This version of the page http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=755 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-10-08. The original page over time could change.
ДИАЛОГ.ua / зал периодики / Латвийское государство не обязано воспитывать граждан Российской Федерации

цитата:
У знаменитого художника середньовіччя Босха є картина під назвою "Корабель дурнів". Враховуючи те, наскільки нерозумно ми витрачаємо колосальні резерви - інтелектуальні, технічні, природні - які Господь дарував українській нації, іноді мені здається, що Босх списав її з теперішніх українських реалій.
Михайло СИДОРЖЕВСЬКИЙ
rus ukr English version
Какая Россия нужна Украине?
АТР - тест на ефективність нової влади
Українській Конституції 10 років
ЗАЛ ПЕРИОДИКИ
Латвийское государство не обязано воспитывать граждан Российской Федерации
Илона ВИНОГРАДОВА, Рига-Москва
Известия
6 марта 2004 года

Сегодня в Латвии проходит съезд защитников русских школ. Тема этой балтийской страны не сходит с полос. То самолет-разведчик НАТО пролетел, то эксперты ООН выражают озабоченность нарушением прав человека во время досудебного расследования, то вице-спикеру Рогозину отказано во въездной визе, в то время как он как раз собирался посетить съезд. В общем, недовольна большая страна своим маленьким соседом.

В любом - даже демократическом - государстве есть свои достоинства и недостатки. Есть бедные и богатые, законопослушные и преступники, образованные и неучи, мужчины и женщины, граждане и неграждане.

 

У каждого свои запросы, приоритеты и т.п. Но именно в Латвии (шире: в Прибалтике), судя по репликам российских политиков, живут не мужчины и женщины, а латыши и русскоязычные (кстати, не очень удачный термин - латыши ведь тоже в большинстве своем пока еще русскоязычные, то есть свободно говорят по-русски). И что-то между ними не так.

 

За 13 лет этих "не так" скопилось немало - от процессов над ветеранами и поддержки чеченских сепаратистов (имеется в виду создание в свое время в сейме комиссии в поддержку Чечни плюс наличие в Риге улицы Дудаева) до попытки провоцирования конфликтов между Россией и ЕС и ужесточения визового режима (с 1 мая 2004 года для получения латвийской визы потребуется приглашение, подтвержденное Управлением по делам гражданства и миграции Латвии). Тема дискриминации русскоязычных вне конкуренции: всегда была актуальна. Это то, что раздражает российскую сторону.

 

У Латвии имеются ответные претензии: она требует от России извинений за "оккупацию" с 1940 по 1991 год, не "политических провокаций", а настоящей материальной поддержки русскоязычных школ, да и вообще просит определиться с политикой по отношению к латвийскому государству.

 

Но, похоже, единой политики в отношении Латвии на сегодняшний день у России не существует. С одной стороны, вице-спикер Госдумы Дмитрий Рогозин упрекает Латвию, активно поддерживая Штаб по защите русских школ, всех антиреформаторских митингов учащихся. Хотя к ним и в Латвии отношение неоднозначное. "Я латышский русский националист. Реформы не хотим, и ее не будет", - одно из высказываний активиста движения Юрия Петропавловского.

 

Вот что по поводу их деятельности говорит президент латвийской национальной комиссии "Западные русские" Дмитрий Николаев: "Вместо того чтобы говорить по существу о том, как повысить уровень образования в школах, они выгоняют детей на улицы. Результат? Это сплачивает латышский истеблишмент. Законодатели начинают точнее формулировать законы, кроме того, советуются с европейскими экспертами. После этого русским будет сложнее чего-либо добиться".

 

Владимир Жириновский в одном из интервью латвийскому ТВ без обиняков заявил, что место президента Латвии в Гаагском суде рядом с Милошевичем. В то же время президент России никаких антилатвийских высказываний не делает.

 

Пожалуй, лишь бизнесмены обеих стран стараются меньше всего внимания уделять политическим перебранкам. Поэтому экономические санкции, которыми Россия пугает Латвию с 1999 года, всерьез деловыми людьми не воспринимаются: бизнес есть бизнес. И пусть годовой товарооборот Латвии все меньше зависит от России (около 9% приходится сейчас на долю российских товаров, в середине 90-х она составляла 90%), российские бизнесмены по-прежнему охотно инвестируют в латвийский бизнес (нефтяной транзит, банки, недвижимость, российско-латвийское СП Severstallat - лидер латвийского рынка). Главное здесь - выгода, а не то, на каком языке говорит партнер.

