Шантаж благоденствием Политическое противостояние вскрыло многие хронические болезни отечественной экономики. И хотя политический кризис в полной мере не трансформировался в кризис экономический, он показал, почему экономический рост в Украине не является устойчивым. Экономика сильно пострадала в дни “оранжевой” революции только на первый взгляд. Да, экономические неурядицы коснулись сектора банковских услуг, бюджета, валютного рынка. Вместе с тем в магазинах не возник дефицит, рост спроса со стороны населения оказался весьма умеренным, да и цены были не более нестабильными, чем в октябре. Налицо были (и пока остаются) инфляционные ожидания потребителей. Однако в их основе лежат не столько события на улицах украинских городов, сколько заявления официальных лиц. После таких заявлений ажиотаж не заставил себя ждать, но он не снизил накала акций протеста. Поскольку “ужастиками” экономического кризиса разрешить политическое противостояние не удалось, в первых числах декабря первый вице-премьер Николай Азаров стал рисовать экономическую картину в куда более светлых тонах. Сыграли свою отрицательную роль и псевдоэкономические заявления оппозиционных кругов. Наиболее некорректными можно считать призывы изымать вклады из банков отдельных олигархов и временно не платить за коммунальные услуги. Очевидно, что от таких провокационных призывов страдает в первую очередь не правительство и олигархи, а банковская система и ЖКХ. В результатец в ноябре вдвое снизился уровень расчетов за газ предприятиями теплокоммунэнерго, уменьшились депозиты физических лиц (на 4,9%), появились проблемы в расчетах предприятий с бюджетом. Вновь отдалился от 100%-ной отметки уровень оплаты за электроэнергию (до 96,3%). И все же в высказываниях экономистов доминирует оптимизм. Запас, накопленный на протяжении года правительством, позволяет в этом году и, как минимум, в первые месяцы наступающего рассчитываться по своим обязательствам, в том числе и внешним. Естественные в такой ситуации активное выведение капитала и спрос на инвалюту создают краткосрочные проблемы для НБУ. Это уже породило снижение ликвидности банковской системы, одновременно облегчив НБУ борьбу с так называемым монетарным навесом, который весь год угрожал перейти в инфляцию. В ноябре объем денежной массы уменьшился на 0,8%, а наличных в обращении — на 1,1%. В итоге, НБУ с удовольствием возобновил масштабное рефинансирование банков, которое в течение года осуществлялось на минимальном уровне. Заметное превышение экспорта над импортом позволяет стране получить в текущем году рекордное положительное сальдо платежного баланса — более 10% ВВП. Столь высокое сальдо по окончании политического кризиса, очевидно, обернется значительным притоком инвалюты, что позволит НБУ восстановить свои резервы. С учетом больших золотовалютных резервов, которые превышают объем денежной базы, вероятность существенного изменения обменного курса доллара в ближайшие месяцы остается низкой.
|
Динамика роста реального ВВП в 2004 г., % |
|

|
Снова рекордный рост Политические страсти окончательно смешали карты любителям экономических прогнозов. Когда сложно смоделировать ситуацию на ближайшие несколько недель, прогнозы на годы вперед и вовсе напоминают гадание на кофейной гуще. Наиболее благоприятным видится сценарий, по которому будет избран новый президент, что само по себе приведет к стабилизации ситуации. Очевидно, лишь через некоторое время после избрания нового главы государства станет понятной его экономическая политика, поскольку в ходе предвыборной кампании команды обоих ключевых кандидатов, позиционирующих себя как центристы и правоцентристы, активно эксплуатировали лозунги левацкого толка. Назначение повторного голосования на 26 декабря означает, что экономическое развитие до конца года будет носить инерционный характер. Положительно повлияют на охлаждение ситуации новогодние праздники, которые заставят задуматься о закрытии финансового года, закупке подарков и т.д. Вряд ли от правительства и парламента стоит нынче ожидать революционных шагов в экономике. По крайней мере, говорить о каком-либо серьезном влиянии экономической политики нецелесообразно, поскольку таковой сейчас вовсе не существует из-за “пересменки” на властном Олимпе. По оценкам МЦПИ, потери экономики от политической забастовки, неполного функционирования государственных органов управления и т.д. уже составляют 0,5% годового ВВП. Это означает, что рост экономики замедлится по итогам ноября-декабря более существенно, чем ожидалось ранее. По расчетам МЦПИ, при условии отсутствия внешних шоков по итогам года рост экономики составит 12%, которые несмотря ни на что станут новым рекордом роста реального ВВП в Украине за годы независимости. Правда, нельзя забывать о будущем отрицательном влиянии на рост ВВП множества принимаемых ныне парламентом популистских решений. Причем количество таких решений прямо пропорционально длительности политического безвластия.
