Весной, а точнее в мае этого года «Грот Алсу» (он же Объект Минобороны № 221, он же ЗКП ЧФ СССР) тихо и без помпы отметил своё 30-летие. Юбилей умирающего прошёл весьма и весьма незаметно.
А тогда в невероятно далёком (непонятном, чужом, чуждом, чудаковатом всему нынешнему) 1977 году в ответ на принятие америкой ядерной доктрины «Drop Shot» Советское руководство и Минобороны приняло решение о строительстве долгоживущих (до 30 лет!) запасных командных пунктов Армии и Флота. В Крыму для строительства ЗКП Армии была выбрана (и по сей день посещаемая ни о чём не догадывающимися туристами) гора К.-К., для ЗКП ЧФ СССР отдали предпочтение горе Чирка (или Нишан-Кая) что под Севастополем, без промедления отрезав её от внешнего мира 30-км погранзоной (пост Гончарное).
В том же году с вершины Чирки было пробито два 180-м ствола. А в следующем 1978 г. в мае (видимо к Первомаю) гору изрезал серпантин асфальтированной дороги – строительство начато!
Там в 25 км от Севастополя у низовий Чернореченского каньона раскинулось, а вернее сказать, приютилось сельцо Морозовка. Микроскопическое, мизерное сельцо.
Войдя на окраину, вы тут же окажетесь на окраине. И ничего удивительного в том нет – население Морозовки по данным 1998 года составляет…30 человек. До 1944 года село было татарским и именовалось иначе – Алсу, что в топонимии означает «ущельная река», а в буквальном переводе «алая вода», и населённостью также не отличалось. Нынче же село стремительно растёт, расстраивается.
Успешно споря с колоколом новоявленной церквушки, вовсю без устали визжат, стучат, ухают строительные инструменты, вознося над посеревшей одноэтажной действительностью ультрасовременную новь.
Откуда деньжата? Не поверите, из недр горы, что заслонила собой полнеба. Той самой, на склоне которой несколько призрачно и неуместно прилепилось неказистое бетонное промстроение. Так что же там добывают? Да ничего особенного. Железо, обычное железо, но заметьте, не руду, а чистейший феррум.
Сейчас в СМИ запущена и упорно раскручивается версия (показания, воспоминания, мемуары военспецов, да как ни назови) о том де якобы никто объект и не думал разрушать, окажись он боеспособным.
Просчитались мол специалисты, гора-то оказалась «трухлявой», вот объект и «заморозили», пустив впоследствии на санацию.
Ну что ж, весьма убедительно. Но вот только, господа бывшие товарищи военспецы, за такую ошибочку стоимостью в миллиарды полновесных рублей головы бы вам не сносить, а вы тут байку травите.
Итак, основные характеристики и вехи объекта.
Обеспечение:
- Проект – Московский проектный институт
- Начальник строительства – замком ЧФ генерал-майор Л. В. Шумилов.
- Вертикальная проходка – трест «Донецкшахтопроходка», Балаклавское ШПСУ
- Горизонтальная проходка – трест «Харьковметрострой»
- Охрана и обеспечение – в/ч 87134, род войск связь, 400 человек личногосостава.
Строительные величины:
- Глубина залегания – 180 м от вершины
- Горизонтальная протяжённость вглубь горы – 500 м
- Количество уровней – 4 (0 – коммуникационный, 1 – транспортно-жилой, 2 – жилой, 3 – транспортно-жилой)
Краткая хронология Объекта:
- 1977 г. – принятие решение о строительстве ЗКП
- 1978 г. – начало проходческих работ
- 1987 г. – проходческие и отделочные работы выполнены
- 1988 г. – начат монтаж оборудования и аппаратуры
- 1991 г. – принятие Украиной безъядерного статуса (одностороннее разоружение)
- 1992 г. – объект закрыт и продан «крёстному отцу» Поданеву
- 1994 г. – загадочная смерть Поданева, бесхозный объект переходит в руки
Чеченца, начало разграбления
- 1998 г. – закончено разграбление цветмета, начат вывоз чермета
- 2008 г. – начат демонтаж металлоконструкций карьера-прикрытия
В прошлой статье я задал себе и всем вопрос: «Объёкт до сих пор разрушается. Выбивают остатки железок, арматуру из голубого 100-летнего бетона. И это при цене 60 коп. за кило. А рядом сотни тысяч тонн превосходных конструкций карьера и без присмотра. Нет, я не призываю переметнуть усилия туда, просто задаюсь вопросом «Где же логика?».
