This version of the page http://www.business.ua/i550/a18621/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2009-02-16. The original page over time could change.
“В Украине самый выгодный бизнес — политика”, —; БИЗНЕС №31 (550), 05 АВГУСТА 2003 ГОДА; Государство и экономика
<
 
 
| Бухгалтерия | Вакансии | Прайс-листы | Подписка | Форум | Натали |
Новый номер
№31 (550), 05 АВГУСТА 2003 ГОДА
В НОМЕРЕ
Прежде всего
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
Финансы
Промышленность
ДОМОСТРОЙ
Практика предпринимательства
Менеджмент, Маркетинг & Технологии
АВТОКРАТИЯ
Налоги
Альтер эго
В портале
TOP публикаций
Бизнес "под ключ"
Обзоры рынков
Поиск в БИЗНЕСе
Архив
Форум
Реклама в портале
Горячая линия
Контактная информация
Маркетинговая информация
Презентация
Портрет аудитории
Профиль читателей
Условия приема рекламы
Рейтинг деловых изданий
Правила подачи оригинал-макетов
Медиапоказатели
Преимущества БИЗНЕСа

Власть 
“В Украине самый выгодный бизнес — политика”, —

считает украинский политолог Дмитрий Выдрин (54)

Политолог Дмитрий Выдрин — свой человек для многих известных и влиятельных фигур на политическом Олимпе Украины. Не так давно он стоял в первых рядах людей, формирующих решения. Поэтому именно у него мы поинтересовались, почему самые богатые люди в Украине становятся политиками и какие дивиденды приносит бизнесу участие во власти?
Несмотря на близость г-на Выдрина к сильным мира сего, его рассуждения о взаимоотношениях власти и бизнеса едва ли придутся по душе многим украинским политикам и олигархам. Особенно его фраза о том, что каждый крупный украинский бизнесмен мечтает стать мелким чиновником. Как ни прискорбно, но с Дмитрием Выдриным мы согласны: большая часть нашей деловой элиты действительно не мыслит себя вне власти.Читайте, почему.