Рост экономики замедляется Украинская экономика прошла пик своего роста еще за несколько месяцев до “праздника демократии”. В 2004 г. рост экономики в годовом исчислении достигал почти 14%, а в месячном — почти 20%. Последний раз ускорение темпов роста реального ВВП было зафиксировано в августе, когда значительное влияние на экономическую динамику оказал высокий урожай. С тех пор Госкомстат беспристрастно фиксирует замедление темпов роста экономики, в основе которого лежат три фактора. 1. Циклический. Поддержанное политическим кризисом замедление роста экономики решает проблему риска перегрева. Экономическое ускорение последних четырех лет, а в особенности последних полутора лет, привело к так называемому разогреву экономики, когда высокие темпы роста стали сопровождаться увеличением инфляции. При стремительно растущей инфляции (и дефляторе ВВП) и отсутствии внешних стимуляторов обеспечивать еще больший рост стало невозможно. 2. Внешний. После длительного периода бурного подорожания на мировых товарных рынках осенью рост цен был умеренным либо вовсе прекратился. Будучи основным фактором экономического бума на протяжении последних полутора лет, это само по себе в какой-то степени корректирует темпы роста. Вдобавок пиковый спрос со стороны наших ведущих торговых партнеров — стран Евросоюза и России — пришелся на первую половину года. В первые четыре месяца года рост экспорта товаров в государства, вступающие в ЕС, составил 44,2% против 22,3% по итогам девяти месяцев 2004 г. Что касается России, то, во-первых, в октябре прекратилось подорожание нефти. Более того, уже с середины лета российская экономика, пораженная “голландской болезнью”, начала показывать первые признаки спада в промышленности и инвестициях, что сказалось и на общеэкономической динамике северо-восточной соседки. 3. Политический. Ожидание сложных выборов способствовало на протяжении всего года оттоку капитала, тем более что бизнес зарабатывал хорошо. Непосредственное влияние политического кризиса экономика стала ощущать лишь во второй половине ноября, когда массовые акции протеста поставили украинскую экономику на грань паралича. К счастью, массовой забастовки, разрушения системы платежей и обвала банковского сектора, равно как и блокирования основных магистралей, не произошло. Уменьшение производительности труда было весьма умеренным. А вот ожидание выборов, хотя традиционно оно и способствует экономической активности (рост заказов со стороны политических сил, увеличение социальной поддержки населения), снижало темпы инвестирования в политически нестабильную украинскую экономику.
|
Индекс роста потребительских цен в 2004г.(к декабрю 2003г.), % |
|

|
Перспективы 2005 года Между тем говорить об устойчивом экономическом росте в Украине пока не стоит. Во-первых, украинская экономика за годы независимости стала чрезвычайно открытой: соотношение экспорта товаров и услуг к ВВП в течение последних лет колеблется в пределах 50-65%, что является одним из наибольших показателей в Европе. Это означает большую зависимость ее роста от прихотей международных товарных рынков. Во-вторых, по этой же причине весьма уязвима концентрация экспортных мощностей в металлургии. В-третьих, украинский бизнес встречает на своем пути многочисленные препятствия, в первую очередь связанные с взаимоотношениями “власть — бизнес” и недобросовестной конкуренцией. В-четвертых, роль малых и средних предприятий, которые в устоявшемся демократическом рыночном обществе производят не менее половины валового продукта, в Украине остается малозначительной. В-пятых, финансовый сектор остается недостаточно развитым. В-шестых, объем ПИИ остается крайне низким, что не способствует обновлению производственных мощностей и выстраиванию современных технологических и логистических цепочек. Наконец, в-седьмых, экономика по-прежнему остается заложницей политики, что наглядно продемонстрировали последние политические события. Для сохранения умеренно высоких темпов экономического роста в 2005 г. на уровне 7-8% необходимо возобновить работу всех органов государственного управления и прекратить массовые акции протеста. Очевидно, это станет возможным только с избранием нового главы государства. После избрания президента необходимо сформировать правительство, которое в первую очередь сосредоточится на решении краткосрочных задач: борьбе с инфляцией, уменьшении издержек во внешнеэкономической деятельности, стабилизации ситуации в банковской сфере, недопущении кризиса неплатежей и т.