Абакумова Юлия Александровна
Несмотря на сокращение российского импорта (как “белого”, так и “серого”, наличие которого отечественные игроки традиционно называли главным препятствием для прорыва), объемы производства собственной печатной продукции сокращаются.
Так, по данным Книжной палаты Украины, за январь — апрель 2015 г. в стране было издано книг и брошюр на 25,2% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. Общий тираж по сравнению с прошлогодними показателями сократился на 59,1%.
В какой-то степени о назревших проблемах свидетельствует и тот факт, что хедлайнеры одной из крупнейших специализированных ярмарок “Книжный Арсенал” в этом году привезли в Киев в разы меньше новинок, чем в прошлом. Тем не менее панорама представленных в “Арсенале” издательств по-прежнему впечатляет.
В этом году к уже зарекомендовавшим себя на рынке игрокам присоединились малые издательства, портфель которых не превышает 10 наименований книг в год совокупным тиражом до 10 тыс. экземпляров. По большей части все свои проекты они финансируют самостоятельно. Что движет этими людьми, что может минимизировать их риски, БИЗНЕС спросил у них самих.
Вне мейнстрима
Организатор специальной программы ярмарки для “малышей” и коллективного стенда “Малые издательства: книги вне мейнстрима” Ирина Батуревич обозначила одну из ключевых проблем своих подопечных: “Здесь представлены книги около 30 небольших издательств, но далеко не все издатели присутствуют физически.
Некоторые прислали свою продукцию почтой или передали с коллегами. Все упирается в цену вопроса”. Стоимость дороги, проживания, оплата стенда плюс само производство, цены на бумагу, печать, логистику в полной мере могут ощутить на себе не только производители, но и их непосредственные клиенты — читатели.
Книги, изданные с большой любовью (а небольшие издательства, в отличие своих “тяжеловесных” коллег, предпочитают работать с эксклюзивным контентом) и давшиеся большой кровью, заметно дороже продукции масс-маркета. Логично, что и спрос на них тоже отнюдь не массовый.
Хотя именно эти книги все более-менее заметные украинские литературные премии не оставляют без своих наград. “У лучшей книги года в таком издательстве тираж будет максимум 1 тыс. экземпляров. Какой у нее шанс попасть к читателю?” — справедливо заметила г-жа Батуревич. Но многих игроков рынка это не пугает.
В качестве ориентира им служит успех львовского “Видавництва Старого Лева”. Когда-то детище Марьяны Савки рискнуло брать в работу нетривиальные тексты, от которых отказывались другие издательства, считая их бесперспективными. И теперь львовяне демонстрируют заметный рост на фоне стагнации отрасли.
В свое время именно независимые издатели открыли российскому рынку Виктора Пелевина, Дмитрия Быкова, Захара Прилепина. А перипетии вокруг книжной серии о Гарри Потере Джоан Роулинг уже стали легендой.
Причина пусть долгого, но все же успешного пути, отмечают опрошенные нами издатели, парадоксальна: чтобы издать хорошую книгу, в перспективе — бестселлер, к ней не надо относиться как к продукту, на котором в первую очередь хочется заработать. И тогда она непременно найдет своего читателя.
“У меня нет проблем с целевой аудиторией, — призналась Ирина Игнатенко, основатель издательства “Интеллектуальная книга”, представляющая на “Книжном Арсенале” свое серьезное этнографическое исследование “Женское тело в традиционной культуре украинцев”.
— На живого этнолога с удовольствием приходят читатели, которые раскупили уже два тиража (по 1 тыс. экземпляров. — Ред.) книги”. Отвечая на вопрос, где изыскивать средства на удовлетворение первоначальных издательских амбиций, все опрошенные нами участники ярмарки единодушны: вкладывать свои.
Как пошутила Елена Осмоловская, директор и основатель издательского центра “12”, если она для издания своей первой книги продала машину, то многие ее коллеги свою первую машину пока так и не купили. Вариант искать спонсорскую помощь предложила Ольга Лужецкая из Виноградова.
Чтобы ее первая книга о закарпатской кухне “Финомшаг по-севлюшски” увидела свет, 13 тыс.грн. собирали с местных заведений общепита. Издателю — первоначальный капитал, спонсору — прямая реклама.
Но пахнущая свежей типографской краской книга — не товар, если она не находит своего места на полках магазинов. Как решить проблему с книгораспространением, на “Арсенале” рассказали коллеги наших малых издателей из России (см. “Медленная книга”).
Строим планы
Тема объединения малых издательств в нечто подобное профсоюзу назрела давно. Как минимум, такой формат общения позволит “малышам” быть представленными на крупнейших выставках-ярмарках не только в Украине, но и за границей.
А также даст возможность централизованно отстаивать свои права на место под солнцем на полках магазинов. Никто из крупных книготорговых сетей не скрывает: работать с отдельными “производителями”, прайс которых не превышает 10 наименований, им неинтересно. Другое дело — “оптовые” поставки.
Еще одним серьезным подспорьем может служить е-коммерция. Речь идет не только о торговле по интернету, но и о продаже электронных книг. “Мне кажется, для вас электронные книги — потенциально интересный канал продаж, — поделился рекомендациями маркетинг-менеджер Google Play Андрей Комар.
— В Украине увеличивается количество смартфон-юзеров. Если в 2012 г. их было 7%, в 2013 г. — 14%, то в 2014 г. — 24%. Есть прогноз, что до 2016 г. их будет около 74%”. Подтверждает оптимистичный прогноз и руководитель компании BookLand в Украине Людмила Каранда.
