This version of the page http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=8149 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-10-05. The original page over time could change.
ДИАЛОГ.ua / зал периодики / Каким образом обновленному Секретариату Президента удастся побороть коррупцию?

цитата:
У знаменитого художника середньовіччя Босха є картина під назвою "Корабель дурнів". Враховуючи те, наскільки нерозумно ми витрачаємо колосальні резерви - інтелектуальні, технічні, природні - які Господь дарував українській нації, іноді мені здається, що Босх списав її з теперішніх українських реалій.
Михайло СИДОРЖЕВСЬКИЙ
rus ukr English version
Какая Россия нужна Украине?
Украина в геополитических играх 2006-2025 гг.
Феноменологія української корупції та її специфічні риси
ЗАЛ ПЕРИОДИКИ
Каким образом обновленному Секретариату Президента удастся побороть коррупцию?
Лариса Степанушко
СЕЙЧАС
12 октября 2006 года

Секретариат Президента станет «главным штабом», который будет воевать с «эпидемией коррупции». Об этом на днях в интервью журналистам заявил глава Секретариата Президента Виктор Балога. К сожалению, он не уточнил, какие «противоэпидемические средства» будет применять СП. Свои советы по организации борьбы с коррупцией дали народные депутаты, работающие в настоящее время и работавшие в профильном парламентском комитете. Они сомневаются в том, что коррупцию можно превозмочь. Подробнее об этом - в ответах респондентов на вопрос издания «СЕЙЧАС» «Каким образом обновленному Секретариату Президента удастся побороть коррупцию?».

Василий Волга, член фракции Социалистической партии, секретарь Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией:
- Это будут только новые слова и ничего больше. Например, сначала Евгений Марчук (экс-премьер, экс-секретарь СНБОУ, экс-министр обороны, экс-глава СБУ. - «СЕЙЧАС» ) начинал операцию «Чистые руки», потом Президент Виктор Ющенко демонстрировал свои руки и говорил, что они «ничего не крали». А сейчас Балога, наверное, придумает какое-то новое определение к слову «руки».

На самом деле порядок начнет наводиться именно тогда, когда все институции государства будут исполнять свои функции. Ведь бороться с коррупцией в стране - это не функция Балоги или Администрации Президента. У нас есть уполномоченные органы, которым по закону следует делать это. В первую очередь это профильный Комитет ВР и сейчас все идет к тому, что он будет брать на себя функции центрального распорядителя. Кроме того, есть силовые структуры - Генпрокуратура, МВД и СБУ. И когда Администрация и Секретариат Президента будут поменьше вмешиваться в непосредственную работу этих органов, тогда и коррупции будет меньше, либо сам факт вмешательства другой ветви власти в их работу и является коррупционным деянием.

Вообще-то у нас есть Закон «О борьбе с коррупцией» . Кроме того, в профильный комитет поступает очень много интересных предложений, в том числе от Президента. Правда, пока приходится их все время отклонять из-за непрофессиональной подготовки. Тем не менее законодательная инициатива Секретариата в борьбе с коррупцией - это хорошо.

Также важно принять законы о Секретариате Президента и Кабмине, поскольку это существенно ограничит возможности официальных лиц вмешиваться в государственный процесс с целью получения личной выгоды.

Владимир Стретович, член фракции «Наша Украина», работал в профильном комитете ВР IV созыва:
- Я бы первым делом разработал кодекс административных процедур, то есть порядок действия госслужащего в рамках его полномочий в зависимости от категории. И дал бы право каждому гражданину в случае отступления чиновника от этих правил обращаться в суд. Я бы поручил административным судам, чтобы они в указанных случаях оспаривали действия чиновника и отказывали ему в праве занимать ту или иную должность, если он пренебрегает кодексом административных процедур.

Должны также быть мониторинг, контроль доходов и расходов должностных лиц. Но о технологиях не хочу рассказывать, чтобы не пугать будущих коррупционеров.

