This version of the page http://msio.com.ua/muzey (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2012-12-10. The original page over time could change.
Экспозиция - Музей современного искусства Одессы
Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты 

 
 

Афиша

Сценарии будущего -2

Мы приглашаем посмотреть вторую серию (нашего?) будущего ... ... далее ...
Главная Экспозиция

ОДЕССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
в МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ОДЕССЫ


Как бы ни называлось государство, но город, находящийся в нем и называемый Одессой, всегда отличался от остальных. Он отличался своим стилем, своими жителями и, конечно, культурой. Искусство, в том числе живопись, не было исключением.
Традиции Одессы, ее культурный миф, сочетающие с интеллектом и космополитизмом доброту, юмор и толерантность, в значительной степени определили особенности одесской живописи, расширяя кругозор авторов, придавая их работам южное обаяние, европейский лоск и камерную элегантность.

1. Возникновение Одесской школы живописи и ее лидер Юрий Егоров  6. Модернизм без нонконформизма
2. Олег Соколов. Художник, поэт, диссидент 7. «Перестройка» искусства Одессы. Постмодернизм. Трансавангард .
3. Фантастический фольклор Юрия Коваленко 8. Концептуализм в Одессе.
4. Легенда одесского андеграунда Валентин Хрущ и Станислав Сычев 9. Искусство ХХI века
5. Вторая волна Одесского авангарда. Квартирные выставки нонконформистов 70-х годов Выставочный зал

В конце ХIХ века лучшие мастера Товарищества южнорусских художников, продолжатели идей передвижников в их модернизированном, в соответствии с практикой барбизонской школы, варианте – Кириак Костанди, Тит Дворников, Петр Нилус и их ученики воспитали поколения талантливых живописцев, сформулировав основы одесской художественной традиции.

Другие одесситы, начинавшие свою творческую деятельность в 10-х годах ХХ века, как члены авангардистских групп, влили свежую кровь в классическую школу- так родилось современное искусство Одессы.
Наряду с успешным развитием в 30-50-х годах ХХ века классической южнорусской живописи в изобразительном искусстве Одессы всегда был естественен авангард. Его «одесскость» подтверждается историей выставок, проходивших здесь в начале ХХ века, и именами, принадлежащими мировой культуре: В.Кандинский, В.Баранов –Россине, братья Бурлюки, А.Экстер, Н.Альтман и др.

Разумеется, сталинизм сумел "выломать кисти" одним и заставить забыть о «юношеских ошибках» других. Но, к счастью, это была временная победа тоталитаризма. Идеологический пресс только приостановил движение вперед. Дух авангарда и стремление к свободе творчества сохранились. Ренессанс был предопределен. Смерть вождя всех народов его еще более приблизила.

В 60-е годы брожение в советском обществе меняло представления о подходах к творчеству. В Одессе, так же как в Москве и Ленинграде, начал формироваться андеграунд, впоследствии названный ставшим традиционным термином – «нонконформизм». Одесское неофициальное искусство на начальном этапе отличала аполитичность. Главным критерием оценки произведения художника являлись формальная изысканность художественного языка, оригинальность композиции, цветовая и световая выразительность.

Конечно, многое из того, что создавалось одесcкими нонконформистами, уже было разработано в первой половине ХХ века их великими предшественниками – модернистами, как на Западе, так и в России (в самой Одессе в том числе). Однако информационный вакуум не позволил одесситам воспользоваться этими открытиями, вынудил их повторить путь, пройти его самостоятельно, создав свой вариант модернизма, а талант предопределил их индивидуальность. Для них, для культуры Одессы, да и всего СССР, это творчество являлось авангардным. Так в 60-х – 70-х годах возникла

«вторая волна одесского авангарда».
Естественно, путь в официальные выставочные залы таким художникам был закрыт. Выход из сложившейся ситуации был найден в акциях "квартирных выставок".

Основными участниками квартирных выставок были, конечно, художники из группы нонконформистов, названные так Людмилой Ястреб. В квартирных выставках также принимали участие практически все одесские художники, у которых были произведения, не укладывавшиеся в советские нормы (а уместиться в них талантливому и честному человеку было невозможно), вне зависимости от членства в Союзе художников.

Выставки в квартирах и мастерских не были закрытыми показами "для своих". Это были именно выставки: со сплошной, "ковровой" развеской, с участием множества авторов; двери были открыты, а внутри полно посетителей. Постоянно звучала музыка, обычно джазовая, лежали чудом добытые западные журналы и альбомы по искусству. Эти встречи стали живыми культурными центрами своего времени, отсюда пошли новые творческие импульсы и течения, будущие коллекции и галереи.