Правда, как менеджер крупнейшего отечественного книжного ресурса, она предупреждает, что их компания тоже имеет некоторые ограничения на сотрудничество в зависимости от количества наименований книг. “Мы стараемся брать издателей хотя бы с 10 книгами в прайсе.
Желательно понимать, что издательство не остановилось на этом количестве и будет развиваться, а мы будем получать новый контент”, — пояснила она. Набирает популярности и практика кооперации в одном проекте малых издательств с крупными. “Малыш”, попавший в структуру ведущего игрока рынка, получает не только финансовую “подушку”, но и ресурсы на распространение и продвижение.
Удача сопутствует смелым, говорили древние. Рискнув сегодня войти в бурные воды украинского бизнеса, завтра малые издательства имеют шанс оседлать волну.
Чужой опыт
Медленные книги
Катализатором появления в России Альянса независимых издателей и книгораспространителей послужило банкротство в 2011 г. крупнейшего оптово-розничного оператора книжного рынка — компании “Топ-Книга”.
В одночасье были закрыты более 300 магазинов по всей стране, от чего кроме читателей пострадало большое количество малых издательств, особенно провинциальных. Маленькие магазинчики, издатели и распространители старались поддержать друг друга, выстраивая взаимоотношения на личных связях.
Со временем родилась идея создания некоего профсоюза участников рынка. Альянс независимых издателей и книгораспространителей появился к концу 2011 г. Это некоммерческая структура, объединяющая уже около 120 участников. Упор Альянс делает на нетрадиционные каналы распространения.
“Своим главным достижением за время работы считаем то, что нам удалось наладить годичный цикл участия в ярмарках, — поделилась итогами деятельности секретарь Альянса Вероника Кирьянова. — А это в год 10-12 мероприятий разного масштаба и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции и за рубежом.”
Помощь организации заключается в том, что юридическому лицу проще договориться с местными властями о финансировании переезда, логистики, размещения участников ярмарок. Плюс серьезное подспорье — льготная цена на объединенный стенд (обычно до 50 участников).
Некоторые книжные ярмарки в провинции инициированы членами Альянса. “Мало того что они бесплатны для нас, так они еще и всегда прибыльны: по средним прикидкам, в совокупности это дает плюс один-два месяца оборота”, — добавил руководитель Альянса Николай Охотин.
Блиц-интервью
“Для маленьких издательств тоже есть место в жизни”, —
уверена Елена Осмоловская, директор и основатель издательского центра “12”
— Чем было продиктовано желание заняться издательской деятельностью?
— Мне надоело писать в стол, что губительно для любого автора. Желание писать для того, чтобы читали, естественно. А поскольку уже был опыт общения с издательствами, я поняла: не хочу, чтобы мое детище перекраивали в угоду редакторам.
— Для вас издательский центр — это коммерчески интересный проект или исключительно самореализация?
— Кроме того, что издательство — это просто безумно интересно и доставляет удовольствие, оно должно приносить и какие-то деньги. Пока, к сожалению, это большая проблема, и сейчас я над этим работаю.
— В чем формула успеха небольшого издательства?
— Для маленьких издательств, которые я часто сравниваю с маленькими кафе или булочными, тоже есть место в нашей жизни. Они никогда не станут большими, как не станут ресторанами или супермаркетами кафе или булочные. Они должны найти свою нишу и предназначение.
Такому издателю важно понять, в чем его изюминка, чтобы с другого конца страны за его продуктом специально приезжали. Когда я сама пойму формулу успеха, я стану успешным издателем. Пока я себя таковым не считаю: мы на рынке всего два года, выпустили шесть книг. Первые тиражи были по 2 тыс. экз., последние — по 1 тыс.
— Разошлись?
— Пока нет. По разным причинам. Но в основном финансовым. Во-первых, мы не можем продавать книги, печать которых обошлась нам дорого, за бесценок. Во-вторых, сложно попасть на рынок в регионах. Хоть я и гастролирующий автор-издатель, но объехать всю страну не могу. Как не могу поучаствовать во всех книжных выставках и ярмарках.
— Как вам идея некоего объединения малых издательств? Что вы от него ждете?
— Первая практическая задача — как минимум, попадание на мероприятия вроде “Книжного Арсенала” или Форума издателей во Львове. Что самостоятельно маленькому издательству сделать сложно. А объединившись, мы сможем хотя бы быть представленными на выставках. Чтобы вдобавок к рекламе получить деловые контакты и продажи, естественно.
— В Украине уже действует Ассоциация издателей и книгораспространителей.
— Ассоциация объединяет разные по масштабам издательства. И есть такой нюанс: крупные издательства держатся несколько обособленно от таких, как мы, им неинтересно деловое общение с нами.
Наверное, это логично: другой уровень, другая ниша. Но в то же время есть и издатели начинающие, есть те, кто не хочет разрастаться. Нам нужна своя площадка для коммуникации.
— А вы планируете расти?
— Нет. Меня устраивает некая автономность — и творческая, и территориальная.
— Сложно малому издательству попасть на книжные полки магазинов? Крупные игроки вас не притесняют?
— Я с этим не сталкивалась. Понятно, что магазинам невыгодно работать с поставщиком, у которого одна-две позиции в прайсе. Я их понимаю. Но если ты настойчив и у тебя интересное предложение, ты туда попадешь.