеансов до общественных слушаний. Последние собирают гораздо больше людей, чем концерты или другие культурные акции. Что говорит об определенном общественном зуде горожан.
Например, мартовская дискуссия на острую тему “Свободное озеро” (против застройки местной природной достопримечательности) собрала более 200 человек. На дебаты “Горячий спорт” (о развитии спортивной инфраструктуры) пришли 160 человек.
Тогда как еженедельные бизнес-завтраки “Ранкові теревені” интересны пока 10-15 гостям. На апрель запланирован дебют вечеров стартапов “Акулы бизнеса местного масштаба”.
“Точнее — окуньки бизнеса, потому что до акул наши бизнесмены пока не доросли”, — смеется Андрей, автор идеи.
Преимущественно социальная направленность проекта Urban формирует и его маркетинговую политику: бизнес такого рода не требует особых вложений в рекламу и PR. Достаточно анонса предстоящих акций в социальных сетях, а “сарафанное радио” само все сделает.
“Посмотрите, сколько в Instagram фото из Urban, — говорит Виталий Гоголь. — Он уже популярен. Сюда приходят не просто поесть, а отметиться, показать сообществу: я тут был”.
Похоже, модным в Ивано-Франковске становится не только сам ресторан, но и идея, из которой он родился. Во всяком случае, соучредители Urban воодушевлены открывающимися перед их небольшим сообществом возможностями.
“Любой из нас может предложить для обсуждения свой проект по улучшению города и взять на себя полное физическое, процедурное и техническое его сопровождение. Путем прямого голосования на общем собрании мы решим, какое предложение заслуживает финансирования,
— Виталий разъясняет механизм реализации предстоящих социальных проектов. — Приоритет будет отдаваться тому проекту, реализация которого уже сдвинулась с мертвой точки. Например, есть договоренности с какой-то организацией, что отремонтированный или построенный объект она возьмет на свой баланс”.
“Это необязательно должно быть что-то физическое. Мы хотим изменить стратегическое планирование в городе, — добавляет Игорь. — Мы хотим спровоцировать реакцию в городе. И сам Urban, собравший такое количество инициативных людей, — уже вызов обществу”.
“Это не похоже на некое соревнование с креативным Львовом?” — провоцирую собеседников под конец разговора.
“Нет такой цели — догонять и обгонять Львов, — Юлию Ляхович мой вопрос ничуть не задел. — У Львова свои проблемы: если из города начнется отток туристов, многие бизнесы закроются.
Наша целевая аудитория — местные жители. И создавая полноценные живые проекты, мы хотим сделать Ивано-Франковск просто хорошим городом”.
Юлия Ляхович:
“У нас были гости из Броваров,
которых наша идея — краудфандинг
от 100 людей — вдохновила на создание похожего проекта”
Николай Гавриляк:
“Большинство учредителей — жители Ивано-Франковска.
Кто-то связан с городом, кто-то часто здесь бывает,
кому-то нравится город”
Виталий Гоголь:
“Каждый из нас понимает,
что это своего рода
одноразовый акт благотворительности”
Андрей Кузнецов:
“Три рекомендации
для участия в проекте — входной фильтр.
Нам не хотелось, чтобы кто-нибудь портил заведению имидж”
Блиц-интервью
“Надеемся, что Urban будет прибыльным”, —
говорит Наталья Джичко, руководитель ресторана Urban Space 100
— Не возникает конфликта интересов у тех, кто пришел в ресторан поесть, с теми, кто заглянул на какое-либо мероприятие?
— С самого начала планировалось, что большая часть зала будет отведена под проекты. Зашедшие к нам выпить чашку кофе или поесть могут уединиться наверху, там спокойнее и можно наблюдать за работой кухни. Мы думали, как будут реагировать посетители ресторана, скажем, на показ фильма. Но скандалов на этой почве пока не было.
— Вход на мероприятия у вас бесплатный. Нет обязательного требования сопровождать вечер чеком?
— Нет, но редко кто не закажет хотя бы чашку кофе.
— У вас небольшое меню. Это часть концепции или издержки начала работы?
— Кстати, мы его регулярно перепечатываем, так как все время что-то меняем, прислушиваясь к отзывам гостей. Urban задумывался как заведение быстрого обслуживания. Бульоны, борщи мы подавать не планировали. Наше фирменное блюдо — сандвичи. Правда, за пять минут их приготовить не получается, нужно минут 15.
Поначалу они были огромного размера: мало кто съедал их полностью, пришлось уменьшить порции. Со временем добавили салаты, овощные супы, завтраки, паи — блюда урбанистического характера. Скоро начнется сезон овощей и фруктов, опять будем экспериментировать. У нас все продукты украинские.
Даже сыры — моцареллу, качотту, кальятту — для нас делает частный сыровар Микола из-под Ивано-Франковска. А большую часть продуктов мы покупаем на рынке.
— Показатели за прошедший период говорят о том, что у проекта есть будущее?
— Мы надеемся, что Urban будет прибыльным. Каждый наш гость понимает, что вкладывает свои деньги во что-то общее — в детскую площадку, в улицу, а не в карман владельца. Эту идею мы и реализовываем. Поэтому-то и ориентируемся в большей степени на местное население, хотя и о туристах не забываем, ради которых и открываемся в 6.00.
— Это оправданно?
— Как только открылись, с самого утра никого не было. Сейчас уже и по 15-20 человек бывает. Франковцы не очень рано встают, но у нас много велосипедистов, которые с утра заглядывают к нам съесть йогурт с черным рисом, выпить чаю, “посидеть” в интернете. Есть даже один постоянный гость, по которому можно сверять часы.