This version of the page http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=473 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-10-08. The original page over time could change.
ДИАЛОГ.ua / зал периодики / Какую политическую элиту ждет Украина?

цитата:
У знаменитого художника середньовіччя Босха є картина під назвою "Корабель дурнів". Враховуючи те, наскільки нерозумно ми витрачаємо колосальні резерви - інтелектуальні, технічні, природні - які Господь дарував українській нації, іноді мені здається, що Босх списав її з теперішніх українських реалій.
Михайло СИДОРЖЕВСЬКИЙ
rus ukr English version
Какая Россия нужна Украине?
Демографический кризис или последний украинец
Україна шукає свою ідентичність
ЗАЛ ПЕРИОДИКИ
Какую политическую элиту ждет Украина?
Виктор Янукович
Зеркало Недели
13 января 2004 года

Вместе с «вечными» вопросами «кто виноват?» и «что делать?» наше общество продолжает интересоваться (особенно во время избирательных кампаний) вопросом «кто есть кто?»

В частности, особое внимание привлекают к себе представители украинской политической элиты.

Когда-то традиционно было принято считать, что высший слой общественной иерархии состоит из «лучших среди лучших». А в Украине в последнее время превалирует мысль, что элита — это, прежде всего, «правящие круги», ибо «власть всегда принадлежит наилучшим».

Но, на мой взгляд, у этого тезиса нет абсолютного характера и он во многом противоречит украинской действительности.

Компетентных, профессионально подготовленных людей в Украине можно встретить в любой сфере деятельности. Немало есть по-настоящему зажиточных и сильных, хватает и тех, кто может считаться лидером: сегодняшним — реальным или завтрашним — потенциальным.

И все же позволю себе констатировать: сегодня у нас ситуация почти библейская: «много призванных, но мало избранных».

Почему? Возможно потому, что, например, только в XX веке украинские территории входили в состав государств с разным политическим строем. Вспомните хотя бы две империи — Российскую и Австро-Венгерскую, несколько буржуазно-демократических республик и, наконец, Советский Союз. Прибавим также, что весь этот исторический процесс сопровождался кровопролитными войнами, революциями, оккупациями, миграцией миллионов людей.

Каждый такой переход от одной формы общественных отношений к другой всегда сопровождался коренной ломкой существующего менталитета, отторжением основоположных идейных ценностей, и на десятилетия разбалансировал механизм формирования настоящей, а не имитационной элиты. Могла ли при таких условиях возникнуть и развиваться национальная система рекрутирования элиты? По-видимому, нет.

Если истинная интеллигенция, как утверждал один известный ее знаток, это слой, оберегающий общество от господства агрессивной некомпетентности, то настоящая элита — это иммунная система, оберегающая общество от массового распространения плохого вкуса, что в наше время приобрело не только эстетическую, но и политическую окраску.

Возьму на себя смелость утверждать: при отсутствии механизмов наследственного и исторически обусловленного формирования национальной элиты мы обречены на реальное воплощение плюралистической концепции такого процесса. При этом не деньги и не временное место во властной иерархии будут давать право гражданину нашего государства войти в состав «призванных и избранных». Упомянутая выше концепция предусматривает совершенно иной набор критериев, а именно — харизматичность, нравственность, профессионализм, базирующийся на высоком интеллектуальном потенциале, и, обязательно, патриотизм. И еще одно — эти черты, и естественные, и приобретенные, должны постоянно демонстрироваться им на протяжении всего публичного периода жизни.

Возможно, кто-то и будет возражать, дескать, это невозможно, планку подняли слишком высоко. Но я верю в творческий потенциал нашего народа.

У нас много именитых университетов и научных школ, высокообразованных специалистов и профессионалов, и еще больше — пока что нереализованных талантов, упрямо и настойчиво работающих, дожидающихся своего времени и условий для стремительного роста. Наша задача сегодня — создать для них такие условия.

Если исходить из приведенных выше критериев, то отечественная элита, особенно политическая, до сих пор не сложилась. К власти приходит слишком много людей, которым никогда не бывает стыдно.