    — Некоторые крупные российские бизнесмены уже начали задумываться над тем, стоит ли им вести бизнес, тесно связанный с политикой. Последний пример — противостояние российского правительства и компании “ЮКОС”. Может ли подобная тенденция возникнуть в Украине?
    — Причина многих коллизий в отношениях “бизнес — власть” в России и в Украине одна и та же. Кстати говоря, как-то я пытался определить, что такое интеллигенция, в чем заключается ее феномен и чем интеллигент отличается от интеллектуала. Так вот, интеллигенция объединяет людей, работающих в интеллектуальной сфере, которые слишком тесно взаимодействуют с властью и проецируются на власть. Интеллигент всегда либо любит власть, либо ненавидит ее. А западный интеллектуал индифферентен по отношению к власти. Беда почти всех наших олигархов заключается в том, что они восприняли парадигму взаимоотношений интеллигенции с властью как родную. Может быть, потому, что многие украинские олигархи сами из интеллигенции.
    Большинство олигархов первого ряда вышли не из криминальных структур, а из интеллигенции. Это бывшие кандидаты наук, заведующие лабораториями и так далее. Придя в высшие эшелоны общества, они принесли с собой и отношение к власти, свойственное интеллигенции. Они либо поддерживают власть, либо воюют с ней. Но ни в коем случае не пытаются дистанцироваться от нее. В этом, кстати, и заключается проблема “ЮКОСа”. Суть конфликта этой компании не в том, что ее владельцы решили отойти от власти, а в том, что они пожелали слишком плотно войти во власть. Когда стали подсчитывать, сколько депутатов “ЮКОС” собирается провести в Думу с помощью финансирования, то получилось, что в руках одной российской компании сосредотачивается чуть ли не контрольный пакет российского парламента. И давление на “ЮКОС” со стороны российской генеральной прокуратуры — это лишь попытка минимизировать ее аппетиты в политике.
    В Украине происходит то же, что и в России, — бизнес постоянно желает участвовать во внутренних, в том числе интимных делах власти. Причем участвовать непосредственно. Либо являясь союзником власти, либо конфликтуя с ней, в виде оппозиции. На мой взгляд, в Украине есть только один человек, которого с полным правом можно считать бизнесменом. Это Ринат Ахметов, он не ходил в депутаты, не является депутатом и никогда, видимо, не пойдет в депутаты.
Он прямо говорит, я — бизнесмен и хочу заниматься бизнесом, а не политикой.
    — А вы полагаете, что Ринат Ахметов не продвигает своих представителей во власть?
    — А это абсолютно нормальный, цивилизованный способ, когда крупные экономические игроки направляют своих полпредов в политические структуры и органы власти. Ненормально, когда олигархи сами идут во власть. И в Украине чаще всего олигархи как раз самостоятельно входят во власть. Все наши представители бизнес-элиты являются политическими игроками либо с депутатским, либо с министерским, либо с вице-премьерским мандатом.
    Назовите мне еще хотя бы одну фигуру, кроме Рината Ахметова, которая не стремилась бы войти во власть. Я не случайно много раз писал, что парадокс украинской политики заключается в том, что все крупные бизнесмены Украины мечтают быть мелкими чиновниками. Разве не смешно, когда Евгений Червоненко, один из отечественных магнатов в области производства прохладительных напитков, вдруг идет председателем Государственного материального резерва, т.е. на должность чиновника среднего уровня?
    — Какие, на ваш взгляд, риски и выгоды несет вхождение бизнеса во власть?
    — Украинский бизнес без власти сегодня не работает. Поэтому меня потрясает своей смелостью поступок господина Ахметова, который первым решил поставить на себе опыт: можно ли выжить в бизнесе, не являясь политиком? Об этом мало говорят, но в Украине нет частной собственности, а есть собственность политическая. Если вы являетесь миноритарным акционером предприятия и у вас, условно говоря, 5% акций, вы никогда не получите дивиденды без политической “крыши”. А вот если вы являетесь министром с теми же 5% акций, то стабильно будете получать свои дивиденды. Но как только вас уволят с этой должности, вы тут же потеряете такую возможность. Потому что вы имели не частную, а политическую собственность. Пока вас боятся, пока вы можете владельцу фирмы навредить или, наоборот, помочь — вам платят. Вот такой парадокс. На Западе платят за то, что человек совладелец, а у нас — за то, что он выступает политическим продолжением какого-то финансового или экономического проекта.
    Пока у нас, за редким исключением, нет частного бизнеса. Сейчас мы находимся на стадии, которая была в США в 90-х годах позапрошлого века, когда в этой стране был период глобальной политизации, самыми выгодными бизнесами тогда были продажа свинины и политика. В Украине сегодня тоже самый выгодный и доминирующий бизнес — политика.
    — Что тогда может вызвать отделение бизнеса от власти?
    — Сами мы не изменимся. Человек в очень редких случаях может заставить себя стать лучше. В 99 случаях из 100 лучшим делает человека среда. Если вы в окружении преступников — вы сами становитесь преступником, если вы в окружении честных людей — они заставляют вас играть по своим правилам. Наш бизнес имеет колоссальные соблазны зарабатывать на политических преференциях. Зарабатывать такие сверхприбыли, которые обычному бизнесу и не снились. Наши олигархи могут отказаться от действующей модели отношений с властью только под действием внешних причин. Такой причиной может стать интеграция Украины в европейское сообщество. То есть в среду стран, которые уже прошли период политизации бизнеса, унижения предпринимателей политиками и чрезмерной некомпетентности бизнеса.
    Сегодня тотальная политизация у нас проявляется в том, что с помощью политики любой бизнес можно сделать рентабельным. Эта модель развития экономики привела к поразительной депрофессионализации бизнеса. Профессионального бизнеса в Украине просто нет. У нас вчера Игорь Бакай транспортировал нефть, а сегодня становится министром водного хозяйства и будет главным “транспортером” воды или рыбы.
    Сегодня в Украине не важно, какой твой профессионализм, какой у тебя ценз в твоей профессии, не важно, сколько лет ты работал нефтяником, угольщиком, металлургом. Потому что тебя перебрасывают на любую другую работу и говорят, не бойся, с помощью политической составляющей ты все равно будешь эффективным менеджером и эффективным вором. При этом для себя лично можно сделать очень много, потому что рентабельность заложена не в твоей профессии или твоем бизнесе, а в тех преференциях, которые дает политика.
    — Эффективный бизнес формирует политика?
