Законотворчество
Народный депутат Арсений Яценюк и четыре его соратника из фракции “Батьківщина” зарегистрировали 1 марта в ВР законопроект №2441 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно стимулирования семейного предпринимательства (далее — законопроект).
Документ предусматривает налоговые льготы для определенной группы “единоналожников”. Проблема в том, что подобные преференции вряд ли помогут малому бизнесу в целом.
Хотят как лучше
Авторы законопроекта рассматривают семейное предпринимательство как одно из перспективных направлений развития государства. А потому поддержка семейного бизнеса поможет сократить безработицу, увеличить доходы семьи и наполнить госбюджет налогами, уплачиваемыми эти предпринимателями.
Следует отметить, что данный законопроект — не первая попытка регламентировать данный вид предпринимательства, если его можно назвать таковым. В 2010 г. Минфин и тогдашнее Госкомпредпринимательство обнародовали законопроект “О семейном предприятии”.
Разработчики документа попытались гарантировать фамильному предприятию подобие упрощенной системы налогообложения в виде единого налога и атрибуты юрлица (устав, органы управления и т.п.).
В документе хватало других несуразностей и просто анекдотических норм, например, членами семейного предприятия предлагалось считать детей, достигших 16 лет, тогда как другим родственникам, внукам, например, расти до этого возраста совершенно необязательно.
Недоработки проекта пояснялись просто: в Заключительных положениях документа предлагалось не распространять “упрощенку” на целый ряд видов хоздеятельности, для чего, видимо, он и создавался (см. статью "Дедушка рядышком").
В отличие от неудачного документа трехлетней давности, который так и не добрался до парламента, законопроект Арсения Яценюка со товарищи предельно лаконичен: в нем дается определение семейного предпринимательства и перечисляются блага для четырех наиболее массовых групп плательщиков единого налога.
Проблемы членства
Первым делом БИЗНЕС поинтересовался, что думают о законопроекте представители предпринимательских объединений, и получил ожидаемый ответ: любые меры по поддержке малого бизнеса можно только приветствовать, но соответствующий закон, даже если его одобрит ВР, работать не будет, как не работают десятки других законов.
Адвокаты и юристы, в свою очередь, отметили ряд несуразностей в тексте законопроекта, которые могут привести к конфликтам “семейных” предпринимателей с налоговиками при определении налоговых льгот. В первую очередь они будут связаны с определением понятия “члены своей семьи”, которое действующим законодательством трактуется по-разному.
Помимо того Александр Субботин, адвокат, партнер юридической компании “Тарасов и партнеры” (г.Киев; с 2008 г.; 10 чел.), замечает, что законопроект не дает ответа на вопрос, будут ли налоговые льготы касаться “упрощенцев”, которые используют и других работников (кроме членов семьи), либо же только тех, у кого работают исключительно члены семьи.
А Вита Фросюк, юрист юридической компании Jurimex (г.Киев; с 2003 г.; более 50 чел.), считает, что предлагаемые налоговые льготы не поставлены в зависимость от условий работы членов семьи — заняты ли они на основном месте работы или являются совместителями и т.п. Как полагает юрист, подобная недоговоренность дает возможность физлицу-предпринимателю, особенно принадлежащему к третьей группе, оформить члена своей семьи на неполный рабочий день с выплатой минимальной зарплаты и тем самым получить значительную экономию при уплате единого налога.
Еще больше вопросов возникает по поводу того, почему в качестве объекта благодеяний выбрано только семейное предпринимательство и почему для этих предпринимателей предлагается только снизить ставку единого налога. Александр Субботин отмечает, что сейчас минимальные его ставки для “единоналожников” первой и второй групп составляют, соответственно, 114,7 грн. и 229,4 грн., т.е. вполне приемлемы.
В то же время размер уплачиваемого ими единого социального взноса (ЕСВ) вдвое больше. Коль скоро разработчики законопроекта озабочены поддержкой семейного бизнеса, то почему бы им не подумать и о сокращении размера ЕСВ?
Мало того, Конституция Украины гарантирует всем гражданам равенство независимо от пола, материального состояния и семейного положения в том числе. Законопроект предлагает предоставить преференции людям, имеющим родственников. А как же быть, например, сиротам (о сиротах у нас готовы позаботиться тоже своеобразно — Ред.), одиноким матерям?
Все это наводит на мысль о том, что авторы законопроекта пошли по привычному пути предоставления налоговых преференций отдельной группе предпринимателей вместо того, чтобы создать систему поддержки малого бизнеса, в которой вопросы налогообложения занимают отнюдь не первое место. А там, где существуют блага для одних в ущерб другим, всегда есть место проявлениям коррупции.
Подробнее о законопроекте читайте в статье «Мало семейки».

— Дать толчок развитию семейного бизнеса в Украине — дело благородное, нужное и давно назревшее. В том смысле, что малый бизнес давно нуждается в комфортныхусловиях существования.
Но, на мой взгляд, будучи принятым, соответствующий закон работать не будет, как и многие другие полезные законодательные инициативы. И проблема не только в том, что другие налогоплательщики, имеющие надежных и предприимчивых родственников, окажутся в худших условиях, чем семейные “единоналожники”.
Государству нужно строить гражданское общество, локомотивом которого должен быть средний класс, который никак не может обрести свою точку опоры в Украине. Но сделать это путем предоставления единовременных преференций, пусть даже самой нуждающейся категории предпринимателей, невозможно.

— Законопроект требует доработки в связи с необходимостью четкого определения понятия “член семьи” в целях налогообложения, которое отсутствует в Налоговом кодексе.
Действующим законодательством не установлен исчерпывающий перечень лиц, принадлежащих к таковым, но определены критерии, по которым лица, не связанные брачными или родственными связями, все-таки относятся к членам семьи. Согласно Семейному кодексу, семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны совместным бытом, имеют взаимные права и обязанности.
В то же время Жилищный кодекс УССР, определяя гарантии прав граждан на жилье, устанавливает права и обязанности нанимателя жилого помещения и членов его семьи, которые проживают вместе с ним по договору найма, обязательным элементом которого является плата за пользование жильем и за коммунальные услуги.
К членам семьи относятся жена нанимателя, их дети и родители. Членами семьи нанимателя могут быть признаны и другие лица, если они постоянно проживают вместе с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.