Президенту и премьеру так и не удалось достичь полного взаимопонимания в вопросе о том, что, как и с какой скоростью надо продавать. Понимая, что без приватизационного блицкрига выполнение некоторых предвыборных обещаний Юлии Тимошенко может оказаться под угрозой срыва, Виктор Ющенко, тем не менее, гнет свою линию. Глава государства вполне справедливо, кстати, настаивает на необходимости основательного обновления и усовершенствования приватизационной законодательной базы до начала масштабного разгосударствления. В первую очередь принять новую Программу приватизации. Достигнутый компромисс — сравнительно быстро с молотка уходят только Одесский припортовый завод (ОПЗ) и “Укртелеком”. Прочие предприятия из предложенного Кабмином списка на первоочередную продажу (под “первоочередной”, заметим, понималась продажа в I квартале 2008 г.) пойдут на разгосударствление уже после коррекции законодательства. Первый заместитель главы Секретариата Президента и представитель Президента в Кабмине Александр Шлапак заметил на сей счет: “Раз уж договорились, что нельзя останавливать приватизацию, ибо нужны деньги для покрытия дефицита госбюджета, давайте продавать то, что на первый взгляд сомнений не вызывает, — ОПЗ, “Укртелеком”…”. Но и с этими предприятиями до 31 марта государство расстаться уже не успеет.
Дуэт Да, условия приватизации ОПЗ утверждены (см. БИЗНЕС №5 от 04.02.08 г., стр.96, 97). Ожидалось, что 6 февраля в “Ведомостях приватизации” появится объявление о конкурсе, но оно не появилось, а 7 февраля премьер решила пообщаться с трудовым коллективом ОПЗ и по результатам общения потребовала пересмотра условий разгосударствления в части усиления социальной защиты трудящихся и ужесточения соответствующих требований к инвестору. Новый вариант условий правительство утвердит (если повезет) в среду, 13 февраля. Если, конечно, не будет проведено некое внеочередное заседание Кабмина. А официальное объявление о конкурсе, вероятнее всего, появится через неделю — 20 февраля. “Ведомости приватизации” выходят по средам. Отсчитываем 75 дней и оказываемся уже в первых числах мая. Аккурат между праздниками… Примерно такая же судьба ожидает и ОАО “Укртелеком”. Распоряжение Кабинета министров, которым был согласован уточненный план размещения акций АО, датирован 6 февраля: 25% акций остаются за государством, а пакет акций размером 67,29% будет предложен к продаже на конкурсе по принципу аукциона. На разработку условий разгосударствления 68%-ного пакета, по прогнозам зампреда ФГИУ Дмитрия Парфененко, уйдет не больше месяца. То есть они — условия — увидят свет в конце февраля — начале марта. Снова плюс 75 дней, и мы опять в мае, но в последних числах. Тем не менее, хоть и с небольшим опозданием, данный объект таки будет продан. Впервые с 2000 г. правительство и Президент достигли консенсуса по “Укртелекому”, напоминает старший аналитик инвестиционного банка Concorde Capital (г.Киев; инвестиционно-банковские услуги; с 2004 г.) Александр Паращий: “Полагаю, что это хороший знак. Компания в нынешнем году таки будет продана… Максимальная цена, которую государству удастся выторговать за выставляемый пакет, исходя из нынешних котировок акций, будет в пределах 12-14 млрд грн…”. Есть, впрочем, и более оптимистичные прогнозы. Но в I квартале казна, при любом раскладе, останется без существенных финансовых вливаний от приватизации.
