Впрочем, лучшим комментарием итогов двухчасовых переговоров в Белокаменной был вид премьеров — как всегда, бодрый и улыбчивый Михал Михалыч, и, без преувеличения, изможденный, несколько растерянный его новый украинский партнер — Анатолий Кириллыч. Особо поразило всех, что на итоговой пресс-конференции украинский премьер дотошно раздавал обещания по поводу того, как Киев будет гарантировать погашение украинского газового долга. Украинцев стало жалко...
Но вернемся к сути достигнутых предварительных договоренностей.
Самое главное, чему так радовалась делегация из Киева, — правительство РФ согласилось, что украинский долг за газ будет корпоративным. То есть долги будет погашать главный виновник их возникновения — НАК “Нефтегаз Украины” путем выпуска корпоративных бумаг. И украинский Кабмин не должен будет предоставлять под них государственные гарантии.
Но вот парадокс, если “Нефтегаз Украины” своевременно не перечислит причитающуюся сумму, то Россия снизит Киеву поставки газа в счет оплаты за свой транзит через украинскую территорию (за год Украина получает около 30 млрд куб.м газа в качестве платы за транзит российского природного газа).
А если и после этого Киев не выполнит своих обещаний, например, начнет сверх нормы отбирать газ, то в силу вступит два соглашения, утвержденных правительствами двух стран еще в конце прошлого года. Согласно этим документам, цена газа может возрасти до запредельных высот, и задолженность по нему автоматически будет признана суверенным долгом Украины(!).
Поэтому прав был российский посол в Украине Виктор Черномырдин, когда накануне поездки украинского премьера в Москву, сказал журналистам: какая нам разница — корпоративный или не корпоративный украинский газовый долг, платить надо.
Впрочем, размер украинского долга стороны до сих пор еще не согласовали. Хотя подсчитывают его более полутора лет. К тому же, если господин Кинах заявляет, что будет реструктуризирован долг в размере $1,342 млрд, то председатель правления ОАО “Газпром” Алексей Миллер утверждает, что сумма уточняется, давая понять: Москва будет настаивать на $2 млрд.
И, наконец, о самом документе — третьем украинско-российском межправительственном соглашении по газовой проблеме, в котором окончательно должно быть все зафиксировано: и сумма долга, и условия реструктуризации, и гарантии Киева...
По окончании переговоров в Доме правительства РФ два премьера в один голос заявили, что проект такого соглашения должен быть подготовлен в конце августа — начале сентября. После этого его подпишут главы правительств и направят в парламенты на ратификацию.
Но уже через день глава НАК “Нефтегаз Украины” Вадим Копылов собрал пресс-конференцию и во всеуслышание заявил, что Киев и Москва намерены подписать такое соглашение до начала следующего года(?!). То есть, возможно, и в 2002 году. К тому времени, по его словам, должна быть выверена и остальная сумма украинского долга (около 10% сверенной задолженности) и добавлена к уже подтвержденным $1,342 млрд. Так кому верить?
Условия реструктуризации украинского долга еще также не согласованы. Киев хочет растянуть сроки выплаты на 12 лет с трехлетним льготным периодом — на тех условиях, на которых реструктуризировал свой долг перед Парижским клубом кредиторов, причем половину погасить товарами. Москва и на 10 лет реструктуризации с трудом соглашается, а о товарных поставках и слышать не хочет...
...И чего, спрашивается, так срочно Анатолий Кириллович рванул в Москву. Неужели нельзя было все эти спорные вопросы в энный раз обсудить по телефону, поручив экспертам работать над ними дальше. Они к такой “работе” уже привыкли.
Не хочется верить, что Анатолий Кинах ехал лишь, чтобы совместно с Михаилом Касьяновым объявить о начале работы энергосистем двух стран в параллельном режиме. Впрочем, об этом объявил российский премьер.
Светлана и Леонид КОРНИЕВИЧ, Москва, специально для БИЗНЕСа |