Ресурс-фактор

610

Чтобы обеспечить посевную ресурсами, аграрии заполняют кредитный вакуум, используя финансовые инструменты поставщиков

По расчетам аналитиков Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ), стоимость весенней посевной кампании составит 90,1 млрд грн., что на 34% больше прошлогодних показателей.

Удорожание обусловлено девальвацией гривни, повышением стоимости импортных ресурсов на 24% по сравнению с показателями весны 2015 г., арендной платы за землю на 20% и расширением посевных площадей яровых культур на 1,6 млн га по сравнению с прошлым годом, считают специалисты УКАБ. По их же оценкам, дефицит у аграриев оборотных средств на проведение весенне-полевых работ составляет 15 млрд грн.

Кредитная “чрезвычайка”
Отягчающим ситуацию обстоятельством генеральный директор УКАБ Тарас Высоцкий назвал увеличение налогового давления на отрасль. “Оно искусственно вымывает оборотные средства, необходимые для финансирования полевых работ”, — поясняет он.

Не лучше ситуация и с банковским кредитованием. Несмотря на все разговоры властей, финансовая система так и не заработала в интересах аграрного (да и любого другого) бизнеса. Ситуация только усугубилась. Средняя ставка банковского финансирования в 2016 г. —
20-25% годовых, тогда как в 2014 г. — 20,1%.

“Сейчас единственная программа поддержки со стороны государства — это компенсация кредитных ставок, которая для сектора составляет 300 млн грн., — рассказывает Тарас Высоцкий. — Однако этого недостаточно, поскольку для покрытия операционных затрат необходимо 3,5 млрд грн.”

На этом фоне весьма экстравагантно прозвучало представление Стратегии развития сельского хозяйства Украины на 2015-2020 гг. Ее основные приоритеты 22 марта на 7-й ежегодной конференции Института Адама Смита, Форума “Агробизнес Украины” озвучил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский.

Несколько страниц в этом фундаментальном труде отведено проблемам доступа аграриев к финансовым ресурсам. И, в частности, проблеме кредитования.

Документ, датированный октябрем 2015 г., констатирует общеизвестное: “Действующие ставки финансирования, умноженные на ограниченные возможности использования земли в качестве залога, создают чрезвычайно сложные условия для агросектора”.

Присутствует в документе и длинный перечень того, что необходимо сделать, чтобы облегчить аграриям доступ к финансированию. А вот конкретики, как это сделать, в документе, к сожалению, мало.

Поэтому в качестве резюме в нем обозначены лишь индикаторы реализации, а не перечень реальных инструментов, которые смогут помочь этих показателей добиться.

Например, в качестве таких индикаторов авторы Стратегии называют снижение процентной ставки по коммерческим кредитам на 50%, введение в обращение в Украине аграрных расписок в 2017 г., использование права аренды земли в качестве залога с 2016 г.

Что звучит достаточно декларативно на фоне реальности, с которой сталкиваются аграрии. В частности, их интерес к внедрению тех же аграрных расписок сдерживает неурегулированность вопроса обложения таких операций НДС.

Однако Государственная фискальная служба вкупе с Минфином с завидным упрямством проблему игнорируют.

Что касается реально работающих инструментов финансирования, то они в стране есть, хотя и не в полной мере способны обеспечить потребности аграрной отрасли.

Палочки-выручалочки
Хорошим подспорьем для аграрного сектора остаются международные финансовые организации и производители средств, необходимых для проведения посевной.

Последние применяют для продажи своей продукции различные финансовые инструменты (векселя, отсрочки платежа, аграрные расписки, форвардные контракты, лизинг и др.).

 “В денежном эквиваленте такое финансирование в 2015 г. составило около 20 млрд грн., что на 60-70% больше, чем в 2014 г.”, — говорит г-н Высоцкий. Он также отмечает, что причиной данного прироста является преимущественно девальвация гривни, поскольку платят за эти ресурсы валютой.

По словам эксперта, “ограничений по размеру компаний, которые могут воспользоваться подобными программами, нет — это могут быть сельхозпроизводители с земельным банком 100 га
и более, однако есть ограничения по репутации, продолжительности сотрудничества и уровню доверия к покупателю”.

Кстати, применение финансовых инструментов не только стимулирует продажи продукции компаний-поставщиков, но и дисциплинирует заемщиков и развивает агрорынок.

