БИЗНЕС наблюдал, как небанковский сегмент рынка обмена наличной валюты пытался отстаивать свои права
В прошлый понедельник, 11 апреля, состоялся “круглый стол”, посвященный проблеме установки регистраторов расчетных операций (РРО) в кассах небанковских пунктов обмена валют.
На птичьих правах
Как известно, в начале марта Кабмин обязал участников небанковского сегмента рынка обмена валют обзавестись РРО. Постановление №149 от 02.03.16 г. “О требованиях относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для отдельных сфер применения” было принято во исполнение ст.13 Закона “О применении РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг”.
Примечательно, что Закон обязал установить РРО еще с начала текущего года, а постановление Кабмина вообще не содержит каких-либо “дедлайнов”. Более того, требование оснастить кассы РРО содержится и в постановлении НБУ №983 от 29.12.15 г., которым регулятор ужесточил требования к небанковским операторам валютного рынка.
В то же время пока установка у них РРО невозможна по ряду технических причин. Стало быть, участники рынка работают, что называется, “на честном слове”, на устных договоренностях о ненападении с контролирующими и регулирующими органами.
Еще 1 февраля текущего года народные депутаты, члены Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Виктор Романюк и Александр Жолобецкий зарегистрировали законопроект №3856, которым предлагается отменить требования об установке РРО в кассах небанковских обменных пунктов. Впрочем, инициатива продвигается туго: только в конце марта законопроект был одобрен “финансовым” Комитетом.
Кто виноват
Открывая заседание “круглого стола”, его модератор Галина Олифер, генеральный директор Украинского кредитно-банковского союза, констатировала повальный уход в тень рынка наличной валюты. на отметила также, что участники рынка находятся в неравных условиях.
“Лучше всего — теневым менялам, которым не нужно соблюдать ограничения и платить сбор в Пенсионный фонд”, — отметила г-жа Олефир. В то же время, по ее словам, требование об установке РРО в значительной степени ущемляет права небанковских обменников в сравнении с теми же банками. “Но вы не подумайте, что мы хотим навязать РРО и банкам, — поспешила подчеркнуть функционер. — РРО — это лишняя зарегулированность рынка”.
Затем слово получили эксперты и аналитики, которые, как показалось БИЗНЕСу, были далеки от проблем собственно небанковского сегмента рынка наличной валюты. Кстати, Владимир Сиденко, научный консультант по экономическим вопросам Центра им.А.Разумкова, и не скрывал этого. Поэтому он не стал вдаваться в подробную аналитику рынка, а решил говорить “в общем”.
По словам эксперта, корень проблем — в нынешнем руководстве НБУ. “Декрет Кабмина о валютном регулировании от 1993 г. наделил Нацбанк фактически монополией на регулирование валютного рынка, — пояснил г-н Сиденко. — Пока в НБУ работали профессионалы и был рабочий совет, все было нормально”. Финансовый аналитик Юрий Прозоров заявил, что все субъекты рынка должны иметь равные условия.
Экономист “новой формации” Андрей Новак, в свою очередь, тоже пнул Нацбанк: “Детенизацию валютного рынка нужно начинать с НБУ, который работает без правил, в “ручном” режиме”. Не был оригинальным и Виктор Романюк, в очередной раз повторивший свой утопичный тезис:
“У Нацбанка надо забрать функции по регулированию отечественного рынка и передать их ЕЦБ или Банку Польши”. Отметим, что НБУ не поддержал законопроект №3856 об отмене РРО, поэтому попал под раздачу вполне заслуженно. Кстати, из Нацбанка на мероприятие никто не явился, хотя, по словам организаторов, его представителей приглашали. “Политика НБУ загнала валютный рынок в тень и непрозрачность”, — совершенно справедливо заметил г-н Романюк.
РРО — не вариант
По словам Виктора Романюка, де-факто внедрение РРО не приведет к повышению контроля. “Вся эта затея связана с коррупционной составляющей. Кто-то на этом неплохо заработает”, — намекнул народный депутат на выгоды разработчиков и производителей РРО.
По информации Анны Замазеевой, вице-президента Всеукраинской ассоциации финансовых компаний, цены на имеющиеся на рынке РРО колеблются в пределах 7-11 тыс.грн. за устройство. Но такие устройства часто выходят из строя. В то же время хороший “долгоиграющий” аппарат стоит EUR500 и более (около 15 тыс.грн.).
По данным НБУ, на начало 2016 г. в стране работали почти 2 тыс. небанковских обменных пунктов. Следовательно, общие расходы участников рынка на установку РРО можно оценить примерно в 20 млн грн. Только ради этого и создали головную боль для одного из сегментов рынка. Вообще, на “круглом столе” прозвучала мысль, что если и задействовать какие-либо формы контроля, то с применением новых технологий, так сказать, двигаться “от железа к облакам”!
Позже Виктор Романюк отметил, что неоднократно обращался в правоохранительные органы относительно деятельности “черных” менял. “Это оборачивалось пристальным вниманием к легальным участникам рынка”, — посетовал народный депутат.
О своем негативном опыте попыток борьбы с “менялами” поведал и Павел Кушниренко, представитель общественной инициативы “Объединение финансовых компаний — операторов валютного рынка”: “Дважды писал заявление на один “обменник”. Приезжала полиция, но пункт обмена работает до сих пор!”.