Увы, за логикой наживы дело не стало. В мае этого года начат демонтаж (официальный или нет, сказать весьма трудно) металлических конструкций карьера-прикрытия. Вывозится металл шикарными инофурами. Не исключено что следующей жертвой падут воинские склады законсервированной автотехники (также в бывшем объект-прикрытие интенсивного перемещения автотранспорта маршрутом Морозовка – Севастополь).
Но вернёмся к объекту. В очередной раз, излазив и побывав во всех отдалённых закутках, нами, наконец, составлена более правильная схема объекта. Хотя думаю, не последняя и не в последний раз, ведь остаётся ещё труднодоступный 2-й уровень.
Прохождение
Начнём прохождение от Западного портала. Вправо отходит проход во внутренний дворик с двумя (видимо) караульными казематами. Сам (западный) вход в объект был предназначен для личного состава и перекрывался шлюзовой системой.
Шлюз был двухкамерный, а каждая полутораметровая камера перекрывалась двойными бронедверями, толщина стены (а следовательно и бывших противоатомных бронедверей) 1,2 м.
За шлюзом начинается арочный тоннель 1-го уровня. Без фонарей здесь не обойтись – в полу через каждые 15 м зияют коммуникационные колодцы (внизу под ногами коммуникационный 0-й уровень). Решёток и люков, разумеется, нет, потому надо быть предельно внимательным. Воздух же буквально пропитан бетонной взвесью, потому дышать лучше как минимум через влажную косынку.
Минуем правое ответвление-тупик, где запросто мог разместиться БТР или танк, и подходим к левому ответвлению-перемычке, соединяющей Западную потерну с Восточной (всего перемычек на 1-м уровне четыре – транспортная перемычка, переход на верхний уровень и два Блока).
Пройдя по первой поперечной дуге-перемычке выходим в Восточную потерну. По левую руку светлой точкой сквозь тьму угадывается Восточный портал.
Он почти не отличается от своего западного двойника, разве что один из внешних входов завален строительным мусором. Предназначался он для прохождения техники от уазика до гружённого грузовика или Т-80, и перекрывался бронедверьми внушительных размеров. Отсюда техника могла передвигаться по восточной потерне до входов в Блоки 1 и 2 или через транспортную перемычку аналогично по западной потерне.
Вернувшись от Восточного портала и миновав глухие тупиковые ответвления, предназначенные, быть может, для пулемётно-огневого заграждения на случай вторжения (а вот такой случай и не предусмотрели…), а также ответвление первой дуги-перемычки, по которой пришли, вторым ответвлением незаметно поднимаемся на верхний 3-й уровень.
Здесь также развилка к 1-му и 2-му Блокам 3-го уровня. Правое ответвление (маркировка 2Т) ведёт к двухметровой двери находящейся в полутора метра от пола, левое ведёт к лазу диаметром до 70 см. Ответвления ведут к Блоку 1 и 2 соответственно. Оба Блока 3-го уровня почти идентичны. Пробираемся (пролазим, протискиваемся) в проход и входим в верхний Блок, под самый свод Объекта, обшитый бронёй. Свесившиеся лохмотья светлой краски придают ощущение ветхости и забвения. Подходим к коммуникационному стволу и чувствуем сильный сквозняк – в тусклом свете фонарей мы могли и не заметить выход к пролёту с отсутствующими лестничными маршами (в восточной стороне Блоков один лестничный пролёт).
После нескончаемых галерей межуровневый пролёт впечатляет размерами и пространством. Угадываются проходы во 2-уровень и в самом низу – в 1-уровень. На 2-й средний уровень удобней спускаться по верёвке, нежели подниматься.
Всё основное пространство дуги-перемычки занимает Блок – огромный протяжённый (до 130 м в длину и до 15 м в ширину) зал. К Блоку примыкает ряд помещений, больших и совсем крохотных – это жилые и рабочие отсеки.
Пройдя через Блок и миновав два лестничных пролёта западной стороны, через прямоугольные лазы выбираемся в Западную потерну.