“Если бы аграрии пользовались исключительно собственными финансовыми средствами, это значительно сузило бы их возможности по использованию качественных ресурсов и современных технологий для проведения посевной”, — говорит Елена Дунина, директор ООО “Піонер Насіння Україна”.

Эксперты отмечают, что благодаря этим инструментам аграрии получили возможность расширить бизнес, оптимизировать деятельность и выйти из “серой” зоны украинской экономики. Тарас Высоцкий прогнозирует дальнейшее развитие рынка финансовых инструментов и их трансформацию.

 Например, товарный кредит, скорее всего, будет постепенно заменен векселями и аграрными расписками. “Потому что вексель и аграрная расписка, с точки зрения обеспечения и гарантирования, являются более надежными инструментами”, — уверяет эксперт.

При этом в перспективе двух-трех лет будет развиваться не каждое направление в отдельности, а пул инструментов финансирования, и тому уже есть первые положительные примеры.

“Наиболее перспективной будет отработанная процедура сотрудничества “банк — трейдер — поставщик — агропроиз­водитель”, когда у каждого имеется свой интерес и каждый разделяет риски, — поясняет г-н Высоцкий.

— Развитие этого направления приведет к удешевлению и повышению доступности финансирования. В пятилетней перспективе будущее за гибридным финансированием”.

Что же рынок предлагает аграрию сейчас? БИЗНЕС намеренно решил не рассматривать наиболее известные инструменты привлечения финансирования — форвард, отсрочки платежей, товарообменные операции, и остановился лишь на тех программах, которые несправедливо недооценены аграриями.

Вексель
За последние несколько лет популярность вексельных обязательств среди украинских аграриев растет. К примеру, в 2015 г. “Райффайзен Банк Аваль” авалировал векселя аграрным клиентам на 1,284 млн грн., увеличив объем портфеля втрое по сравнению с 2014 г.

По словам Руслана Спивака, директора департамента корпоративных продуктов и партнерства “Райффайзен Банка Аваль”, украинский рынок векселей значительно развился после запуска совместной вексельной программы для аграриев компаний Bayer, IFC и “Райффайзен Банка Аваль” в 2011 г.

“До этого никто не воспринимал вексель как эффективный инструмент оплаты в цепочке “агрохозяйство — дистрибутор — производитель — поставщик”, — подчеркивает г-н Спивак и отмечает, что за пять лет существования программы ни одного просроченного обязательства по векселям со стороны клиентов не было.

Суть программы — в кредитовании сельхозпроизводителей при покупке средств защиты растений от Bayer.

В 2015 г. компания Bayer подтвердила около 700 векселей на 161 млн грн., причем с начала существования вексельного финансирования (с 2011 г.) количество выданных векселей ежегодно значительно увеличивается.

“В 2016 г. мы ожидаем до 50% прироста выдачи векселей под новые условия программы, которые предполагают снижение ставки до 1% (ранее составляла 2,7-4,5%)”, — рассказывает Алексей Митягин, заместитель генерального директора, начальник отдела продаж агропод­разделения компании Bayer в Украине, Молдавии, Грузии и Армении.

Для сравнения: банковский кредит на девять месяцев выдается под 21-22% годовых, а обычный вексель — минимум под 4%.

Компания DuPont Pioneer начала работать с векселями в 2013 г. и также отмечает рост интереса фермеров к вексельному финансированию.

“В 2013 г. в структуре сбыта компании доля предоставленных векселей составляла около 6%,
а в 2015 г. увеличилась до 25%, — отмечает г-жа Дунина.

— Мы поощряем применение векселей дополнительными скидками для аграриев”. Она также уточнила, что в 2015 г. компания выдала более 100 векселей, и это количество и далее будет увеличиваться.

По словам самих агропроизводителей, дисконты по “вексельным” контрактам от разных поставщиков составляют 8-12%.

“Когда к нам обратились с предложением о вексельном кредитовании, мы все детально подсчитали, и выяснилось, что это дешевое и выгодное финансирование, — рассказывает об опыте сотрудничества с Bayer Наталия Березовская, директор ООО “Агрон”.