Грешная земля 6 же февраля Кабмин утвердил еще одно приватизационное меню — список из 14 объектов, которые должны пойти на продажу вместе с землей (см. “Список...” на стр.100). По словам г-на Парфененко, по каждому предприятию на стоимость земельного участка решением общего собрания акционеров будет увеличиваться уставный фонд общества. Именно поэтому в списке только АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Успешность такого рода приватизации вызывает серьезные сомнения, как минимум, по трем причинам. Во-первых, чтобы произвести описанные выше манипуляции с уставным фондом, надобно зафиксировать на общем собрании кворум. Контрольного пакета для этого мало. Во-вторых, Кабмин еще не утвердил Порядок приватизации объектов вместе с землей на 2008 г. В-третьих, Госкомзем просит на “сочинение” Порядка подготовки землеустроительной документации четыре месяца. Впрочем, на этих АО свет клином не сошелся. Послезавтра, 13 февраля, Кабмин будет утверждать общий приватизационный перечень на текущий год. В нем 466 объектов. Вот как раз в этой связи, считает г-н Шлапак, когда речь идет “о столь широком спектре предприятий”, необходимо вернуться к разговору о Программе приватизации и других законодательных изменениях. Соответствующая работа уже ведется. 4 февраля Указом Президента создана рабочая группа во главе с директором Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александром Рябченко. Она, по словам Александра Шлапака, должна “наработать концепцию приватизационной политики как таковой”. Свои выводы рабочая группа должна представить уже 15 февраля — на заседании СНБО. Так что пока вопрос о том, что и когда будет продано, остается открытым…
 |
|
 |
| |
О целесообразности
Виктор Субботин (47), генеральный директор ОАО “Турбоатом” (г.Харьков; энергетическое машиностроение; с 1934 г.; преобразовано в ОАО в 1997 г.):
— Сейчас не время приватизировать предприятие, ведь “Турбоатом” демонстрирует стабильный рост. Так, прибыль по сравнению с прошлым годом выросла в 1,6 раза. Кроме того, “Турбоатом” выполняет программу модернизации украинских АЭС и гидравлических станций днепровского каскада. Государству не стоит терять контроль над этим предприятием. Да, сегодня его смогут продать за $300-500 млн, но с каждым годом капитализация компании будет расти. Неудивительно, что сейчас к нашему предприятию проявляют интерес ряд компаний. Среди них — “Энергетический стандарт” и “Силовые машины”. Последние, кстати, уже открыли в Украине представительство, чтобы участвовать в приватизации. |
|
 |
|
 |
Конфликт интересов Исход битвы за объекты приватизации во многом будет решать время. Точнее, то, насколько “одномоментно” будут предложены к продаже самые интересные объекты, к которым, безусловно, следует отнести уже упоминавшиеся ОПЗ и “Укртелеком”, а также пакеты акций шести облэнерго (см. БИЗНЕС №36 от 03.09.07 г., стр.94-96) и “Турбоатом”. Константину Григоришину (группа “Энергетический стандарт”), в случае чего, придется аккумулировать весьма крупную сумму на приобретение акций пяти “облов” и “Турбоатома” — минимум 4-4,5 млрд грн. Глава пресс-службы группы компаний “Энергетический стандарт” Андрей Бобровицкий, обозначая интересы группы, был предельно осторожен: “Потенциально заявленные на приватизации объекты энергетической промышленности нас интересуют. Но более предметно о наших планах можно будет говорить тогда, когда огласят условия продажи и стартовые цены”. Игорю Коломойскому (виртуальная группа “Приват”) придется набирать еще более крупную сумму — на приобретение пакетов акций тех же пяти облэнерго и Одесского припортового. Речь может идти о 5,5-6,5 млрд грн. Так что его желание обзавестись союзниками в борьбе за ОПЗ вполне объяснимо. Вопрос состоит в том, готовы ли еще Александр Ярославский и Дмитрий Фирташ поддержать г-на Коломойского в сражении за ОПЗ. Даже в августе прошлого года, когда был объявлен отмененный впоследствии конкурс по ОПЗ со стартовой ценой в 2,5 млрд грн., г-н Ярославский был не прочь с кем-нибудь объединиться. С тех пор предприятие основательно подорожало.
Текст: Вера Письменко, Ангелина Бакалинская, vpismenko@business.ua, lina@business.ua |