- Минэнергоугля и Мининфраструктуры в десятидневный срок с момента принятия должны передать ФГИ государственные пакеты акций ПАО “Центрэнерго”, ПАО “Николаевская ТЭЦ”, ЧАО “Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод”;
- приватизация ПАО “Центрэнерго” должна осуществляться с привлечением советника в установленном законодательством порядке;
- должны быть внесены изменения в ряд распоряжений Кабмина.
Разработчики проекта планируют завершить приватизацию всего ТЭК, а также Одесского припортового завода (“ОПЗ”), “Сумыхимпрома” и Ивано-Франковского локомотиворемонтного завода не позднее 31 марта — 31 мая 2016 г. По сути, принятие распоряжения открывает возможности для начала дешевой распродажи этих активов определенным бизнес-группам.
Впрочем, гладким обсуждение документа в Кабмине не было. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин высказался против передачи ФГИ (и, соответственно, приватизации в кратчайшие сроки) находящихся в собственности государства акций “Центрэнерго”, приведя вполне достойный аргумент.
Мол, котлы генерирующих предприятий, входящих в эту компанию, работают на марке угля, добываемого исключительно в Донбассе, причем на территории, не подконтрольной сейчас Украине. В связи с этим приватизировать “Центрэнерго” именно сейчас ну совсем нецелесообразно. Тем более что некоторые эксперты ранее говорили, что от продажи “Центрэнерго” теоретически можно выручить до 20 млрд грн.
После этого министр для начала выслушал упреки премьера Арсения Яценюка. А затем слово взял председатель ФГИ Игорь Билоус. Он заявил, что польский кредит в EUR100 млн, соглашение о выделении которого было подписано весной, как раз и будет направлен на переоборудование котлов “Центрэнерго”. Но самое главное — как именно будут переоборудованы эти котлы.
Их намерены перевести на уголь тех марок, которые добываются в Польше. Для наших соседей бизнес абсолютно беспроигрышный: предоставить кредит на переоборудование котлов, чем “подсадить” Украину на свой уголь.
Однако дело не только в своеобразии ситуации с “Центрэнерго”. Приватизация важнейших объектов в период жесточайшего экономического кризиса, усугубленного противостоянием на востоке страны и фактическим отсутствием реформ, в принципе приведет к едва ли не бесплатной раздаче объектов. Что будет мало отличать ее от приватизации 1990-х — начала 2000-х годов.
К примеру, в кулуарах Кабмина обсуждают возможность получения за “ОПЗ”, в лучшем случае, $500 млн. Но на самом деле выручить столько удастся вряд ли. И это при том, что в 2009 г. тогдашний президент Виктор Ющенко отменил торги по “ОПЗ”, на которых за этот госактив было предложено $600 млн. А позже, уже при правительстве Николая Азарова, его планировалось продать за $1,25 млрд.
Приватизация важнейших объектов в период жесточайшего экономического кризиса
приведет к их едва ли не бесплатной раздаче