— Преимуществ оказалось несколько: во-первых, фирма платила только разовый платеж по векселю, во-вторых, компания Bayer предоставляла нам дополнительно бонусную программу, снизив на 8% стоимость своих препаратов”.

Помимо этого фермер выиграл на том, что цена покупки импортных препаратов по векселю была закреплена в гривне. При колебании курсов валют курсовая разница не повлияла на расчет по векселю.

Аграрные расписки

Аграрные расписки — относительно новый для украинского рынка инструмент, с помощью которого сельхозпроизводители могут привлекать финансовые ресурсы под залог будущего урожая. Закон выделяет два вида расписок: товарные и финансовые.

Товарная аграрная расписка позволяет аграрию финансировать производство сельхозпродукции путем продажи урожая до его фактического сбора и снимает риск снижения цены на продукцию, поскольку его обязательство фиксируется в количественном, а не в денежном выражении.

Товарными аграрными расписками также могут производить расчеты друг с другом сельхозпроизводители и поставщики продукции (СЗР, семян, ГСМ, удобрений и др.). Применяя финансовые аграрные расписки, должник обязуется погасить долг кредитору деньгами.

По мнению юристов, аграрная расписка — отличный вариант для мелких производителей и новичков в агробизнесе. Поскольку у них может вообще не быть залогового имущества и кредитной истории, а значит, на банковские кредиты они рассчитывать не могут.

Реализация пилотного проекта по распространению аграрных расписок в Украине началась в 2014 г.
в Полтавской области.

 По данным ГП “Аграрные реестры”, в сельскохозяйственном сезоне 2014-2015 гг. было выдано 10 расписок суммарно более чем на 30 млн грн., которые были добровольно выполнены должниками.

Девять из них — товарные, предусматривающие поставку подсолнечника или кукурузы, одна — финансовая. С сентября 2015 г. проект распространился еще на три области — Винницкую, Черкасскую и Харьковскую.

“В текущем сельскохозяйственном сезоне 2015-2016 гг. пока выдано лишь две расписки на сумму, эквивалентную $800 тыс., одна из которых — финансовая, вторая — товарная”, — говорит Сергей Клюца, руководитель ГП “Аграрные реестры”.

Он также отметил, что распространение расписок осложняется рядом сдерживающих факторов. Это уже упомянутое отсутствие урегулирования обложения НДС операций с расписками; затянувшаяся процедура внедрения Реестра аграрных расписок и др. (см. “Блиц-интервью” на стр.36).

Апробацией аграрных расписок в украинских реалиях занимаются в основном крупные поставщики семян и СЗР. В частности, компания “Сингента” скомбинировала аграрные расписки со своей программой “Форвард плюс” (см. “Об успешном…” на стр.32).

Компания “Бурат Агро”, входящая в состав агрохолдинга “Индустриальная молочная компания”, решилась применить аграрную расписку в работе с компанией “Монсанто”.

“В 2014 г. мы отказались от покупки семян через дистрибуторов и решили напрямую работать с компанией-производителем — “Монсанто”, — вспоминает Михаил Петров, директор “Бурат Агро”. Среди сложностей работы с расписками г-н Петров выделил проблемы при регистрации договоров аренды земли.

“В Полтавской области нашелся только один нотариус, который решил этим заниматься. Через него мы оформили аграрную расписку более чем на 2,5 млн грн.”, — говорит г-н Петров. При этом компания “Бурат Агро” намерена и в дальнейшем использовать этот инструмент.

Правда, руководство компании считает, что к процессу следует привлекать банки.

Однако не все аграрии спешат использовать данный инструмент “по-крупному”, ожидая его доработки.

Лизинг
Лизинг — это инструмент, предполагающий долгосрочную аренду сельхозтехники, транспортных средств и оборудования с возможностью их последующего выкупа по остаточной стоимости.

На примере портфеля лизинговой компании ООО “ЭСКА Капитал” видно, что доля сельскохозяйственной техники в нем за шесть лет увеличилась с 6% до 37% (см. “Структура лизингового…”).

“Мы видим повышение спроса со стороны аграрных компаний на финансовые услуги и с уверенностью можем сказать, что в этом году они будут главными заемщиками”, — поясняет Сергей Васьков, управляющий партнер ООО “ЭСКА Капитал”.

