3 декабря, 2015. четверг

Новое время

UA RU
Стражи порядка

Полиция vs. Милиция

05 ноября, 2015
Реформа изнутри: как становятся копами

Текст – Александра Горчинская
Фото – Наталья Кравчук

Как это было раньше

За годы независимости Украины к сотрудникам милиции сформировалось совершенно определенное отношение. Анекдотичный образ продажного мента или гаишника, с которым можно обо всем договориться за определенную сумму денег, в повседневной жизни слишком часто оказывался не таким уж и анекдотичным, а вполне реальным.

Красноречивой демонстрацией того, как украинская милиция превратилась в закрытую касту вооруженных, наделенных властью и повязанных круговой порукой людей, в последние годы стал целый ряд громких скандалов с участием правоохранителей – как, например, в 2013 году во Врадиевке.

.


В 2013 году во Врадиевке милиционеры изнасиловали и жестоко избили 29-летнюю местную жительницу Ирину Крашкову. Одним из насильников оказался офицер Евгений Дрыжак


.

С приходом к власти режима Виктора Януковича милиция все чаще и активнее привлекается к наведению порядка во время акций протестов и уличных митингов. По сути, режим Януковича использовал правоохранителей для защиты себя самое, а не по прямому назначению.

Не раз милиция выступала по одну сторону с так называемыми титушками. В то же время подразделения милиции вовсю использовались для охраны проправительственных митингов сторонников Партии Регионов в Мариинском парке, так называемого Антимайдана.

В целом украинские правоохранители ассоциировались с бездеятельностью, безнаказанностью и взяточничеством. Народная мудрость облекла это в лаконичное «Робити я не вмію, а красти я боюся, поїду я у Київ, в міліцію наймуся». Во время митингов в адрес правоохранителей летели выкрики A.C.A.B. от английского All cops are bastards (все копы – ублюдки) и Милиция с народом! – так протестующие пытались убедить милиционеров не применять силу.

Украинские Робин Гуды

О том, что в Украине грядет масштабная реформа МВД, заговорили еще в прошлом году. Тогда возглавивший ведомство Арсен Аваков заявил, что украинская милиция будет преобразована в Национальную полицию. К работе подключили бывшего замминистра внутренних дел Грузии Екатерину Згуладзе.

Еще в 2004-м Грузия показала, что такое полицейская реформа. Теперь, больше чем через 10 лет, Украина примеряет на себя грузинский опыт.

"Новая полиция — это правильные люди, потому что вся система новой патрульной полиции построена правильно. Я абсолютно уверена, что в Украине можно создать полицию, в которой не будет коррупции, нарушений прав человека, которая будет служить и помогать людям"

Эка Згуладзе, замминистра МВД
и один из главных авторов реформы

Реформа МВД началась с формирования патрульной полиции, которая частично переняла на себя функции бывших ППСников и гаишников.

Запуск новой полиции прошел 4 июля в Киеве. На волне ожидания перемен новые полицейские авансом получили огромный кредит доверия и мгновенно стали национальными героями и местными робин гудами. Сэлфи с полицейскими стало must have года. Полиция обзаводится собственным аккаунтом в Instagram и выкладывает туда трогательные и героические фотоистории о буднях копов.

Новый украинский полицейский становится фигурой многофункциональной и практически безотказной. Полицейских вызывают, чтобы убить змею в парке, угомонить ругающихся соседей, разобраться с владельцем слишком агрессивной собаки, поднять пьяного с лавочки во дворе, успокоить родителей на собрании в школе.

.



.

Патруль удивляет тем, что останавливает нарушивший ПДД кортеж вице-президента УЕФА Григория Суркиса, Toyota Camry депутата КМДА Павла Тарасюка с пьяным водителем за рулем и пытается разобраться с нарушившим правила парковки владыкой Павлом (Лебедем) в Киево-Печерской Лавре. При этом, в отличие от традиционной милиции, патрульные ведут себя подчеркнуто вежливо, большинство обращается к гражданам на украинском языке и взяток – не берут. Все громкие происшествия – фиксируются на камеру и выкладываются в соцсети.

.



.

Вслед за Киевом патрульная полиция успешно заработала во Львове, Одессе и Харькове. В Ужгороде и Мукачево, где процесс отбора в полицию курировал нардеп Мустафа Найем, заканчивается процесс обучения полицейских. Полиция выйдет на улицы города 23 декабря.

В Луцке, Ивано-Франковске, Хмельницком, Николаеве и Днепропетровске продолжается конкурсный отбор – там новая полиция начнет работу также в декабре. 28 сентября завершился прием заявок в новую патрульную полицию в Виннице – там конкурс среди желающих надеть новую форму побил национальный рекорд, составив 34 человека на место. До конца ноября набор в полицию будет объявлен в остальных областных центрах и крупных городах страны.

