Шатуны

196

В поисках промышленной политики государства до сих пор блукают и экономисты, и производственники

Анатолий Максюта
утверждает, что для развития в Украине высокотех­но­логических отраслей требуется господдержка

Единой общегосударственной, целенаправленной политики развития отечественной промышленности у Украины нет. Это подтвердили докладчики и участники конференции “Новая промышленная политика Украины: плацдарм для мировых производств или реиндустриализации Донбасса?”, состоявшейся на прошлой неделе в Киеве (организаторы — Киевский международный экономический форум и Институт Александра Поля).

 “Начиная с 1994 г. наши реформы в экономике были направлены на создание экономического бума, однако до сих пор этого не произошло”, — отметил в своем выступлении Анатолий Максюта, бывший и.о. министра экономического развития и торговли.

Причины провала проводимых ранее промышленных реформ — видимо, не только в отсутствии достойных программ, но и в непрекращающемся “спринте” законодательной и исполнительной ветвей власти, представители которых за свою каденцию просто не успевают реализовать анонсируемые преобразования.

Программы
Только за последние полтора года, по подсчетам народного депутата Леонида Козаченко, подготовлены 57 экономических программ. “За это время было создано беспрецедентное количество рабочих групп (417), финансируемых международными организациями, освоивших, по разным оценкам, $100-200 млн только на разработку программ развития экономики”, — заявил г-н Козаченко. Однако почти все эти программы сейчас не реализуются.

А в ключевой из них, в Стратегии устойчивого развития “Украина-2020”, которая была разработана по инициативе Президента Украины Петра Порошенко и представлена им 25 сентября 2014 г., реформирование промышленности и развитие предпринимательства вообще не значатся в качестве приоритетных и первоочередных направлений.

“В этой Стратегии ничего нет о том, как и что Украина будет производить, за счет каких видов деятельности государство будет получать прибыль и достигать европейского уровня жизни, что задекларировано в документе”, — подчеркнула Лидия Шинкарук, доктор экономических наук, заведующая отделом Института экономики и прогнозирования НАН Украины.

При этом она отметила, что реформирование промышленных регионов в странах ЕС обычно длится по 30-40 лет, а в Украине на этот процесс отводится максимум десятилетие. Иначе промышленность страны так и останется полностью сырьевой.

Кстати, на конференции и экономисты, и политики сошлись во мнении, что сырьевые отрасли всегда будут иметь рынки сбыта, так как индустриальные страны продолжают развиваться и постоянно будут нуждаться в ресурсах и сырье.

 “А вот чтобы Украине конкурировать в высокотехнологических отраслях, нужны государственная политика и поддержка”, — отметил г-н Максюта.

Конечно, как по волшебству, сразу несколько новых высокотехнологичных производственных кластеров, которые в одно мгновение завоюют мировые рынки сбыта, в Украине не появятся. Сейчас просто нужно, по словам участников форума, более активно “вклиниваться” в глобальную цепочку создания добавленной стоимости.

Собственно, приоритетные сектора украинской промышленности и инструменты государственной поддержки этих секторов, по мнению некоторых экспертов, определены и прописаны в аналитическом проекте под названием “Политика экономического прагматизма”, разработанном Институтом общественно-экономических исследований.

В частности, к наиболее перспективным производствам разработчики относят информационные технологии и телекоммуникации, изготовление компьютеров, транспортных средств и их деталей, электрооборудование, фармацевтику (см. “Сегментация…” на стр.57).

 Если бы такую экономическую политику удалось реализовать, то, по оценкам ее разработчиков, произошла бы структурно-технологическая перестройка индустрии и повысилась бы добавленная стоимость в высокотехнологических секторах экономики.

Свое видение относительно формирования промышленной политики в стране имеют и промышленники. В частности, эксперты Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) разработали Антикризисную программу совместных действий власти и бизнеса на 2015-2016 гг., которая является, по словам разработчиков, стратегическим планом развития экономики и возобновления индустриального сектора.

 “Нам остро необходима индустриальная политика, подкрепленная принятием соответствующих государственных программ поддержки промышленных производств. Это касается в первую очередь машино- и вагоностроения, а также оборонно-промышленного комплекса, — отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

— Помимо развития указанных отраслей это также активизирует работу смежных секторов экономики, обеспечивающих рабочими местами сотни тысяч украинцев”.

В УСПП БИЗНЕСу рассказали, что данный документ был отправлен руководству страны для ознакомления и планируется его представление европейскому сообществу в Брюсселе в начале декабря.

Проблемы
Приятно удивила активность на конференции представителей реального сектора экономики, которые поведали о своих злободневных проблемах и донесли до представителей законодательной и исполнительной власти конкретные пожелания по выработке промышленной политики в стране. Опрошенные БИЗНЕСом предприниматели уверены, что без реализации эффективной госполитики невозможно не только развитие, но и сохранение существующих производств.

Металлургические заводы, к примеру, “трубят”, что оказались на грани остановки, поскольку у них вымыты оборотные средства по причине невозврата государством НДС. Компаниям автопрома, в частности производителям автокомплектующих, расширять свой бизнес не позволяют ограничения, установленные Законом “О специальной экономической зоне “Закарпатье”, ст.6 которого запрещает создавать филиалы и отделения за пределами зоны.

А для того чтобы рассматривать Украину как производственную площадку для изготовления автомобилей и комплектующих в интересах мировых лидеров отрасли, по мнению Елены Чепижко, руководителя департамента внешних связей группы “Еврокар” и представителя Федерации работодателей автомобильной отрасли, нужно возобновить условия и преференции СЭЗ в Закарпатье хотя бы частично, продемонстрировав таким образом, что государство делает шаг навстречу инвесторам.

Автопроизводители надеются на принятие закона “Об индуст­риальных парках”, благодаря которому станет возможной отмена “налога на инвестицию” в размере до 30% (включающего паевой взнос в 3-10%, пошлину и НДС на импорт оборудования в размере до 10% и 20% соответственно), а также налога на прибыль, которая реинвестируется в развитие на срок до пяти лет.

“Думаю, в перспективе возможен перенос некоторых производственных площадок из Китая и других лоукост-направлений в Украину”, — заявила г-жа Чепижко.

Она также озвучила обязательные для этого условия: более активное сотрудничество государства с глобальными компаниями и стабилизация налоговой системы. Напомним: за время действия в Закарпатье СЭЗ (2001-2005 гг.) в Украину пришли несколько международных компаний, вложивших более $1,5 млрд.

Обувщики в лице Александра Бородыни, президента Ассоциации “Укркожобувьпром”, обеспокоены тем, что упрощенная система налогообложения способствует недобросовестной конкуренции.

“Если украинский производитель платит 20% НДС на свою продукцию, а, к примеру, из Китая поступает “черный” или “серый” импорт и с него этот налог не уплачивается, имеем минус 20% на конкурентном рынке”, — посетовал г-н Бородыня, призывая государство взимать с импортеров обуви 20%-ную пошлину.

В свою очередь советник министра экономического развития и торговли Олег Яковенко поспешил охладить пыл промышленников, заявив, что руководство министерства исповедует политику либерализма и главным приоритетным направлением считает как раз дерегуляцию условий ведения бизнеса.

При этом г-н Яковенко настаивает на применении рациональной модели промполитики, которая предполагает избирательное (а не тотальное) вмешательство государства в экономическую жизнь страны.

В рамках выбранной стратегии Минэкономразвития с августа начало разрабатывать рациональные инициативы развития промышленных секторов страны. Но какая отрасль окажется в перечне избранных от министерства, пока неизвестно.