![]()
По данным Всемирного фонда природы (WWF), до 2030 года Европа могла бы генерировать более 40% собственной энергии из возобновляемых источников, используя на 38% меньше энергии, нежели в 2005 году и сократив на 50% выбросы парниковых газов, нежели в 1990 году.
ЕС придерживается курса на альтернативную энергетику и такими темпами имеет все предпосылки как минимум выполнить план 20% доли ВИЭ в энергобалансе до 2020 года. Так, согласно отчету European Photovoltaic Industry Association (EPIA) общая установленная мощность солнечных электростанций, работающих по всему миру, превысила 101 ГВт. При этом «альтернативный курс» обретает глобальный характер – если в 2011 году в странах ЕС было инсталлировано 70% новых солнечных систем, то в 2012 году доля европейских стран сократилась до 55%.
Важно понимать, что развитие ВИЭ – прежде всего, объективная необходимость и условие энергетической безопасности государств. Рост спроса на энергию составляет около 3% в год, что говорит о ее удвоении примерно каждые 35 лет. При этом традиционные источники истощаются в запасах и дорожают с каждым годом, именно поэтому как минимум рост спроса необходимо компенсировать возобновляемыми источниками энергии. Последние не только экологичны, но и демонстрируют тенденцию к снижению в цене.
Принятая еще в 2007 г. в ЕС развернутая программа в области защиты климата, развития энергоснабжения и альтернативных источников энергии, получившая название «План 20-20-20», предусматривает сокращение до 2020 г. выбросов парниковых газов на 20% до уровня 1999 г., на столько же процентов должна вырасти в энергобалансе доля биотоплива и возобновляемых источников энергии, а энергопотребление, наоборот, — на 20% сократиться. ЕС рассматривает этот проект как своего рода образец для всего мира. На фоне сегодняшней 1% доли ВИЭ в энергобалансе страны очень амбициозными и смелыми, но вполне реальными, выглядят планы Украины довести этот процент минимум до 11%, согласно обязательствам, взятым при присоединении к Европейскому Энергетическому Сообществу. Очевидно, что Энергетическая стратегия до 2030 года может и должна быть существенно перевыполнена в разрезе ВИЭ, по крайней мере, об этом свидетельствует динамика роста отрасли и потенциал Украины.
Европейское «за» и украинское «не знаю»
На фоне финансового кризиса, в еврозоне в частности, отрасль альтернативной энергетики чуть ли не единственная, которая показывает позитивную динамику роста и которая создает тысячи новых рабочих мест. В ЕС в сфере ВИЭ было задействовано около 550,000 рабочих мест, из которых более половины обеспечено предприятиями «зеленой» энергетики одной только Германией. Среди ведущих стран также Дания, Швеция, Австрия, Испания и Португалия. Даже небольшие страны Мальта и Люксембург на пути к переменам, ведь для европейцев «зеленые» технологии означают экологичность, новации и независимость. И что интересно, это не просто решения правительств, а осознанный выбор самих граждан. Президент Европейского Союза альтернативной энергетики Райнер Хинрикс-Ральвес во время своего визита в Украину заявил, что «Германия уже сегодня может похвастать тем, что более 80% ее населения поддерживают ВИЭ». В Украине же небольшое социологическое исследование Ассоциации «Альтернатива» показало, что каждый пятый готов внедрять возобновляемые технологии у себя в быту, еще столько же – не определились. Но каждый третий вообще не знает о ВИЭ и о том, как их применять. Вот именно эти цифры очень ярко показывают ту полярность между ЕС и Украиной, мировозрение украинцев и их необходимость действовать и менять ситуацию.
По словам Романа Зинченко, координатора Украинской сети энергетических инноваций «Greencubator», «украинцы лишены права выбора: между, возможно, пока что немного более дорогой, но «зеленой» энергией и традиционной. По существу, нам навязывается обязательство обогащать монопольного энергопоставщика без каких-либо альтернатив. Именно поэтому нам необходима энергетическая революция, подобно той, которая произошла и продолжает определять развитие сектора информационных технологий. Только тогда, когда мы станем настоящими клиентами энергорынка, получим реальный выбор, сможем влиять на энергетику, быть активными участниками и даже производителями энергии, Украина сможет стать на путь энергонезависимости».
С чего начать? Прежде всего, нужно рассказать людям о «зеленых» технологиях, об их благоприятном влиянии на экологию страны, о возможностях использования природы как бесплатного источника энергии для того, чтобы обеспечить энергетическую независимость государства. Также на новый уровень сознания должна подняться проблема экономии ресурсов и энергоэффективности. Кроме того, население должно чувствовать положительные изменения от этих процессов в повседневной жизни, видеть новые рабочие места, которые создает новая отрасль, развитие местной промышленности и пр. К примеру, если по официальной статистике Украины, потребность предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в рабочей силе с 2007 года по 2011 год уменьшилась почти в три раза, то в секторе ВИЭ, по данным Ассоциации АПЭУ, на противовес создано более 15 тыс. рабочих мест.
«Расходы и приходы»
Традиционно наиболее действенным механизмом стимулирования развития ВИЭ во всех странах мира является «зеленый» тариф или другая форма – «зеленые сертификаты». Именно из-за него и других госстимулов ВИЭ подвергаются беспощадной критике, разумеется, прежде всего, со стороны лобби традиционной энергетики. Однако согласно же отчету Международного энергетического агентства (МЭА), в 2011 году поддержка традиционных видов энергетики в шесть раз превысила поддержку возобновляемых. Главный экономист МЭА Фатих Бирол сообщил, что «глобальные субсидии на ископаемое топливо в 2011 году составили 523 млрд. дол, обеспечивая стимул выбрасывать CO2-эквивалент по цене до 110 дол/т. Субсидии на возобновляемые источники энергии составили в этом же 2011 году 88 млрд. дол.».
