This version of the page http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=8448 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-10-05. The original page over time could change.
ДИАЛОГ.ua / зал периодики / Бандитам тюрьмы не грозят?

цитата:
У знаменитого художника середньовіччя Босха є картина під назвою "Корабель дурнів". Враховуючи те, наскільки нерозумно ми витрачаємо колосальні резерви - інтелектуальні, технічні, природні - які Господь дарував українській нації, іноді мені здається, що Босх списав її з теперішніх українських реалій.
Михайло СИДОРЖЕВСЬКИЙ
rus ukr English version
Средний класс в Украине: мифы и реальность
Демократия по-украински
Феноменологія української корупції та її специфічні риси
ЗАЛ ПЕРИОДИКИ
Бандитам тюрьмы не грозят?
Юлия Ким, «Главред»
ГлавRed
15 ноября 2006 года
Ах, какие красивые были лозунги – по-революционному звонкие и безапелляционные, не в бровь, а в глаз: «Власть – народу! Бандитам – тюрьмы!»

Почти что 1917 год, только вместо Ленина на броневике – Тимошенко на Майдане. Прошло два года - и «оранжевый кумач» выцвел, плакатные надписи поистерлись, революционный пыл угас. Увы, приходится констатировать - не сбылось, не получилось. Оказывается, усадить бандитов в тюрьмы не так-то просто.

Как все начиналось. Старую власть – за решетку!

Помаранчевые министры еще не успели поделить портфели и поудобнее устроиться в своих креслах – а кампания по «усаживанию бандитов в тюрьмы» уже началась. Еще в середине декабря 2004-го Николай Томенко направил депутатский запрос о возбуждении уголовного дела против министра внутренних дел Николая Билоконя, Роман Зварыч «ходатайствовал» за председателя ВЦИКа Сергея Кивалова, такие же обращения были и по поводу председателя Харьковской областной администрации Евгения Кушнарева, председателя Луганской ОГА Александра Ефремова, Донецкой ОГА Анатолия Близнюка и т. д. Одним словом, новая команда за дело взялась резво и споро. На головы «бывших» сыпались одно обвинение за другим – сепаратизм, коррупционные действия, злоупотребление служебным положением.

Уголовные дела возбуждались громкие, скандальные, журналисты только и успевали обличать коррумпированную «старую власть». Но уже на первом этапе некоторые обвинения отсеялись, некоторые - так и остались обвинениями, многие дела так и не были возбуждены, а следы тех, что все-таки возбудили, «по дороге» постепенно потерялись: может, пылятся еще толстые тома в прокурорских кабинетах, а, может, дело уже давно закрыто – черт его знает. Заметьте – большинство «политических» дел возбуждаются с помпой и шумом, а вот об их результатах общественность информируют крайне скупо – здесь правоохранители почему-то на удивление стыдливы. Зато через некоторое время «обвиняемых» можно увидеть уже по телевизору - например, на заседании Верховной Рады, пребывающих в заботах о судьбах украинского народа, или дающих обличительное интервью какому-нибудь каналу.

Мы отследили судьбу самых известных политических «бандитов» (или «узников совести» - кому как больше нравится), которых в свое время грозился посадить Майдан.

Борис Колесников. Бывший председатель Донецкого облсовета. Был арестован 6 апреля 2005 года по обвинению в вымогательстве акций донецкого торгового центра «Белый лебедь». В августе был выпущен под залог решением Апелляционного суда Киева. В июле этого года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело с формулировкой «в связи с отсутствием состава преступления». Кстати, до этого бывший следователь Генеральной прокуратуры Ян Такташев, который вел дело Колесникова заявил, что дело было сфальсифицировано, хотя поклясться, что бывший председатель Донецкого облсовета невиновен, он не может: «В деле было немало невыясненных вопросов. Но когда я захотел в них разобраться, руководство Генпрокуратуры сказало, что дело необходимо завершить и «затолкать» в суд». А вот потерпевший от вымогательства Колесникова Борис Пенчук заявление Такташева назвал «ложью» и «отрабатыванием денег». В настоящее время Борис Колесников – народный депутат Украины («Партия регионов»).

Евгений Кушнарев – экс-глава Харьковской области, руководитель избирательного штаба Партии регионов. 15 августа Главное следственное управление ГПУ возбудило уголовное дело в отношении Кушнарева и обвинило его в «превышении власти и нецелевом использования кредитных средств для строительства третьей линии Харьковского метрополитена», в результате чего государству был нанесен ущерб свыше 8 миллионов гривен. Был задержан Генпрокуратурой 17 августа 2005 года. 28 февраля уголовное дело закрыто «в связи с отсутствием состава преступления в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Украины». Евгений Кушнарев прошел в Парламент по спискам «Партии регионов».

