Законотворчество
1 декабря 2012 г. вступает в силу Закон №5288. ”О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры”,
который был принят парламентом по ускоренной процедуре и так же оперативно подписан Президентом Украины Виктором Януковичем.
Закон, который еще до рассмотрения в парламенте власти окрестили “революционным”, прежде всего отменяет такие виды прокурорского реагирования, как предписание (документ, в котором прокурор требует устранить существенные нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки) и протест, а также регламентирует порядок проведения прокурорских проверок, и потому, дескать, внесет новую струю во взаимоотношения субъектов хозяйствования и органов прокуратуры.
Юристы сомневаются, что судебная система позволит предпринимателям отстоять свои законные права и интересы, нарушенные в ходе прокурорских проверок. Поэтому, с их точки зрения, принятие Закона №5288 не является шагом навстречу бизнесу — это, скорее, шаг назад.
Для внедрения настоящих перемен необходимо отказаться от общего надзора — убрать это пугало, вместо того чтобы давать бизнесменам палку, которой от него можно отмахиваться.

Украина обязалась до 18 ноября 2013 г. полностью пересмотреть Закон о прокуратуре.
При этом целью реформирования надзорных органов, насколько я понимаю, является создание правовой системы, которая соответствует международным стандартам, направлена на защиту прав человека и будет выступать балансом между правоохранительными органами и правосудием. Закон №5288 не соответствует этой цели.
Он содержит нормы, которые могут по-разному выполняться на практике; например, не радует отмена прокурорских протестов. В то же время суть прокурорской работы не изменилась, лишь немного увеличились временные рамки некоторых процессов, поскольку прокуроры вынуждены сами обращаться в суд.
Кстати, обращение в суд станет препятствием, если потребуется оперативное вмешательство органов прокуратуры для пресечения нарушения закона. Кроме того, это приведет к зависимости прокуратуры от суда.
Но не стоит забывать, что наша страна является одним из лидеров в Европе по уровню коррупции, в которой судейская составляющая также занимает одну из лидирующих позиций. Неизвестно, что хуже…

Изменения в законодательстве, регулирующие деятельность прокуратуры, напоминают косметический ремонт здания, которое следует реконструировать.
Они не решают большинства проблем, связанных с необъятными полномочиями прокуратуры, но создают видимость урезания ее полномочий.
Например, проверка будет осуществляться только на основании постановления прокурора. Однако каких-либо серьезных ограничений для проведения проверок нет, ведь сферы и субъекты хозяйствования, которых можно проверять, и частота визитов ничем не ограничены.
Единственное более и менее вменяемое ограничение — возможность проведения проверки только по тем заявлениям, которые предварительно рассматривались компетентным органом, т.е. прокуратура не будет проводить первичное рассмотрение заявления.
Не радует даже возможность обжалования постановления о проведении проверки, потому что Закон практически не содержит каких-либо вменяемых оснований для этого, а также не предусмотрено, что подобная мера прокурорского реагирования останавливает проведение проверки.
Кроме того, законодатели даже не удосужились указать формальные требования к запросам прокуратуры и сроки предоставления документов по таким запросам, а лишь ограничились ссылкой на “разумный срок”, который определяется прокурором самостоятельно.

Закон №5288 предоставляет прокуратуре право доступа ко всевозможным базам данных. Причем такой доступ может осуществляться даже при отсутствии проверки по жалобе (заявления о преступлении).
Различные органы власти располагают разными базами данных, в которых имеется множество информации о деятельности предприятий. Каждый орган ведет ту базу, которая касается его профиля, и, насколько мне известно, общей базы пока не существует.
Другими словами, фактически прокуратура наделена правом собирать из различных баз конфиденциальную информацию о деятельности предприятия: об оборотах, поставках, контрагентах, выездах должностных лиц за границу и т.п.
С помощью такого досье можно выбить почву из-под ног у любой фирмы и упростить “честный отъем” бизнеса, который уже давно пришел на смену рейдерству.

В течение последних десятилетий крайне болезненной и неприятной для украинского бизнеса, да и общества в целом, была реализация прокурорами полномочий в рамках так называемого общего надзора.
Прокурор контролирует соблюдение и применение законов, а поскольку законы регулируют практически все, то и надзор чиновники всегда стремились сделать тотальным.
На практике предприниматели сталкивались с регулярным вмешательством прокуратуры почти во все сферы госнадзора за хозяйственной деятельностью, от охраны труда до налогообложения.
“Свежий” Закон №5288 декларировался законодателем как “окончательное решение прокурорского вопроса”. Но он сужает не столько поле прокурорской активности, сколько перечень документов прокурорского реагирования. А “сам процесс общего надзора” никуда и не делся.