Хотя в компании отмечают, что с середины 2014 г. и весь 2015 г. на рынке лизинга во всех сегментах наблюдался серьезный спад, вплоть до полного прекращения финансирования.

Сказались ограниченное количество гривневого ресурса на рынке, нестабильность валютного курса, изменение требований по авансовому платежу.

 “В 2015 г. большинство лизинговых компаний “заморозили” программы финансирования, — рассказывает г-н Васьков. — По некоторым данным, в 2015 г. количество заключенных лизинговых договоров сократилось почти на 80%”.

В этом году участники рынка ожидают “разморозки” отложенного спроса на технику со сторо-
ны их агроклиентов.

 “В 2016 г. мы нацелены на увеличение доли финансирования, так как многие клиенты перенесли закупку с финансированием на этот год”, — говорит Екатерина Безсудная, региональный менеджер по программам розничного финансирования CNHI Capital в Украине (компания более двух лет работает по программе розничного финансирования совместно с компаниями “ОТП Лизинг” и New Holland Agriculture).

Для активизации спроса на технику New Holland условия программы в 2016 г. несколько улучшились. По словам г-жи Безсудной, ставки финансирования снизились на 0,2-1,0 п.п. в зависимости от срока финансирования, а авансовый платеж — на 10 п.п. и начинается с 30%. К слову, стандартный аванс по рынку — 40-45%.

Новое лизинговое предложение специально для аграриев разработали и в “ЭСКА Капитал”. Это 20%-ный аванс на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику, а также аванс в 0% при условии дополнительного залога.

Участники рынка отмечают, что основным спросом мелких и средних хозяйств пользуется бывшая в употреблении импортная сельхозтехника. Что касается украинской техники, например производства Харьковского тракторного завода, которую также можно приобретать в лизинг, то благодаря “адекватной” цене она тоже пользуется спросом среди фермеров.

Потребительский спрос на лизинговые продукты уже демонстрирует оживление и даже положительные показатели. Согласно предварительным данным ООО “ЭСКА Капитал”, за I квартал 2016 г. прирост составил почти 45% по сравнению с показателями аналогичного периода 2014 г. (вследствие того, что объемы лизинга в 2015 г. значительно сократились, в компании считают, что корректнее делать сравнение с показателями 2014 г.).

Бизнес-кейс
Об успешном опыте применения аграрной расписки
Валерий Орошан, генеральный директор группы агрокомпаний “ВИНКОР” (г.Полтава):

— Наша группа объединяет несколько относительно самостоятельных в своей деятельности хозяйств.

Первую аграрную расписку мы оформили в июне 2015 г. с компанией “Сингента”, у которой приобретаем семена и СЗР.

Одновременно мы подписали форвардный контракт на условиях аграрной расписки.

В частности, ООО “Агро Перемога”, которое оформило товарную аграрную расписку, часть средств получило в июне прошлого года. Остальные деньги ушли в счет погашения долга дистрибутору за СЗР, которые мы приобрели ранее.

А в июле 2015 г. ООО “АФ “Червонозаводское свеклохозяйство” также оформило товарную аграрную расписку, после выполнения которой мы получили 100% средств.

Оба варианта контракта — выгодные, условия — одинаковые. Каждый раз мы подписывали контракт на поставку 1 тыс.т кукурузы, так как этой культурой у нас заняты наибольшие площади.

Главное условие контракта — земельный участок, где выращивается культура, являющаяся предметом залога, должен находиться в законном использовании хозяйством, иначе аграрную расписку не оформить.

Кстати, представители компании “Сингента” и нотариус, который оформляет аграрную расписку и вносит ее в Реестр залогов, проверяли соответствующие договоры аренды на этот участок.

Важно, что договор заключается в валюте, а процентные начисления не изымаются. Цена фиксируется на момент подписания договора: в нашем случае цена на 1 т кукурузы в июне 2015 г. была на уровне $139,5, в июле — $154.

Кроме этого, согласно условиям форвардного контракта, который был действительным до декабря, мы имели право один раз пересмотреть цену на кукурузу, что также выгодно.

Поскольку, например, в августе 1 т кукурузы стоила уже $160, и в случае фиксации этой цены в декабре контракт “закрылся” бы с новой окончательной ценой.

В этом году планируем продать 5 тыс.т кукурузы по форвардным контрактам под аграрные расписки.