|
О чём это |
|
На Ялтинской конференции, проходившей в Крыму в конце апреля, помимо прочих обсуждались и вопросы валютного регулирования. Нацбанк в полный голос говорил о том, что он намерен сделать с валютным рынком и его участниками (коими, в той или иной мере, является каждый из нас) в этом году.
Читайте о том, как Нацбанк намерен поступить с “об-менниками”, как он будет контролировать операции банков с ценными бумагами и ВЭД-контракты, а также о том, на что готов НБУ ради стабильности гривни. |
Нацбанк усиливает контроль
За таможенными декларациями
Украинские банки могут перечислять валюту своего клиента на счет нерезидента только после предоставления клиентом справки налогового органа об отсутствии у клиента нарушений налогового законодательства в предыдущем отчетном квартале.
Уже создана специаль-ная система информационного обмена данными между Нацбанком и Государственной таможенной службой. Цель ее создания — предотвращение использования фиктивных документов для покупки и перечисления за пределы Украины валютных ценностей, в том числе и с помощью фиктивных таможенных деклараций. Теперь если валюта куплена и вывезена под конкретный контракт, а товар, упомянутый в контракте, так и не пересек границу, это не останется незамеченным Нацбанком и налоговыми органами со всеми вытекающими последствиями.
За обращением ценных бумаг
В этом году Нацбанк намерен конкретно взяться за регулирование операции банков с ценными бумагами (в части расчетов). Как известно, некоторые ценные бумаги являются удобным инструментом для конвертационных операций. Например, депозитный сертификат, номинированный в иностранной валюте, приобретается за гривню, а затем погашается банком в иностранной валюте. При этом реальный собственник ценных бумаг на предъявителя остается анонимным. Сегодня Нацбанк уже “поломал” эту схему, внеся некоторые изменения в действующее законодательство. Теперь сертификаты, номинированные в национальной валюте, могут погашаться только в гривнях. А сертификаты в иностранной валюте могут погашаться по желанию владельцев сертификатов в валюте или гривне.
Сегодня Нацбанк готовит поправки к Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” в части запрещения или существенного ограничения выпуска цен-ных бумаг на предъявителя.
|
Чего ожидать |
|
Пристальное внимание Нацбанка к конвертационным операциям вполне оправданно: одна из его функций — контроль за банковской системой и денежными потоками в ней. Внимания заслуживает иное — дружба этого главного банковского ведомства с другим государственным ведомством — налоговым. Чем крепче она будет, тем жестче будет нацбанковский контроль, тем труднее будет банкирам удовлетворять потребности своих клиентов и зарабатывать прибыль, тем меньше денег будет стремиться в нашу банковскую систему, тем чаще украинские деньги будут предпочитать иностранные банки. |
И если Нацбанк и ГНАУ решили дружить, пусть хотя бы не говорят, что эта дружба может помешать оттоку денег зарубеж.
Тямпа
Как Нацбанк поддерживает гривню
Хочет убрать агентов
Сегодня в Украине насчитывается 2302 обменных пункта. Большинство (54%) “обменников” агентские, т.е. они не принадлежит банкам, а работают на основании агентских соглашений с ними. Нацбанк уже позаботился об этом. В проекте Закона “О валютном регулировании” есть норма, согласно которой только банки имеют право осуществлять операции покупки-продажи наличной иностранной валюты.
Главный валютчик Нацбанка Сергей Яременко утверждает, что причин предоставить обменный бизнес только банкам предостаточно. Согласно статистике, объемы обменных операций, осуществляемых агентскими пунктами, значительно меньше, чем объемы в банковских “обменниках”. По мнению г-на Яременко, это может означать, что “часть операций проводится в тени, без отражения в отчетности и соответствующей уплаты налогов”. Хотя на самом деле банковские “обменники” изначально играют роль оптовых, а агентские — розничных точек.