    — Политика дает видимость эффективного бизнеса. Сегодня олигархи назначаются политиками. И не бизнесмены покупают себе модель страны, желаемую для их бизнеса, а политики. Причем очень часто олигарх приходит в политику с благими намерениями. К примеру, прийти и сделать классный закон, чтобы помочь своему бизнесу, предположим, производству труб, карамели, шоколадных конфет... Но когда олигарх попадает в политику, то с удивлением обнаруживает, что пришел в сферу, где рентабельность в десятки раз выше, чем в его родном бизнесе, а уровень рисков в сто раз меньше. И он начинает понимать: на самом деле, чтобы делать деньги, не нужны заводы, а нужен письменный стол, на котором можно подписывать документы и делать еще большие деньги. Поэтому бывает, что человек приходит, например, из банка с желанием реформировать банковскую сферу. Но потом вдруг начинает защищать интересы чиновников, потому что, подписывая на своем столе документы, бывший банкир за одну подпись получает больше, чем за полгода деятельности в своем коммерческом банке.
    В Украине сложилась парадоксальная ситуация: олигархи, которые приходят в политику, не защищают интересы бизнеса от политики, а начинают защищать интересы актуальной политики, а точнее, бюрократии в бизнесе.
    — А как же риск лишиться политической должности и вернуться обратно к бизнесу?
    — Рискуют, и даже очень. Я не хочу никого обижать, но можно вспомнить одного хорошего банкира, который был не очень хорошим вице-премьером и вернулся к “убитой” коммерческой системе. Или металлурга, который был посредственным министром и погубил собственную “металлургию”. Можно вспомнить примеры, когда люди были хорошими энергетиками, а, став чиновниками, начинали воровать на предприятиях, владельцами которых они являлись, разрушая тем самым собственное предприятие. Где еще в мире такое может быть: владелец предприятия покупал для собственного завода комплектующие по завышенной цене, чтобы взять “откат”.
    — Как быстро окупаются затраты на вхождение бизнесмена во власть?
    — Приход в депутаты можно окупить за год, если в течение этого срока проходят 2-3 важных голосования. Затраты на должность министра можно окупить за 2-3 месяца. Все зависит от министерства и конкретных лоббистских акций в парламенте.
    Я думаю, что министру “крутого” министерства легко можно заработать за пару месяцев суммы с семью нулями. А опытные депутаты-лоббисты очень легко оперируют шестизначными цифрами, что гораздо выше средних затрат на приход во власть. Здесь рентабельность исчисляется сотнями процентов.
    — Что эффективнее — приход во власть через парламент или через правительство?
    — Вы знаете хоть один случай, чтобы депутат отказался идти министром в Кабинет министров? Я такого случая не помню. Хотя мы найдем немало примеров, когда министры уходят в депутаты. Существует, видимо, некий замкнутый цикл: каждый депутат мечтает быть министром, когда ему нужно увеличить заработок (а заработок выше в исполнительной власти). Например, заканчивается депутатский срок, а он еще не заработал положенного.
    В то же время каждому министру нужно время от времени “обрубать концы”, уходя в депутаты. Закрывать уголовные дела, уходить от недовольства вышестоящих патронов. Поэтому существует своеобразный кругооборот: депутат уходит в исполнительную власть для повышения нормы прибыли, а крупный чиновник уходит в депутаты, чтобы получить гарантии сохранения капитала.
    — Что делать растущему бизнесу, который пока находится вне сферы влияния крупных бизнес-групп?
    — Входить в известную бизнес-группировку. Украина экономическая построена по принципу средневековых крепостей.
    Сегодня у нас феодальная средневековая республика, в которой ни один вассал самостоятельно не выживает. Любой бизнес — социал-демократов, “донецких”, “днепропетровских” — организован по модели крепости со стенами в виде связей с силовыми структурами, хороших отношений с карательными и проверяющими органами, собственной финансовой структуры, своей разведки и контрразведки. А вокруг этих крепостей растут слободки из мелкого бизнеса. Из бизнеса бывших помощников, массажисток, любовниц, водителей, которые уже выросли до того уровня, когда получили маленький кусочек бизнеса олигарха. Такие бизнес-крепости разбросаны по всей стране, и вне их бизнес невозможен.
    — А как бы вы охарактеризовали влияние крупнейших украинских бизнес-групп на власть?
    — Лучше всего отношения наших бизнес-групп, как внутри их сообщества, так и с властью, характеризует известная книга “Камасутра”. В Украине меняются не действующие лица, а позы: вчера были “днепропетровские” сверху, “киевские” — снизу, а “донецкие” — сбоку, сегодня наоборот. Дальше просто кто-то будет менять позу, кто-то — позицию, но все выжившие игроки будут играть до конца своей жизни. И смена поз ничего не разрушит. Клуб игроков сложился: слабые ушли из политики и бизнеса — просто физически погибли либо сидят по зарубежным тюрьмам.
    Внутри клуба иногда бывают картельные договоренности. Хотя внутри его постоянно играют 6-7 крупных игроков, а договоренности в Украине невозможны между более чем 3 субъектами. Но все олигархи вместе никогда не сядут за стол переговоров.
    — Смена “поз” украинских бизнес-групп в политике сопровождается сменой отраслевых интересов и переделом собственности?
    — Интересы иногда меняются, хотя в целом украинский бизнес слабо специализирован. Поэтому многим людям в этих структурах все равно, чем заниматься, — спиртом, сахаром или трубами. Посмотрите на активы украинских бизнес-групп, у них есть и шахты, и птицефабрики, и заводы, и банки. Конечно, если вы сверху, есть соблазн забрать прибыльный бизнес, даже если он и непрофильный, у тех, кто снизу.
    Специализация бизнеса в Украине происходила случайно, когда те или иные люди были причастны к бизнесу, который в их регионе был наиболее рентабельным, профильным и успешным. Поэтому возникли группы, умеющие делать бизнес в определенной отрасли лучше, чем другие. Ясно, что донецкие группы лучше управляют цепочкой “уголь — кокс — металл”, днепропетровские — больше разбираются в трубном производстве и металлопрокате, а одесские — лучше других знают портовое хозяйство и перевалку нефти. В дальнейшем специализация кланов будет только развиваться. И полпреды разных политических групп во власти будут этому всячески способствовать.
    — А что будет происходить с самими бизнес-группами?
    — Сейчас начинается процесс разложения известных конгломераций, обусловленный внутренними процессами. Когда в Украине создавался бизнес, он имел, как правило, коллективную основу, так как субъектами его создания выступали небольшие коллективы. Например, несколько человек в ЦК комсомола ухватили кусочек комсомольской собственности, на основе которой и возникла группировка. Теперь будет нарастать процесс взаимного отчуждения партнеров. Поскольку все бизнесмены выросли, всех тяготят коллеги, дышащие и в затылок, и в лицо. И у всех коллективных игроков возникает желание разбежаться, расстаться, создать отдельные бизнесы. Все украинские олигархи рано или поздно захотят создать бизнес на семейной основе. Многие убедились, что самый надежный метод ведения бизнеса, когда доверяешь дело не младшему партнеру, а младшему сыну. Поэтому будут распадаться многие бизнес-группировки. Некоторые бизнесы будут распадаться мирно, но большинство — со скандалами. И мы еще будем свидетелями разделения, казалось бы, самых тесных команд игроков. Будет много вылито грязи на страницах прессы. Но рано или поздно Украина перейдет к цивилизованному бизнесу.