Представитель Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов (Германия) Юрген Кайнгорст считает, что именно «масштабные субсидии традиционных энергоносителей являются самой большой проблемой для инвесторов, ведь они искусственно занижают цены на энергию, производимую традиционными источниками».
Аналитики из сиднейского филиала Bloomberg New Energy Finance (BNEF) обнаружили, что электричество из несубсидированных местным правительством возобновляемых источников энергии в настоящее время обходится дешевле, чем из недавно построенных электростанций на газу или угле.
У австралийцев появились наглядные доказательства того, что возобновляемые источники энергии являются экономически более эффективными, нежели уголь или газ. Аналитики BNEF пришли к выводу, что строительство новых угольных электростанций в Австралии является маловероятным, и что экономика страны в будущем, скорее всего, будет развиваться за счет возобновляемых источников энергии. В ближайшие десятилетия цены на уголь вырастут, а технологический прогресс позволит нивелировать прерывистый характер ветровой и солнечной энергетики, поэтому Австралия может стать одной из первых стран, чьи экономики будут целиком и полностью поддерживаться возобновляемыми источниками энергии.
По данным, предоставленным Председателем Государственного агентства по энергоэффективности и возобновляемой энергетики Николаем Пашкевичем, за 2011-2012 гг. Украина привлекла в отрасль ВИЭ более 21 млрд. грн. Это означает, что на 1 гривну, потраченную с госбюджета, было привлечено 30 гривен инвестиционных средств. Сможет ли похвастать таким показателем традиционная энергетика (нефть, уголь, газ), которая получила в шесть раз больше государственных субсидий в мире, нежели ВИЭ?
Инвестиционный энергопатриотизм
Наряду с процессами структурирования уже развитых рынков возобновляемой энергетики, главным образом стран Еврозоны, происходит и перераспределение инвестиций на новые рынки. В отрасли появились новые лидеры, в первую очередь, это — развивающиеся страны Африки, Южной Америки, Азии и Восточной Европы. В них фиксируется рост ВВП и постоянное повышение потребности в энергоносителях. Так, в Марокко, в рамках проекта Desertec Initiative построена первая часть солнечной электростанции. Ориентировочная стоимость строительства – $1-1,2 млрд. Общая стоимость станции составит $2,8 млрд. В Бразилии – стране, достигшей рекордной доли возобновляемой энергетики (около 90%) в энергопотреблении, продолжают реализовывать инвестиционные проекты. Крупнейший из них – строительство ветрогенераторов ориентировочной стоимостью $0,5 млрд. Румыния в 2012 году вложила в ветроэнергетику рекордные 1,5 млрд. евро, заняв 10-ое место по уровню привлекательности рынка ВИЭ…
Согласно данным MarketLine, глобальная возобновляемая энергетика в прошлом году получила доход свыше 322 млрд. дол. По прогнозам, мировой рынок возобновляемых источников энергии будет расти со среднегодовым темпом приблизительно в 8,5%, доведя суммарный доход к почти 480 млрд. дол. в 2015 году. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2030 году более 7% мирового спроса на энергию для отопления будут удовлетворяться за счет солнечной, геотермальной энергии и энергии биомассы и в сочетании друг с другом. Инвестиции в возобновляемые источники энергии к 2030 году достигнут 5,5 трлн. дол., что составляет почти 50% всех инвестиций в электрическую промышленность.
Кроме того, именно ВИЭ – одна из немногих отраслей, которые открывает доступ к международным капиталам за счет поддержки международными банками и организациями. Интеграция в такие инвестиционные потоки может обеспечить колоссальный экономический эффект для развивающейся экономики.
Украинская альтернативная энергетика в последнее время развивается значительно интенсивнее, чем традиционная энергетика. Согласно отчету Ernst&Young, в 2011 году Украина попала в рейтинг стран, наиболее привлекательных для вложений в возобновляемые источники энергии, а в 2012 году переместилась в нем с 30-го на 29-е место. Были предприняты очередные попытки обретения реальной энергетической независимости, он стал годом начала диверсификации источников снабжения страны энергией. В первую очередь, стоит отметить принятие изменений в закон «Про электроэнергетику», который впервые вводит «зеленый» тариф на электроэнергию из биогаза и произведенную бытовыми солнечными батареями и диверсифицирует для малых ГЭС. Законом было введено понятие «местной составляющей», что должно помочь развитию машиностроительного сектора Украины и созданию ряда сопутствующих бизнесов.
ЕБРР только в 2012 году выделил более 25 млн. евро кредитных средств на финансирование проектов в сфере ВИЭ, причем общая цифра до конца 2013 года достигнет 1 млрд. евро. В рамках поддержки энергетических проектов в конце 2012 года Украиной был получен очередной транш от Еврокомисии в размере более 28 млн., то есть структурные реформы государства получили одобрение ЕС. Таким образом, у нашей страны есть шанс занять ту нишу, которая освободилась в связи с замедлением развития отрасли в Еврозоне и США. По крайней мере, для этого есть все возможности. Главное – создать здоровые условия работы, продолжать задействовать экономические стимулы для бизнеса и в тоже время заручиться поддержкой населения.
Источник: Контракты UA
- Press room