Реформы изнутри
Как готовят будущих патрульных полицейских

Чтобы посмотреть изнутри, как готовят будущих патрульных полицейских, мы приехали в Харьковский национальный университет внутренних дел (ХНУВД) накануне запуска патрульной службы, который состоялся 26 сентября. Готовить полицейских в Харькове начали 30 апреля.

В полицейские берут молодых мужчин и женщин возрастом от 21 до 35 лет. В Харькове мы застали тренирующимся на курсах начальной подготовки 799 слушателей патрульной полиции. 177 из них – девушки, 622 – мужчины, 68 – бывшие сотрудники МВД. Из почти восьми сотен полицейских – 660 имеют высшее образование.

Все будущие полицейские прошли несколько этапов отбора. Первый – General Skills Test на проверку общих знаний, эрудиции, логического мышления. Второй – проверка уровня физподготовки. Третий и четвертый – военно-медицинская комиссия и тестирование личных характеристик. Чтобы попасть на собеседование, необходимо было пройти все четыре теста.

В ходе обучения, будущие патрульные изучают 25 дисциплин. Это и теоретические, и практические специальности: Основы деятельности патрульной службы, Квалификация преступлений и первоочередные процессуальные действия, Охрана места события, Тактическая подготовка, Огневая подготовка, Стрессоустойчивость и Эффективная коммуникация, Предупреждение насилия в семье, Профессиональная этика и другие.

Как отбирали педагогов

Подготовка полицейского существенно отличается от подготовки традиционных сотрудников органов внутренних дел, рассказывает Ирина Щербакова, сотрудница ХНУВД.

Первое отличие – крайне сжатые сроки подготовки. Обычных курсантов готовят три с половиной – четыре года, на отдельных факультетах – четыре с половиной – пять. Чтобы «взрастить» нового патрульного полицейского, отводится всего два месяца.

Вторая особенность – практическая направленность обучения. Основная функция патрульного – охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения и борьба с уличной преступностью, рассказывает Алексей Литвинов, начальник кафедры уголовного права и криминологии ХНУВД. Мы сидим в его кабинете. На стене – в три ряда почетные грамоты и дипломы. Над столом – портрет президента Петра Порошенко, фотографии военных и картина, изображающая сосновый лес. Под ней – блестящая икона Богоматери с младенцем.


Начальник кафедры уголовного права и криминологии ХНУВД Алексей Литвинов


В педагоги полицейским отбирали не доцентов-теоретиков и профессуру – искали преимущественно практиков.

«Комплекс дисциплин, который читается полицейским, совершенно отличается от курса, читаемого, к примеру, курсантам. Там все-таки отдается предпочтение дисциплинам юридического профиля. У полицейских же вдобавок – дисциплины, связанные с психологией, оперативно-розыскной деятельностью, тактикой, спецподготовкой. Задача стояла подобрать самый широкий круг преподавателей, вне зависимости от того, имеют они базовое юридическое, экономическое, психологическое или какое-то военное образование», - говорит Литвинов.

Большинство педагогов – из Харькова и прилегающих областей, из Полтавы, Киева, Днепропетровска. В начале обучения приезжали двое полицейских из Техаса – отработали по полицейской практике и уехали.

Особенность программы в ее насыщенности: в сжатые сроки нужно изложить как можно больше информации, по 10, 20 или 30 лекций на каждый предмет здесь не выделяют.

Тест на стрессоустойчивость
и борьба с домашним насилием

«Знання. Закон. Честь» – написано на стене корпуса, в котором учатся непосредственно будущие патрульные полицейские в Харькове. Это белое двухэтажное здание, у входа – клумба с желто-сиреневыми цветами.

На первом этаже – так называемая зеленая комната. Здесь правоохранителей учат работать с детьми. Это специальный кабинет, в котором специалист общается с детьми, нуждающимися в психологической реабилитации. Считается, что именно зеленый цвет – более благоприятный и способствует расслаблению, ощущению уверенности, рассказывают сотрудники вуза. В этой комнате – диван, журнальный столик. На полу сидит большой розовый кролик, по сторонам – другие мягкие игрушки. Напротив – специальное зеркальное стекло. Через него за стеной за происходящим в комнате наблюдают полицейские.

Одна из дисциплин, которую преподают полицейским – стрессоустойчивость и эффективная коммуникация. Ее преподает профессор Сергей Гиренко – невысокий мужчина в кожаной куртке, рассказывает, что будущих полицейских вводят в состояние психоэмоционального или когнитивного стресса, чтобы проверить их устойчивость.