Продолжив по ней движение в глубь горы, подходим ответвлению третьей перемычки 1-уровня. Прямо (маркировка Блок Б) потерна ведёт к крайней перемычке Блока 2. Влево (маркировка В3) перемычка Блока 1. Минуем два лестничных пролёта западной стороны. Снизу хорошо видны уровни 2 и 3.
Сам Блок мало чем отличается от Блоков 3-го уровня, разве что его пронизывает центральная (соединительная) потерна 1-го уровня. Она соединяет Блок 1 с Блоком 2, и выходит к центру транспортной перемычки коммуникационными лазами. Пройдя Блок 1. Выходим в Восточную потерну.
Почти сразу за ответвлением (маркировка А3), которым мы вышли, два тупиковых ответвления (А11 и А4). Второй тупик (А4) интересен тем, что на полу сохранился фундамент под некое громоздкое оборудование. Характер, размеры и расположение фундаментных заделок («стаканов») указывает на размещение здесь судового дизель-электрогенератора мощностью не менее 1МВт.
Продолжив движение Восточной потерной вглубь объекта, незаметно поворачиваем вправо – мы в крайней перемычке, ведущей в Блок 2. Тот пролёт, тот же зал, те же нескончаемые комнаты. Но вот и нечто новое. От Блока вглубь горы отходят два наклонных коридора-дренажа, постоянно залитых водой.
А сразу за ними входим в просторное помещение с технологическим колодцем диаметром около 5 м, глубиной до 4 м, обшитым бронёй. В потолочном своде над ним зияет отверстие диаметром до 1 м. Каково назначение колодца? Устье вертикального ствола? Для какого такого оборудования? Антенного? Может быть.
Но судя по размерам колодца можно лишь строить догадки, исходя из того, что в случае ядерной войны, укрытие должно быть автономным ещё десятки лет, а дизель-генератор не самый устойчивый источник энергии, да и моторесурс беспрерывной работы максимум пять лет, другое дело атомный реактор подводной лодки. Остаётся только надеяться, что установить его не успели.
Выйдя из укрытия Западным порталом, продолжим путь вверх по дороге. Где-то здесь в 1978 г. во время строительства дороги и были найдены останки советского солдата, перезахороненного у Святого источника в Морозовке. Поднимаясь от Западного портала, дорога минует Восточный и прорезавшим склон серпантином, в конце концов, вырывается на вершину.
P. S. Да, нам довелось повидать Чеченца! На останках своего царства хозяин медно-железной горы ныне выглядит куда скромнее, нежели можно было ожидать, и даже (!!!) принимает непосредственное участие в резке автогеном остатков железа. Сейчас все усилия брошены на внутренние конструкции порталов и нулевой (коммуникационный) уровень. Вроде бы всё. Ах, да, схемы, схемы... Ну что ж, вот они.
Литвинов Дмитрий и команда AvanTuR
Заключительная часть маршрута по Юго-западному Крыму "Объект №221", предложенная в изданном "Восхождением" путеводителе "По пещерным городищам Крыма. По Юго-западному Крыму" возымела немалый интерес со стороны небезразличных к поискам всевозможных загадок и приключений людей, и подтверждением тому может служить тот факт, что за последние годы посещение объекта заметно выросло. Об этом можно судить по резко увеличившейся массе опорожнённых консервных банок, пустых пакетиков от токсина массового поражения типа "Мивина" и конфетных фантиков, тех атрибутов, которые занимают своё уверенное место в рюкзаках туристов, спелеологов, диггеров. А ведь до недавних пор завсегдатаями объекта являлся местный бомонд - мужики, вооружённые прецизионным инструментарием - ломами и кувалдами, а также подростки из обеспеченных семей, проходящие полупринудительный курс отдыха в соседствующем лагере "Алсу-2" с "меньшевистской" ориентацией (судя по скабрезным исповедям на стенах).