Владимир Щербань. Экс-губернатор Сумской области Пожалуй, это самое громкое возвращение за последнее время. Напомним, что начале прошлого года в отношении Щербаня было возбуждено уголовное дело, в котором фигурировали факты вымогательства, уклонения от уплаты налогов, нарушений на выборах, мошенничества, в результате чего государству был нанесен ущерб в миллионы гривен. В мае 2005-го Владимир Щербань, уехавший по делам в США (якобы на агропромышленную выставку), был объявлен в международный розыск. А в октябре 2005-го Щербаня арестовали американские власти - у него истек срок действия американской визы. Других поводов для задержания не было, поскольку между США и Украиной не подписан договор об экстрадиции. 4 ноября Владимир Щербань вернулся на Украину и после посещения Генпрокуратуры был отпущен на поруки – за него поручилось трое народных депутатов - Ян Табачник, Евгений Гейллер, Михаил Мироненко. Тут же выяснилось, что 3 ноября ГПУ перевела Щербаня в статус подозреваемого (спустя полтора года после возбуждения дела). В течение 10 дней прокуратура должна была предъявить экс-губернатору новое обвинение, но она этого не сделала. Так что отныне Владимир Петрович перестал быть даже подозреваемым.

Щербань утверждает, что «все обвинения против него были политической расправой» и уверен, что до суда дело так и не дойдет. Судя по последним событиям, это вполне вероятно. Владимир Петрович заявил, что собирается вернуться в большую политику, где у него до сих пор осталось много друзей: «Я думаю, что я не исчезну, потому что, еще раз скажу, мои коллеги, мои друзья все находятся в политике. Поэтому думаю, что они найдут и для меня место».

Анатолий Засуха. Экс-губернатор Киевской области. Уголовное дело было возбуждено 5 июля 2005 года. Засуха подозревался в совершении экономических преступлений, предусмотренных статьей 363 (ч.3) УК (превышение власти или служебных полномочий, приведшее к тяжелым последствиям) и статьей 366 частью 2 (служебный подлог, приведший к тяжелым последствиям). Губернатор, естественно, не стал дожидаться задержания, уехал из Украины и даже устроился на работу заместителем губернатора Московской области. В этом году он вернулся на родину. И в этом же году ГПУ закрыла уголовное дело против него. «Там звучало, что было пять дел, но последние четыре дела – фактовые (возбуждены по факту преступления, а не против лица)», - проинформировал журналистов по поводу Засухи генпрокурор Александр Медведько и добавил, что дело было закрыто «из-за отсутствия состава преступления». Вот по одному из таких «фактовых» дел - о нецелевом использовании бюджетных средств на 2 миллиона гривен – МВД недавно решило допросить Анатоляи Засуху. Но для дачи показаний он не выявился и из Украины опять исчез. Последняя информация о его местонахождении, озвученная начальником ЦОС ГУ МВД в Киевской области Николаем Жуковичем – «Засуха находится в Казахстане». Министр внутренних дел Юрий Луценко уже заявлял о намерении просить прокуратуру повторно возбудить уголовное дело против бывшего губернатора Киевщины.

Сергей Кивалов – экс-председатель ЦИК В декабре 2005-го Верховная Рада Украины направила запрос к Генпрокурору Украины о привлечении к уголовной ответственности председателя Центризбиркома Сергея Кивалова за нанесение государственных убытков в особо крупных размерах. Кроме того украинский парламент направил ряд запросов о возбуждении уголовных дел по поводу фальсификации президентских выборов. По фактам фальсификации было возбуждено более 700 уголовных дел. Кивалова отстранили от должности председателя ЦИК, после чего он на некоторое время скрылся из поля зрения отечественных правоохранителей. Как объяснял потом сам Кивалов – «поехал в Россию подлечиться», как шептались его недоброжелатели – «ударился в бега». МВД объявило его в международный розыск. В итоге реальных обвинений Кивалову предъявлено так и не было. Сейчас он занимается законотворчеством в составе «ПР».