д. Помимо ожидаемого “охлаждения” мировых товарных рынков весомыми причинами замедления экономики станут рост инфляции, замедление государственного потребления и меньшие темпы прироста инвестиций. И без новых государственных расходов бюджетный дефицит ожидается большим. Тем не менее правительство в состоянии удержать его в рамках 3% ВВП. Для покрытия немалого дефицита вновь придется активно прибегать к внешним заимствованиям и приватизации. МЦПИ ожидает ускорения темпов инфляции в первом полугодии до 15-16% (в годовом исчислении) и стабилизации индекса потребительских цен на уровне 11% в конце года. Очевидно, что затягивание выборов грозит параличом системы государственного управления. Последствия выглядят жуткими: это будет кризис доверия к национальной валюте и всей экономике. Если политический конфликт будет длиться более трех месяцев, кризис проявится в экономическом спаде с нарушением внутренних и внешних связей. Высокие инфляционные ожидания разрушат финансовую систему, что в сочетании с бюджетным кризисом обусловит глубокий экономический спад. При таком сценарии риск перехода инфляции в галопирующий (самоподдерживаемый) режим, платежный и банковский кризисы видятся вполне прогнозируемыми. Усиливается и риск экономической дезинтеграции страны. Многое из этого мы уже пережили в 90-х годах. Очень не хотелось бы туда возвращаться…
|
Прогнозы изменения основных экономических показателей на конец 2004 г. и на 2005 г. |
|
Источник |
Темпы инфляции |
Темпы роста ВВП |
Курс гривни к доллару |
Динамика банковских ставок (кредиты/депозиты) |
Наполнение бюджета |
|
Конец 2004 г. |
2005 г. |
Конец 2004 г. |
2005 г. |
Конец 2004 г. |
2005 г. |
Конец 2004 г. |
2005 г. |
Конец 2004 г. |
2005 г. |
| Джеффри Френкс, старший представитель МВФ в Украине |
Около 12% |
МВФ — за антиинфляционную политику, которая позволила бы свести рост цен к 5-8%. Однако окончательный показатель будет зависеть от политики нового правительства и НБУ |
Около 12% в реальном исчислении. |
5-6% в реальном исчислении. Возможность сохранить высокие темпы экономического роста будет зависеть от макроэкономической стабильности и структурных реформ |
МВФ не публикует прогнозы, касающиеся обменного курса |
МВФ не публикует прогнозов по банковским ставкам |
В 2004 г. дефицит бюджета резко увеличился и угрожает превратиться в дестабилизирующий фактор |
Прогнозные показатели доходной части бюджета вполне достижимы, однако нужно улучшить администрирование налогов |
| Степан Маковяк, директор аналитического департамента финансовой компании “Сократ” |
Предпо ложительно, к концу года инфляция составит 10-11% |
Если политическая ситуация стабилизируется, в следующем году можно ожидать инфляцию в 9,5-10,5%. Если нет — то инфляция может достичь 15-16% |
К концу года реальный рост ВВП составит около 12% |
Если политическая ситуация стабилизируется, можно прогнозировать рост ВВП в 6-7%. В нестабильной же ситуации сделать это очень тяжело |
До конца года курс гривни почти не изменится |
Если до конца 2004 г. ситуация не стабилизируется, то курс 6-8 грн./USD может утвердиться с последующим ростом в 2005 г. |
Возможно, что ставки по гривневым кредитам поднимутся выше 18%, поскольку банки на этом зарабатывают. Гривневые депозиты до конца года, скорее всего, сохранятся на уровне 8-10%, а валютные — 6,5% |
Если ситуация стабилизируется, депозитные ставки незначительно повысятся, что компенсирует негативные ожидания вкладчиков: в гривневых депозитах — до 15-16%, в валютных — примерно до 10% |
На наш взгляд, наполнение бюджета в конце 2004 г. происходило в основном за счет приватизации |
В 2005 г. бюджет будет наполняться главным образом также за счет приватизации. Все так же будут осуществляться внешние заимствования |
| Руслан Пионтковский, аналитик-исследователь Всемирного банка |
Около 12% |