У нас с начала настоящего самостоятельного государственного существования именно рыночная экономика почему-то воспринималась как главная цель всех реформ, хотя такой целью должно было быть повышение качества жизни как можно большего количества людей. За эти годы в Украине появились новые социальные группы, отдельные лица, в распоряжении которых оказались немалые финансовые, промышленные, информационные и прочие ресурсы, нацеленные на последующее их увеличение исключительно в личных интересах. Максимализация прибыли стала для них высшей жизненной целью. Близостью к центрам принятия государственных решений и толщиной кошелька начали измеряться не только уровень жизни их владельцев, но и публичная репутация.

Основанием принадлежности к этой «элите» становится успех (не важно, какой ценой добытый), размер собственного богатства и демонстративное сверхрастратное личное потребление.

Особенно модным стало вынесение событий личной частной жизни на смотрины и «восхищение» всего общества. Но иногда и этого было мало. Исключительность положения требовала дополнительных подтверждений. Отсюда и тяготение к различного рода негосударственным наградам и званиям, с течением времени приобретшее откровенно гротескный характер и ставшее еще одним доказательством существования немалого количества псевдоэлиты.

Имитационная, ритуализированная демократия возникает именно там, где элита не выполняет своих функций. Вследствие этого демократия превращается в способ перераспределения благ в пользу сильных вместо того, чтобы облегчать доступ к этим благам большинству населения.

У меня есть все основания считать: коммерциализация элиты не менее опасна для молодого государства, чем коммерциализация политики, — поскольку приводит к приватизации власти.

Что же необходимо сделать для укрепления позиций настоящей отечественной элиты и — главное — возможно ли это сделать?

Первое. Нужно четко отдать себе отчет, что эффективно решать эту проблему можно лишь комплексным путем. Никакие административные, финансовые и прочие «побудительные» технологии желаемого результата не дадут.

Второе. Перенести внимание с технологических аспектов демократии на ее определяющие ценности. Если в политическом аспекте демократия — это власть народа, то в социальном — это строй, при котором не бывает лишних и ненужных людей.

Третье. Кадровая политика на всех уровнях власти должна стать максимально прозрачной не только для высшего руководства, но и для всего сообщества, доверившего этой власти решение своих проблем.

Четвертое. Необходимо вернуть свободе слова ее главное предназначение. Сегодня она применяется преимущественно как орудие политической борьбы, хотя главная ее задача — формировать основы гражданского общества и обеспечивать прозрачность и контролированность деятельности всех ветвей власти.

Пятое. При условиях, когда обвинительный монолог стал едва ли не единственной формой политического общения, вытеснив диалог на обочину, Украина превращается в дезинформированное общество. Становится актуальным известный афоризм: «Лгут все, но это не имеет никакого значения, ибо никто никого не слушает». Есть основания считать, что при этих условиях так называемые имиджевые кампании будут терять эффективность, а вместо этого актуализируются информационные технологии, помогающие людям расти интеллектуально.

Шестое. Огромная разница в доходах становится не только причиной социальной напряженности и неуверенности, но и приводит к мутации элиты. Работа по уменьшению этого разрыва одновременно будет способствовать и оздоровлению элиты, и широкому признанию ее в обществе.

Подытоживая, хочу акцентировать внимание на том, что ослабление системно-регуляторной функции государства становится едва ли не серьезнейшим вызовом нынешнего переходного периода. И истинность политической элиты в нынешнее время будет определяться не только критическим осмыслением пройденного пути, а прежде всего конкретикой действий, направленных на укрепление государства и улучшение жизни каждого гражданина.

Верю, что так и будет.

Версия для печати
Диалоги по теме
Українська національна еліта – становлення чи занепад?
Материалы по теме
Про стан масової політичної свідомості в Україні
За що ж ви так не любите свою Вітчизну?
Україна today: держава-мутант?
Элитарные структуры в постсоветской ситуации: возможности исследования, предварительные замечания
Народность и элитарность
Внезапный выброс гремучей смеси
Еліта, яка йде, вичерпала свій потенціал
Георгий Сатаров: «Какой должна быть элита? Она просто должна быть»
Львівська еліта: провінційність із претензією на всеукраїнський масштаб
«Дитяча хвороба» еліт в Україні




Проект реализуется в рамках благотворительной программы "Культура и образование" ВБФ "Поступ"
Идея и интеллектуальная поддержка проекта осуществляется Центром социальных исследований "София"
Высказанные в статьях и интервью мнения являются авторскими