Работа Секретариата должна быть комплексной, а не наскоками, как это происходит в течение всех 15 лет независимости. Секретариат должен генерировать идеи, направлять законопроекты от имени Президента. Это должен быть интеллектуальный центр. Но не стоит забывать, какой у нас парламент: если он не поддержал ликвидацию льгот для народных депутатов, значит, то же самое может быть и с законопроектами о борьбе с коррупцией.

Николай Карнаух, депутат ВР IV созыва, член Комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией:
- Механизм один: разделение публичной власти и частного интереса. Если Президенту и его Секретариату во взаимодействии с иными ветвями власти - Кабмином и парламентским комитетом - удастся сделать так, чтобы публичная власть не занималась обеспечением личных интересов, тогда коррупции будет намного меньше. Барьером для нее может быть принятие решения не назначать на должности, связанные либо с властными полномочиями, либо с финансовыми и материальными ресурсами, людей, являющихся представителями большого бизнеса или работавших в бизнес-структурах. Нужно также проверять не только материальное состояние самого кандидата на должность, но и его родственников. Ведь известно, что бизнесмены часто переписывают свое имущество на жену, детей и т. д.

Семен Глузман, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров:
- Если говорить о методах воздействия, то я считаю, что нет никакой необходимости открывать новые тюрьмы или придумывать какую-нибудь новую кару. Ведь известно, что в Китае людей за коррупцию расстреливают публично, но это мало помогает, лишь такса у чиновников повышается. Для борьбы с коррупцией у нас есть все необходимое. И законов хватает. Другое дело, что они не выполняются. И органы для борьбы тоже существуют. Но на самом деле все это, а также суды, ФБР и т. д. - лишь вспомогательные методы, и сами по себе они мало что решают.

Для борьбы с коррупцией нужно иметь простую вещь - политическую волю. Однако на самом деле никто из руководителей государства не хочет, чтобы коррупция хотя бы минимизировалась. Никто с ней не борется, все лишь говорят на эту тему. Иначе почему у нас практически не существует беловоротничковой коррупции, практически нет людей, которые сидят за коррупционные действия, а криминальные дела рассыпаются в судах? Борьбы требует Запад, он даже деньги готов на это выделить. А мы в ответ рапортуем: с коррупцией покончим завтра, в крайнем случае, послезавтра.

Таким образом, все общество становится коррумпированным сверху донизу. Психологически - это норма. В аморальной ситуации, при аморальном поведении власти мы думаем: почему мы должны вести себя морально? Мы не герои, мы ведем себя тоже аморально. Ломать ситуацию нужно не снизу, и не слесаря в ЖЭКе наказывать, а ломать нужно сверху.

Интересную мы имеем ситуацию: коррупция в Украине есть, а коррупционеров нет. Точнее, есть, но так, по мелочам: то налоговый инспектор попался на взятке в несколько тысяч долларов, то мелкий чиновник хотел получить за свои услуги некую сумму. Сообщения о выявлении таких случаев регулярно появляются в новостях, но их нельзя назвать даже каплей в океане денег, переливающихся из государственного кармана в личный, говорят эксперты. И какими бы ни были инициативы Секретариата Президента, Кабинета Министров и Верховной Рады в отношении борьбы с коррупцией, вывод можно сделать один: никто из служителей народа не собирается отменять удобный способ «решать» свои дела за его счет.

Версия для печати
Диалоги по теме
Феноменологія української корупції та її специфічні риси
Материалы по теме
У нас снова двойка по коррупции
Бой с тенью. Минэкономики ожидает детенизации экономики
Комісія ЄС: Болгарії й Румунії бракує прогресу в боротьбі з корупцією
Корупція: спосіб життя чи мислення?
Антикоррупционная программа для современной России
Взяточники в России становятся все наглее
Корупційна схема в боротьбі з корупцією?
Культура узаконенной коррупции уходит в прошлое
Хто зупинить корупціонера?
Коррупция борьба с транснациональным явлением




Проект реализуется в рамках благотворительной программы "Культура и образование" ВБФ "Поступ"
Идея и интеллектуальная поддержка проекта осуществляется Центром социальных исследований "София"
Высказанные в статьях и интервью мнения являются авторскими