Революционные изменения в советском обществе, начавшиеся в 1985 году с приходом к власти Михаила Горбачева, принесли качественные изменения в информационной и культурной политике государства. С началом «Перестройки» также исчезли организационные и идеологические барьеры, сдерживавшие «творчество масс». Стало официально допустимым искусство вне рамок и правил Союза художников. Именно в конце 80-х - начале 90-х в одесской художественной тусовке появились новые имена, ставшие популярными на рубеже веков. Изменения в обществе вызвали лавину поисков и экспериментов. Творческая молодежь искала новые идеи.

Целью критики молодых являлся уже не соц. реализм, бывший к тому времени почти мифом, а модернизм, который так и не успел развиться в СССР легально. Творчество одесских нонконформистов - классических модернистов стремительно устаревало в глазах молодых, которые, смотрели на мир с иронией поколения панков. Исчезающая абсурдная реальность «развитого социализма» с засильем порожденных им симулякров ( над которыми только смеялись), в сочетании с поисками опоры в опыте мировой культуры, ускорили наступление эры постмодернизма.
Еще в 1982 году встречей Леонида Войцехова с Сергеем Ануфриевым была начата история одесского концептуализма.

На начальном андеграундном этапе деятельности «одесские концептуалисты» редко доводили свои идеи до выставки или акции. Их искусство существовало в тусовочном «хипейном» варианте. Члены группы подходили к искусству как к стилю жизни, и рассматривали свои работы не столько в качестве произведений искусства, сколько в качестве атрибутов этого стиля, способа общения, побочным продуктом их системы коммуникаций, знаками и сигналами, посланными друг другу.

Вскоре, следствием встреч стали серии совместных работ, перформансы; коллективные уличные акции. Затем одесситами были налажены контакты с московскими концептуалистами. Центральной фигурой в процессе налаживания «диалога с Москвой» был С. Ануфриев. Первые шаги в Столице еще очень молодого Сергея были поддержаны другим одесситом, ранее обосновавшимся в Москве и ставшего активным участником московской авангардной тусовки – Владимиром Наумцом

Эти контакты молодых одесситов повлекли за собой художественный обмен между двумя городами: приезды в Одессу московских художественных групп и их участие в одесских акциях, а также участие одесситов в ряде московских выставок.

После «челночного» периода временных пребываний то в Москве, то в Одессе, в конце 80-х, почти все представители «круга» обосновались в Москве, сыграв заметную роль в московской художественной ситуации.
К сожалению, с отъездом основной группы концептуалистов в Москву и далее по всему миру, развитие этого направления искусства в Одессе практически прекратилось. И только в начале 2000-х возродился интерес к их творчеству и идеям.

В конце 80-х в Одессе сформировалась плеяда молодых художников, которая ориентировалась на трансформированные идеи итальянского трансавангарда. Принесенная молодым Александром Ройтбурдом из Киева, практика трансавангарда быстро приобрела в Одессе себе сторонников.

Цитирование великих предшественников, синтез различных стилистических традиций и иронично-уважительное отношение к классической живописи логично восторжествовали в Одессе. Появление в конце восьмидесятых "новых южных русских" поразило Москву и Киев буйством образов и символов, смешением предметов на картине.

В отличие от других постмодернистских течений трансавангард, хотя и несколько модернизированный, надолго обосновался в Одессе и оказал существенное влияние на стилистику произведений ХХI века. Об этом свидетельствует современное творчество многих одесских художников, в том числе экспонируемое в Музее современного искусства Одессы.

МСИО создан 10 апреля 2008 года молодым бизнесменом, интеллектуалом и меценатом В. Мороховским на основе уникального собрания работ мастеров «второй волны одесского авангарда» известного коллекционера М.Кнобеля. Эта коллекция существенно расширена и дополнена произведениями других авторов. В настоящее время в МСИО представлены произведения ведущих одесских художников и скульпторов рубежа ХХ и ХХI веков.

Гордостью Музея являются залы, посвященные нонконформистскому искусству Одессы: отдельный зал, посвященый легендарной «заборной» выставке Валентина Хруща и Станислава Сычева, положившей в 1967-ом начало истории неразрешенных в СССР выставок, а также экспозиция, воспроизводящая «квартирную» выставку нонконформистов 70-х.
Не менее интересны залы, отражающие революционные события в изобразительном искусстве Одессы 80-90-х годов: формирование в среде одесского андеграунда группы концептуалистов и «Новой волны» в лице «южно – русского» трансавангарда.

Залы, посвященные зарождению Одесской школы и ее лидеру Юрию Егорову, а также эволюции в Одессе в конце ХХ века модернизма, несомненно, доставят зрителям глубокое эстетическое удовлетворение.
Залы искусства ХХI века подтверждают известную истину, что жизнь продолжается – в Одессе появляются новые художники с новыми идеями и сюжетами, способные прославить наш Город.