Профессор Сергей Гиренко


«У нас есть специальные секретные приемы, с помощью которых мы вводим учеников в состояние искусственного, учебного стресса, и наблюдаем, как они себя ведут. Нужно отвечать на неудобные вопросы, одновременно выполнять психофизическую нагрузку, решать психоэмоциональные сложные задачи. Иногда стресс усиливается каким-нибудь реалистичным фактором – например, студент опоздал на пару», - рассказывает Гиренко.

Гиренко адаптировал к украинским реалиям специальные карты конфликтности – по ним работает со студентами и проверяет, насколько они дружелюбны. В работе полицейского очень важна командная работа и доверие к тем, кто будет работать рядом, объясняет он.

Кроме педагогов, преподающих в ХНУВД уже много лет, с патрульными полицейскими работают и молодые кадры. Яна Посохова в свои 23 уже аспирант и тренер. Она преподает полицейским курсы «Толерантность и недискриминация в работе патрульных» и «Предупреждение насилия в семье». Читает не просто сухую теорию, а разбавляет ее «интерактивом».


Аспирант и тренер Яна Посохова (справа) позирует фотографу НВ вместе с кандидатом психологических наук, доцентом Ларисой Шевченко


«Даже использование цветных карандашей и цветной бумаги – достаточно эффективное средство преподавания. Информация лучше воспринимается, усваивается. Мы использовали и практические упражнения, игры. Было интересно наблюдать за тем, как взрослые мотивированные слушатели патрульной полиции Харькова с радостью брали карандаши, рисовали эмблему толерантности, эмблему предупреждения насилия в семье», - говорит Посохова.

Многие задания представляли собой имитацию реальных «боевых условий» – например, проигрывали нападение на женщину в парке: девушки играли роль жертв, патрульные – подходили, чтобы им помочь.

«Сложности были, но работать с ними было очень интересно. Приятно, что даже русскоязычные слушатели достаточно эффективно и с радостью общались на государственном языке. И это не было препятствием, а имело лишь позитивные отзывы», - рассказывает аспирантка.

Физические тренировки и тактическая подготовка

На территории университета есть малый и большой плацы, много корпусов, есть даже «учебный райотдел» для будущих милиционеров.

На стадионе как раз тренируется группа будущих полицейских. «Вот в этот стадион вложили около миллиона гривен», - рассказывает Щербакова. Большинство новых построек появились в вузе благодаря частным инвесторам и меценатам.

Будущие полицейские отрабатывают технику поведения с битами. Как правильно наносить удары и куда бить, рассказывает инструктор по тактической подготовке Александр Моргунов. В основном, правоохранители бьют по ногам и рукам, так как эти части тела менее травматичны, по сравнению, например, с лицом, рассказывает он.

«Полицейских мы учим, чтобы они вели с людьми диалог, прежде чем применять силу. Они должны объяснять, что делают, и зачем. Например, зачем проводят поверхностный обыск», - поясняет Моргунов.


Инструктор по тактической подготовке Александр Моргунов


Отношение к своему делу – одно из самых существенных отличий между полицейскими и милиционерами, уверен он. «Патрульные – это люди, которым, в среднем, по 26-27 лет. Их сюда не мама привела, они сознательно пришли этим заниматься. Потому понимания, как себя вести и что делать, больше», - делится он наблюдениями.

Напротив корпуса, где находится факультет подготовки специалистов для подразделений следствия, проходит тренировка по тактической подготовке. Полицейских учат, как эвакуировать преступника из автомобиля, отрабатывают задержание. Одни ученики играют роль нарушителей, другие – вытаскивают их из машины, учатся надевать наручники и класть на асфальт лицом вниз. С клумбы под окнами факультета за этим наблюдают три искусственных аиста.

 


«Я работал в этом университете и раньше. Перед тем, как преподавать тактику тут, прошел подготовку в Киеве. 21 день американские инструкторы из Огайо учили нас. Всего по Украине этот курс прошло 120 тренеров, 22 из них – из Харькова», - рассказывает тренер по тактической подготовке новой полиции Ярослав Бондаренко.

Его, как и других инструкторов, здесь можно распознать по красной футболке.


Тренер по тактической подготовке Ярослав Бондаренко (в центре)


Нас ведут в тир. Помещение – полуподвальное. На стене в коридоре висит устрашающая надпись: «Зброя жартів не любить – помилок не вибачає».

В тире вдоль одной из стен – обычные школьные парты. За ними сидят курсанты и ждут своей очереди. Посреди зала, за такими же партами и у специальной стойки вдоль стены, другие – учатся собирать и разбирать оружие. На полу разбросаны гильзы.

