IT-мобиль

261

Реальная история реанимирования донецкой IT—фирмы в Киеве

Михаил Альперович покинул Донецк с одним чемоданом и начал бизнес в Киеве с нуля

Принято считать, что бизнесом по разработке, внедрению и обслуживанию программного обеспечения можно заниматься в любой точке Земного шара и для его функционирования требуется минимальное материальное обеспечение.

К сожалению, часть Донбасса, попавшая под оккупацию, стала исключением из этого правила. Еще до президентских выборов 2014 г. донецкие “айтишники” начали постепенно покидать регион, захваченный сепаратистами.

Правда, Михаил Альперович, партнер группы компаний “Интрон-Компента”, уезжал из Донецка в начале прошлого лета просто в отпуск. “Отступать не хотелось, мы проводили “круг­лые столы”, собирали митинги, надеялись на скорое разрешение острой фазы конфликта”, — вспоминает г-н Альперович.

Тогда еще были живы надежды на скорое окончание боевых действий, подкрепленные обещанием новоизбранного Президента завершить АТО “за считанные часы”. Но “часы” складывались
в дни, дни в недели, а недели в месяцы.

Действительно, армия была близка к завершению АТО летом 2014 г., но военное вмешательство войск РФ отодвинуло мирное урегулирование на неопределенное время. И донецкий “Интрон”, директор которого покинул город с одним чемоданом, уехав в двухнедельный отпуск, был вынужден начинать свой бизнес в столице Украины практически с нуля.

Нужно сказать, что эта компания — ровесница независимости страны и начала свою работу еще в 1990 г. “Интрон” автоматизирует процессы на предприятиях, разрабатывает и продает программное обеспечение, осуществляет юридическое и консалтинговое сопровождение, оказывает бухгалтерские услуги и т.д.

В Киеве же г-н Альперович объединил свою практику с партнерской компанией. Первый этап переезда и самое начало бизнеса прошли почти безболезненно. Предприниматель отмечает, что сама по себе перерегистрация предприятия была проведена очень быстро, без проволочек и какой-либо коррупционной составляющей со стороны киевских чиновников.

Сложным испытанием для бизнеса стало то, что основная клиентура “Интрона” осталась в Донецке, поэтому клиентскую базу пришлось нарабатывать заново. Практически не удалось сохранить и штат: два сотрудника сейчас работают удаленно, в Донецке, остальные разъехались кто куда: кто в Россию, кто в Европу, кто в другие украинские города.

Но основным испытанием для эвакуировавшейся компании, как и для множества других бизнес-переселенцев, стало несовершенство украинской законодательной базы. Она абсолютно не учитывает особенности функционирования таких предприятий. При этом законопослушные предприниматели фактически ходят по лезвию бритвы. Любой проверяющий, причем действующий согласно букве закона, может запросто уничтожить бизнес переселенца.

“Возьмем элементарное требование предоставить первичную бухгалтерскую документацию. Скажем, оригинал любой накладной. Но наши бумаги за почти 25 лет работы предприятия хранятся в архиве Донецка! Такая же ситуация и с трудовыми книжками; я даже не знаю, живы ли сейчас некоторые из моих прежних сотрудников…” — сетует г-н Альперович.

Предприниматель также отмечает, что зачастую бизнес-переселенцы оказываются между двух огней — фискальными органами Украины и их “коллегами” из самопровозглашенных “республик”. К примеру, за офис “Интрона” в Донецке, к которому предприятие сейчас доступа, понятно, не имеет, требуется уплатить налог на недвижимость.

При этом с настойчивыми пожеланиями оплатить тот же налог к соседям “Интрона” по офисному центру обращаются вооруженные “налоговики” “ДНР”.Михаил Альперович говорит, что с подобными проблемами бизнес-переселенцы остаются один на один — без какой-либо помощи, даже без элементарных разъяснений со стороны государства.