В то же время, по его словам, небанковские легальные игроки валютного рынка в каких-либо злоупотреблениях замечены не были, поэтому подобные обвинения в их адрес беспочвенны.
“В отличие от тех же банков, ни одна финкомпания не была уличена в противоправных операциях, что могло бы стать поводом для усиления контроля посредством внедрения РРО”, — заявил г-н Кушниренко. По его словам, если налоговой нужен дополнительный контроль, пусть обменивается информацией с НБУ, который получает отчеты о валютообменных операциях ежедневно.
Едва получив слово, представитель Государственной фискальной службы Юрий Ярмольский отметил, что “фактически живет с этими РРО еще с 1994 г.”. Что это, оговорка по Фрейду? Он заявил, что продавцов РРО в стране 18, и только один из них — иностранный, болгарский. Далее чиновник оперировал техническими нюансами и деталями сертификации этих самых РРО, логично резюмировав свой спич высказыванием против принятия обсуждаемого законопроекта.
Представитель Антимонопольного комитета Наталья Копач была немногословна и не стала занимать чью-либо сторону. “Если хотите получить заключение (позицию) от АМКУ, нужно подавать официальное обращение с описанием ситуации”, — дипломатично заявила чиновник и отметила при этом, что ведомство — естественно, за защиту конкуренции.
О бедных небанках
Анна Замазеева в своем спиче говорила о том, что рынок небанковских обменников уже год стоит на коленях, из-за зарегулированности объемы операций сократились в разы, большинство точек работают “в ноль”.
Такие жалобы, прямо скажем, резко диссонировали с выступлениями предыдущих ораторов и раздаточными материалами, в которых подчеркивалось, что небанковский сегмент находится на подъеме. Так, за последние годы количество операторов увеличилось на 19, тогда как количество банков сократилось на 65.
Аналогично — с точками продаж (обменными пунктами): только за I квартал 2016 г. у “небанков” их количество стало больше на 454, тогда как у банков — меньше на 546. Среди Топ-5 участников рынка (если считать по количеству точек продаж) есть две финкомпании.
Корреспондент БИЗНЕСа решил акцентировать еще большее внимание на данной нестыковке. Вмешавшись в дискуссию, БИЗНЕС привел данные Нацкомфинуслуг, согласно которым за январь — сентябрь 2015 г. финансовые компании совершили операций по обмену валюты всего на 337 млн грн. (около $13 млн).
Это почти на 30% меньше, чем за 2014 г., и в 22 раза (!) меньше, чем в 2013 г. С учетом этих цифр говорить о том, что наличный обмен валют перекочевал из банков в “небанки” просто не приходится.
Поэтому рвение в этот небанковский сегмент новых игроков, увеличение численности точек продаж в условиях ужесточения требований к финансовым компаниям со стороны контролеров (регуляторов), а также действующих ограничений НБУ на валютном рынке выглядит, мягко говоря, странным.
Пожалуй, единственным логичным объяснением могло бы быть то, что значительная доля оборота “небанков” находится в тени, а выход новых игроков — это их попытка частично “отбелиться”.
Мол, смотрите, никакие мы не теневые менялы, у нас лицензия НБУ имеется! Корреспондент БИЗНЕСа поделился этими несложными умозаключениями с участниками мероприятия и попросил их прокомментировать предположения.
Однако аргументированных ответов так и не последовало. Экономист широкого профиля Андрей Новак попытался провести ликбез о том, что иногда доля рынка важнее, чем прибыль. Мол, поэтому небанковские операторы, несмотря на снижение оборотов, терпят, не сворачиваются и даже проводят экспансию! Анна Замазеева среди прочих привела такой аргумент: иногда закрыться дороже, чем остаться и поддерживать деятельность даже без прибыли!
В то же время показательно, что на мероприятии открыто, не маскируясь, присутствовал представитель всего лишь одного небанковского оператора рынка наличной валюты — ООО “Прайд”. Эта компания получила валютную лицензию НБУ еще в конце ноября 2015 г.
На вопрос БИЗНЕСа Анна Базилевич, представитель ООО “Прайд”, ответила, что компания пока не работает на рынке, а только готовится к старту. Есть подозрение, что представителей участников рынка в зале было больше, но они почему-то предпочли сохранить инкогнито.
-
12:15 | 05.05.2016Призыв в армию 2016: кто получит повестки? -
13:00 | 04.05.2016"В тебя как дура влюблена на 85%": ... -
09:16 | 04.05.2016Власти Канады эвакуируют 80-тысячный город из... -
09:53 | 28.04.2016Полиция Киева при задержании разбила голову в... -
19:44 | 26.04.2016Видео задержания НОВОГО полицейского с "... -
18:41 | 26.04.2016Шустер прокомментировал запрет на работу в Ук... -
18:18 | 26.04.2016Оперативное видео задержания депутата на взят... -
17:49 | 20.04.2016"Полиция в оцеплении с титушками": ... -
22:18 | 18.04.2016Ляшко сделал сенсационное заявление. Видео -
15:05 | 18.04.2016Как украинская артеллерия работает по оккупан... -
12:45 | 14.04.2016Как и Кто в Раде выбирали Гройсмана премьером... -
16:53 | 13.04.2016"Будет как на Кубе, 50 лет санкций"... -
14:00 | 13.04.2016Кортеж Порошенко ездит со скоростью 129 км/ч -
17:27 | 12.04.2016Появилось видео, как кортеж Порошенко попал в...