Возможно, показатели удастся вернуть в рамки 10%, но при условии, что НБУ будет проводить более жесткую монетарную политику и сократится дефицит бюджета |
За год получится 12% |
7%, так как даже при стабилизации политической ситуации внешняя конъюнктура не будет такой же благоприятной, как в 2004 г. При этом существует вероятность уменьшения этой цифры |
Для нестабильности курса гривни и ее девальвации экономических причин нет |
Возможно укрепление курса гривни при условии стабилизации политической ситуации |
Ставки будут оставаться довольно высокими |
По крайней мере, в первой половине года ставки будут оставаться высокими, возможно некоторое их снижение во втором полугодии |
На конец года дефицит бюджета, вероятно, превысит 3% ВВП |
Украина не может позволить себе такой же дефицит бюджета, как и в 2004 г., чтобы сохранить макроэкономическую стабильность |
| Ярослав Жалило, завотделом экономических и социальных стратегий ИСИ |
Более 12% |
Если не будет экономической нестабильности, инфляция останется на уровне 2004 г. |
Как и прогнозировал НБУ, рост ВВП составит 12,4% и в декабре уже не произойдет принципиальных изменений |
Могут быть разные варианты. Многое зависит от экономической политики. Существует вероятность замедления экономического роста, связанная с предполагаемым ужесточением денежно-кредитной политики |
Курс гривни должен быть относительно стабильным, при условии что политическая ситуация не обострится |
Если исключить возможность политических катаклизмов, если на внешних рынках сохранится положительная динамика, то курс должен быть относительно стабильным, появится тенденция к удорожанию гривни |
Некоторое повышение реальных кредитных ставок |
Очевидно, нас ждет некоторое повышение реальных кредитных ставок. Это связано с решением НБУ проводить жесткую монетарную политику, с повышением уровня рисков коммерческих банков |
Действия, которые сейчас предприняло правительство в отношении фактического секвестра расходов, говорят о том, что к концу года наполнение бюджета неважное |
Говорить сегодня о том, насколько бюджет будет наполняемым в следующем году, нерационально. Потому что весьма вероятно, что через несколько месяцев он будет перекраиваться |
| Ирина Крючкова, завотделом моделирования и краткосрочного прогнозирования Института экономического прогнозирования |
Если верить Госкомстату, то в ноябре против декабря прошлого года индекс потребительских цен составил 109,7%, при росте цен производителей на 23,1%, что уже само по себе вызывает большие сомнения |
Все зависит от политики нового правительства. Она может быть жесткой в связи с бюджетными ограничениями. Мы не ожидаем высоких темпов роста номинальных доходов населения, что ограничит рост цен |
В декабре этого года мы ожидаем меньший прирост ВВП, чем в прошлом году. Если в декабре рост ВВП против ноября составит 1,4 раза (в декабре прошлого года — 1,5 раза), то годовой прирост ВВП составит 11%, если ниже (1,3 раза), то 10% |
Первое полугодие будет слабым (прирост против первого полугодия 2004 г. составит не более 4%), но к концу года есть шанс выйти примерно на 8% |
В этом году курс гривни к доллару укрепился номинально на 2,5 коп., и такое положение, похоже, сохранится до конца года |
Все будет зависеть от скорости выхода из политического кризиса. Но в общем, мы не видим никаких причин для девальвации гривни, можно говорить лишь о больших или меньших темпах ее реального укрепления с учетом инфляции |
Поскольку все отошли от валютного и депозитного шока, банковские ставки до конца года повышаться не будут |
В начале 2005 г. будут держаться нынешние высокие курсы банковских ставок, но затем в течение полугода они постепенно должны снизиться на 1,5-2 процентных пункта |
В ноябре в период обострения политического кризиса ситуация изменилась в обратную сторону — бюджетные поступления резко сократились, и до достижения полной определенности с ключевыми фигурами власти ситуация не изменится |
Бюджетная ситуация в следующем году будет напряженной до тех пор, пока экономика не заработает в нормальном режиме |
Текст: Андрей Блинов, старший экономист Международного центра перспективных исследований, Сергей Саливон, Руслан Ильичев |