Чем все закончилось. Если дела закрываются – значит, это кому-то нужно? Это только несколько фамилий. В принципе перечислять можно и дальше. Можно, например, вспомнить сбежавшего в Россию Игоря Бакая или осевшего там же экс-мэра Одессы Руслана Боделана. Можно упомянуть и о возбужденных в свое время уголовных делах в отношении Раисы Богатыревой (за разглашение конфиденциальной информации, касающейся банковских счетов), Виктора Тихонова (обвинение в сепаратизме), которые тоже были благополучно закрыты . Попытка МВД «привязать» Рината Ахметова к покушению на жизнь донецкого бандита тоже закончилась фиаско . Одним словом, практически ни одно из громко анонсировавшихся уголовных дел не нашло логического завершения в суде.

Естественно, оппоненты оранжевых скажут, что все очень просто – дела политические, возбуждались они «по заказу», чтобы посадить неугодных, вот и «рассыпались» еще в ходе следствия. Даже если так – все хорошо знают, что при желании посадить можно практически любого (во всяком случае – любого политика). Особенно, если в вашем распоряжении все силовые ведомства. Но нет – даже этого не удалось пропрезидентской команде. Так в чем же проблема? Можно, конечно, упрекнуть оранжевых в непрофессионализме – даже уголовное дело нормально «сварганить» и довести до суда – и то у них не получается. Луценко, мол, в правоохранительных органах сроду не работал, специфики работы в милиции не знает. Набрал людей, которые даже собрать достаточно доказательств, чтобы обвинить человека, не могут.

Можно наоборот – упрекнуть в коррумпированности наши суды и прокуратуру, которые выпускают преступников. Но все это, пожалуй, только следствия одной большой и главной причины.

И причина эта в том, что по большому счету голубые и оранжевые (если не считать политических расцветок) – очень похожи. Да, среди оранжевых все-таки встречаются иногда идеалисты, а голубые кажутся более прагматичными. Да, они отстаивают, на первый взгляд, разные принципы и имеют разные цели. Но и те, и другие – «плоды» одной системы, и мировоззрение их сформировалось под влиянием одних и тех же факторов. Вот почему, как не переставляй их местами – рано или поздно все возвращается на круги своя. Тасуются только люди: сегодня у власти голубые, завтра оранжевые, послезавтра опять голубые. Такая себе картинка-перевертыш: вот только Луценко обвинял Кушнарева в «разбазаривании государственного имущества», а теперь уже Кушнарев создает Временную следственную комиссию по расследованию деятельности Луценко.

Народ, который мерз на Майдане, верил, что бандиты действительно сядут в тюрьмы, что вся проблема в Кучме и Ко, что «оранжевые» - другие, и с их приходом жизнь изменится. Но изменились только декорации, лозунги – а жизнь осталась прежней. Потому что прежними остались люди и система. Все по-прежнему прекрасно понимают, что одно дело – это то, что декларируется с трибун и рассказываются журналистам, и совсем другое – кулуарные договоренности, о которых обычной публике знать вовсе необязательно. При этом возбуждение или закрытие уголовных дел – это всего лишь политический инструмент или (в зависимости от обстоятельств) - разменная монета в переговорах (скажем, ходили слухи, что при создании антикризисной коалиции одним из требований «голубой» стороны было закрытие некоторых уголовных дел, например, в отношении того же Бориса Колесникова).

Одним словом, скорее всего, бандиты так и не сели в тюрьмы просто потому, что ситуация поменялась, и сидеть им там стало вовсе необязательно. Просто потребность в этом отпала, вот и все. Нужно было – посадили, договорились – отпустили. А виноват человек или нет – это уже, простите, дело десятое. Может – да, а, может, и нет – шут его разберет.

И пока в стране не изменится что-то невидимое глазу, но очень важное (система, государственная ментальность, называйте как угодно), какие бы законы не принимались, за решетку будут попадать только мелкие криминальные сошки. Крупные коррупционеры будут по-прежнему сидеть в высоких удобных креслах.

Версия для печати
Диалоги по теме
Феноменологія української корупції та її специфічні риси
Материалы по теме
У нас снова двойка по коррупции
Бой с тенью. Минэкономики ожидает детенизации экономики
Комісія ЄС: Болгарії й Румунії бракує прогресу в боротьбі з корупцією
Корупція: спосіб життя чи мислення?
Антикоррупционная программа для современной России
Взяточники в России становятся все наглее
Корупційна схема в боротьбі з корупцією?
Культура узаконенной коррупции уходит в прошлое
Хто зупинить корупціонера?
Коррупция борьба с транснациональным явлением




Проект реализуется в рамках благотворительной программы "Культура и образование" ВБФ "Поступ"
Идея и интеллектуальная поддержка проекта осуществляется Центром социальных исследований "София"
Высказанные в статьях и интервью мнения являются авторскими