И вот появился (наконец-то!) фильм "Объект 221. Секретный бункер связи" студии "Горизонт" (к превеликому сожалению, все мои попытки за прошедшие годы привлечь полу- и профессиональные студии к подобным съёмках увенчались абсолютным ничем). Снят фильм добротно, на одном дыхании, к месту переплетаясь с кадрами из "Сталкера", правда, в конце резюмируя в угоду популистским настроениям, мол вот куда тратились наши с вами кровные рубли. И всё же: здорово! Благодаря хорошей освещённости съёмок мы побывали там будто заново. И тем не менее осталась недосказанность. В чём? Может быть, стоило показать пару спутниковых снимков объекта и прилегающей территории (совсем не проблема), заинтриговать парочкой документов или ссылок на них, или взять интервью у бывшего начальника ВОХР первого контура охраны, и фильм бы оживился, и старой женщине пусть мизерный гонорар, да что там гонорар, внимание, не помешали бы. Кстати, огромный кусок информации я почерпнул именно у неё - ведь ни из какого интернета не узнаешь номер и род войск воинской части, её численный состав, порядок несения охраны, кто строил, кто и как впоследствии грабил объект.
И вдруг прозвучавшая в фильме фраза "карьер-прикрытие". На сегодняшний день информация об объекте разгулялась по интернету вовсю, черпай откуда угодно, но вот "карьер-прикрытие" - это, пардон, версия впервые высказанная нашей командой вместе с киевским экологом Алиханом, показавшим нам этот объект. И вот, чтобы не быть просто теоретиками, решили мы излазить этот карьер вдоль и поперек. Но прежде вновь и вновь закружили порталами Объекта. Как результат, более или менее правильная план-схема объекта (нежели описанная в путеводителе), см. ниже. Буду также рад, если кто поделится (со всеми) более точной или более правильной схемой.
Карьер при всей броскости и очевидности до сих пор для многих хранит свою тайну: тайну предназначения. Спуститься к карьеру можно по грунтовой дороге, отходящей вправо от "сельского автобана" ниже складов законсервированной автотехники. Вроде бы ничего необычного - водохранилище для дренажа вод и технического водоснабжения, наклонные рампы для подачи пород, центральный многоярусный цех (три верхних и один подземный), котельная, административный корпус, железнодорожное полотно. Но. Прогулявшись по внутренностям инфраструктуры, мы не обнаружили её как таковой. Вообще! Корпуса, построенные по типовому проекту, внутри абсолютно пусты. Не достроили, скажете? А как же тогда хорошо разработанные срезы карьера. Не меньше смущает и железнодорожное полотно с десятисантиметровыми межрельсовыми стыками. А у самой перемычки плотины, железобетонный мост через отводной канал "украшен" атрибутикой из обычного крашенного ДСП. Тут же рядом не такая дорогостоящая, как сам карьер, бутафория миниобсерватории - на массивном бетонном строении нацеплена полусфера из тончайшего стеклопластика, подразумевающая купол телескопа. Рядом проржавевший многотонный макет астрономического радиотелескопа, сваренный из арматуры, обрезков труб и проволоки. С научным "городком", на наш взгляд, явный перебор (и так весь Крым в белых куполах, скрывающих РЛСы и мимикрирующих под обсерваторию в пос. Научном).
Увиденное в карьере даёт все основания полагать, что вся бутафория была рассчитана только на космическую съёмку со спутников-шпионов, не предполагая даже возможности проникновения иностранных шпионов с фотоаппаратами в районы прилегающие к Объекту.
И ещё. Объёкт до сих пор разрушается. Выбивают остатки железок, арматуру из голубого 100-летнего бетона. И это при цене 60 коп. за кило. А рядом сотни тысяч тонн превосходных конструкций карьера и без присмотра. Нет, я не призываю переметнуть усилия туда, просто задаюсь вопросом "Где же логика?". А логика видимо, в том, что "ночные смены" местных старателей (видели мы их, лучше не встречайтесь), хорошо кем-то подкармливаются. Кем? А теми, против кого и были построены подобные объекты. Знаю, знаю, непопулярную вещь я сказал. Ну тогда, дай Бог, чтобы америка не надумала и у нас искать ядерное оружие. Прятаться будет негде.
А каким он мог быть, 221-й, я попытался изобразить в фантастической повести "Августовский дневник" книги "Крым. Обратное отражение", каким будет - в ещё не изданном продолжении "Августовский дневник. Тридцать лет спустя" (кстати, ищу издателя).
Да и ещё. Скажу крамольную вещь, но Качинский ЗКП мною "вскрыт". Но об этом молчок. Не из-за лояльности к ныне существующему строю, а из глубокого уважения к тому, что было когда-то создано.
Литвинов Дмитрий и команда AvanTuR.
Август 2007.