 

Кстати, о языке. В Латвийской Республике государственным признан один язык - латышский. Вторым по распространенности является русский (80% всех жителей страны владеет "великим, могучим", т.е. примерно столько же, сколько знает латышский). Тем не менее русские - их около 30% - официально относятся к нацменьшинству в независимой Латвии, где живет 58% латышей.

 

Что значит быть нацменьшинством? На бытовом уровне для нормальных людей это мало что значит. Люди общаются, влюбляются, выходят замуж и женятся (количество смешанных браков растет), даже не замечая, на каком языке они объясняются в любви.

 

А вот на психологическом уровне сложнее: некоторые русские еще не приняли, не осознали, что живут в латышском государстве. Про Россию даже между собой говорят "у них", по-русски разговаривают с акцентом, по-латышски - кто очень хорошо, кто с ошибками, но в основном язык титульной нации понимают. Однако когда государство, преследуя свои национальные интересы (а чьи еще интересы ему, собственно, преследовать?), вводит в русскоязычных школах систему обучения 60% на 40%, это вызывает всплеск негативных эмоций и обвинений латвийского государства в нарушении прав человека.

 

Решение было принято не вчера, а в 1995 году. И с того же года в русских школах постепенно стали преподавать некоторые предметы (труд, рисование, физкультуру, географию) на латышском языке.

 

Можно ли в Латвии удушить русский язык? Это - сильное преувеличение. Скорее латышский (к примеру - в угоду английскому), на котором во всем мире разговаривают чуть более 2 млн человек, может не дожить до следующего столетия. "Выбор должен быть за налогоплательщиком и за школой", - говорит Татьяна Аршавская, член правления Латвийской ассоциации в поддержку русских школ, менее радикальной, чем Штаб защиты русских школ под руководством Якова Плинера, Юрия Петропавловского и Владимира Бузаева (все, кстати, депутаты сейма).

 

"Мы - за право свободного выбора языка преподавания", - настаивает Аршавская. Это право, кстати, есть. В Латвии 42 частные школы, обучение в которых может вестись хоть на эсперанто. Оно, понятно, не всем по карману. Но разве в других странах мира платное образование доступно всем гражданам поголовно? Или в России всем доступны частные школы, платные вузы?

 

"Латвийское государство не обязано воспитывать граждан Российской Федерации" - это уже мнение Дмитрия Николаева, президента латвийской национальной комиссии "Западные русские". "На сегодняшний день от России ждут не Рогозина, который приезжает и говорит: "Вы ищете руку Москвы?", вытягивая при этом свою со словами "вот эта рука!" С точки зрения пиара он, может, и правильно себя ведет, но русским в Латвии таким образом он мало чем помогает. Скорее, наоборот. Вызывает лишь настороженность. А у маленьких наций долгая память и очень тонкая кожа. Мы ждем от России последовательности в проведении внешней политики по отношению к Латвии", - заключает Дмитрий Николаев.

 

Примерно к такому же заключению пришли некоторые латышские и русские политики, журналисты и ученые, собравшиеся в конце февраля в Риге на конференции под мирным названием "Роль СМИ в содействии укреплению взаимопонимания между странами Балтии и Россией", инициатива проведения которой исходила сразу с двух сторон. С латышской - от Латвийской трансатлантической организации, с российской - от питерского Центра интеграционных исследований и проектов под руководством Бориса Кузнецова. Высказывали разные точки зрения. В том числе и такую: твердая уверенность в том, что "им должны все дать", ведет некоторых людей по жизни. И заводит... в тупик.

Версия для печати
Материалы по теме
«Утечку мозгов» возьмут под контроль
Киев все понадкусывает
'Новая Европа' поражена инфляцией
Три брата по несчастью
Страны Балтии ждет 'жесткая посадка'
Европы милый идеал, или Демистификация общеевропейской политики
Балтийско-каспийский альянс
Паралелі історії. Плата за егоїзм
Латвийские радикалы опускают железный занавес
Україна – балтійська держава




Проект реализуется в рамках благотворительной программы "Культура и образование" ВБФ "Поступ"
Идея и интеллектуальная поддержка проекта осуществляется Центром социальных исследований "София"
Высказанные в статьях и интервью мнения являются авторскими