«У тебя 30 баллов. 5 снимаем за промах», - сообщает инструктор результат будущему полицейскому, совсем молодому парню. У всех учеников на груди – бейджи с названием группы, именем и фамилией. Стрелять из боевого оружия тут тренируются из разных положений – стоя, сидя.

Во втором тире – три места для тренировки, лежат наушники. Звук – намного громче из-за небольших размеров зала. "Здесь тир – мультимедийный. Можно стрелять по интерактивной мишени", - рассказывает инструктор Игорь Луценко. Тут же парень за компьютером следит за процессом на мониторе.


Инструктор Игорь Луценко


На экране в конце комнаты появляется изображение – несколько дверей в ряд. Каждая из них поочередно открывается, и за ней появляются люди. В эти живые мишени нужно успеть выстрелить – предварительно мгновенно определив, кто перед тобой – «мирный человек» или «преступник».

Другой тренажер имитирует реальную ситуацию на блокпосте: подъезжает микроавтобус, из которого выгружаются боевики в камуфляже – их нужно обезвредить.

.

В чем заключается реформа

5 августа 2015 года газета Голос Украины официально обнародовала Закон о Национальной полиции. Это значит, что уже с 7 ноября этого года такое понятие как «милиция» в Украине существовать перестает вовсе. Структуру сократят, переформатируют и поставят под новое руководство, рассказывает НВ начальник Департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко.

«Фактически Министерство внутренних дел перестает быть министерством милиции. Мы создаем новый отдельный центральный орган исполнительной власти – национальную полицию. Сейчас начальник милиции – это глава МВД. Начальника же национальной полиции будут выбирать на Кабмине по представлению премьера, по рекомендации министра. То есть он становится более самостоятельной фигурой и руководителем отдельного центрального органа исполнительной власти», - объясняет Шевченко.

С 7 ноября Национальная полиция начала работать полностью в рамках новой структуры. В нее войдет криминальная полиция, органы досудебного следствия, патрульная полиция, полиция охраны, специальная полиция и полиция специального назначения. Предусматривается и создание сервисных центров вместо существующих МРЭО.

В патрульную полицию через механизм набора могут попасть как новые, так и старые кадры. В криминальную и следственную большая часть людей пройдет через механизм переаттестации и перепроверки. «Все будет зависеть от начальника национальной полиции», - говорит Шевченко.

4 ноября главой Национальной полиции была назначена грузинка Хатия Деканоидзе, которая вместе с Экой Згуладзе разрабатывала реформу украинского МВД и участвовала в организации работы патрульной полиции. При Михеиле Саакашвили она возглавляла в Грузии Администрацию Совета безопасности страны, а в 31 год стала первым ректором Академии полиции МВД Грузии. 

Каждый сотрудник старой армии милиционеров должен принять для себя решение: хочет ли он путем переаттестации пойти работать в новую полицию. «Есть те, которые, захотят уйти на пенсию. Это их желание. Но если готовы перейти, нужно быть готовому и к тому, что может быть предложена должность как меньше, так и больше или равная той, которая есть сегодня», - рассказывает Шевченко.

Чтобы реформа полноценно заработала, нужно время. Потому в течение определенного времени, ориентировочно около полугода, и милиция в старой форме, и патрульная полиция, и новая национальная полиция будут работать параллельно. Но и те, и другие будут полицейскими – таков регламент переходных положений Закона о национальной полиции. Вместе с этим будут проводиться чистки кадров, переаттестация и окончательное переформирование структуры.

В новом законе прописан новый механизм переназначения и продвижения правоохранителей по службе – через полицейские комиссии. Он позволит сделать назначения более прозрачными и понятными. Кроме того, теперь общественность получает механизм влияния на руководителя территориального органа полиции – местный совет имеет право выразить ему недоверие, после чего запускается механизм отставки, достаточно сложный, чтобы им не злоупотребляли.

«Начальнику территориального органа полиции нужно быть сущим негодяем, чтобы местный совет проголосовал за недоверие к нему аж дважды – сначала 2/3 голосов, потом 3/4», - поясняет Шевченко.

В результате реформы в стране должно остаться около 152 тысяч полицейских. Речь идет о людях, которые носят погоны и работают в центральном органе исполнительной власти – национальной полиции. Сейчас людей в погонах – 170 тысяч. Заработную плату обещают поднять минимум вдвое.

Финансируют новую патрульную полицию за счет грантов от иностранных партнеров, рассказывают в МВД. Гранты направляются на покупку техники, автомобилей и формы. Но основной источник финансирования – бюджет.

.

.

Другие Лонгриды

Майдан глазами Инги Вишневской
От культа ЗОЖ — к культуре healthy lifestyle
История Майдана от Кристины Бердинских
От рабочего класса — к креативному
Майдан глазами Мустафы Найема
Чем был и чем не был Майдан