Оцените эту статью
Читайте также
“Власть и бизнес в Украине как сиамские близнецы”, -
утверждает российский политолог Андрей Окара
Украинская элита будет бороться за будущее...
Президент Комитета США по вопросам НАТО Брюс Джексон утверждает, что в следующие пять лет украинская элита будет бороться за будущее...
В следующем номере
точно будет
РЫНОК СВЕТИЛЬНИКОВ

     Последние пять лет спрос на светильники для общественных помещений увеличивался. Однако уже в конце 2008 г. операторы ощутили существенное падение продаж. Если кризис затянется, то эта тенденция может продолжиться.

 
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ
     Столичные власти предлагают ограничить проезд иногородних и междугородних маршруток по улицам города. Но сначала необходимо модернизировать автостанции на въездах в столицу и перекроить городскую маршрутную сеть.
 
ПРИВАТИЗАЦИЯ
   Фонд госимущества Украины в 2009 г. собрался продать 230 объектов. Эксперты прогнозируют, что наиболее лакомые куски на продажу так и не выставят, а те, что выставят, продадут за копейки:
 
ПЕРСОНА
     Современный балет мало напоминает классический танец времен Людовика Х?V. О том, что нового можно прочитать в известных либретто и партитурах, БИЗНЕСу рассказал художественный руководитель театра современной хореографии "Киев модерн-балет" Раду Поклитару.
 
ПРОБНЫЙ ЗАЕЗД
     Тест-драйв Mitsubishi Lancer Sportback в городском интерьере.
 
ТРИБУНА

   Директор Национального института стратегических исследований Юрий Рубан - о подходах к обеспечению энергетической безопасности.

 
ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ
   Вследствие резкой девальвации гривни и массовых увольнений банковские заемщики не могут обслуживать свои валютные кредиты. Банки обещают идти навстречу должникам.
 
ТЕНДЕНЦИИ
   Уменьшение объемов продаж мобильных телефонов заставит сотовых ритейлоров всерьез задуматься об оптимизации затрат и сохранении своих позиций на рынке.
 
ВХОЖДЕНИЕ В БИЗНЕС
   Организация фермы интенсивного выращивания деликатесных видов рыбы производительностью 2 т в год
за -30 тыс.
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
   Ко Дню защитника Отечества БИЗНЕС подсчитал, во сколько обходится украинская армия налогоплательщику и насколько она эффективна.
 
ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
   Американский инвестор с российскими корнями, президент компании Oxenuk Financial Corp (г.Лас Вегас, штат Невада, США) Василий Оксенюк - о нюансах частного инвестирования в украинские предприятия.
 
`
| Бухгалтерия | Вакансии | Прайс-листы | Строительство и ремонт | Подписка | Форум | Женский журнал НАТАЛИ |
пицца заказать ремонт офисов, жидкие обои, ремонт помещений. канцелярские товары Компьютерная помощь летние шины зимние шины
© Copyright 2001 Закрытое акционерное общество "Издательство "Блиц-Информ"
Горячая линия (38 044) 251-81-90, 461-83-47