Естественно, такая позиция Нацбанка не может не нравиться банкирам. Банкиры разделяют ее и поддерживают. Еще бы. Ведь НБУ, отказавшись от услуг агентов, помогает банкам заработать.
|
Чего ожидать |
|
Если у агентов действительно заберут их обменный бизнес, то число обменных пунктов сократится. Поскольку не секрет, что многие из них не ориентированы на обслуживание всех потребителей вообще, а существуют исключительно под нужды конкретного магазина или сервисной точки.
А затем снижение конкурентности на валютном рынке неизбежно приведет к резкому росту маржи. |
Предлагает отменить 1%-ный сбор
Нацбанк считает, что 1%-ный сбор на обязательное пенсионное страхование при осуществлении валютообменных операций необходимо отменить. Более того, по словам г-на Яременко, вопрос об отмене 1%-ного сбора уже поставлен перед Кабмином и Верховной Радой.
По мнению Сергея Яременко, 1%-ный сбор — одна из причин оттока наличной валюты за пределы банковского сектора.
Операторы черного валютного рынка осуществляют наличные конвертации по более привлекательному, нежели банковский, курсу, поскольку они не взимают 1%-ный сбор.
|
Чего ожидать |
|
Если депутаты и чиновники из Кабмина прислушаются к Нацбанку и 1%-ный сбор действительно будет отменен, объемы наличной иностранной валюты, поступающей в банковскую систему, возрастут. А объемы “налички”, обслуживающей теневую экономику, уменьшатся. |
Предлагает разрешить не конвертировать выручку от приватизации
Нацбанк разработал проект поправок к Закону “О приватизации государственного имущества”, который позволит не конвертировать в гривни долларовые поступления от приватизации.
Иностранные инвесторы все активнее принимают участие в распродажах Фондом госимущества крупных пакетов украинских предприятий. Вполне возможно, что в этом году на валютный рынок “придут” большие объемы иностранной валюты. По мнению г-на Яременко, излишнее скачкообразное предложение доллара нежелательно для украинского валютного рынка, поскольку может привести к значительным колебаниям курса гривни. Сегодня объемы дневных торгов на межбанковском валютном рынке составляют в среднем $40-50 млн. Как показывает практика, дневной объем выручки от приватизации может быть больше. Например, 24 апреля были проданы крупные пакеты акций “Севастопольэнерго”, “Херсоноблэнерго”, “Кировоградоблэнерго” общей стоимостью $55 млн.
|
Чего ожидать |
|
Если предложенные Нацбанком поправки будут приняты, участью гривни станет стабильность. Она будет защищена как от ревальвационных, так и от девальвационных скачков. |
Рассказ банкира о том как можно конвертировать гривню в доллары*
Допустим, вы, банк-резидент, покупаете за гривню еврооблигации у другого резидента. Неважно, где он взял эту еврооблигацию, важно, что она у него есть и вы за нее платите гривней. В данном случае каких-либо лицензий получать нет необходимости, потому что вы платите за товар, владельцем которого является резидент, гривней. Еврооблигация — ценная бумага, выпущенная Министерством финансов Украины, но еще это и обычный товар. Дальше, вы продаете еврооблигацию нерезиденту за валюту. Когда вы получаете валютную выручку, вы обязаны продать 50% этой выручки на межбанковском рынке, как это происходит при любой экспортной операции. Но остальные 50% выручки вы конвертировать не обязаны. Это, возможно, одна из схем покупки валюты без разрешения налоговой! Вопрос, который может еще может быть открыт, — как у того резидента, который вам изначально продал еврооблигацию, согласовывается вопрос валютной позиции? Ведь он-то вначале купил облигацию наверняка за валюту, а вам продал ее за гривню. Но, согласитесь, это его проблема, а не проблема вашего банка.
|
Точка зрения ГНАУ |
|
Владимир РОССОЛОВСКИЙ, заместитель главы ГНАУ:
— Когда разговариваешь с некоторыми представителями банков, то спрашиваешь: “А что, вы не знали, когда выдавали кредит, что он работать не будет, что он обналичится и уплывет? Знали! А когда выдавали наличку в сумме, превышающей все разумные пределы, ни под что,... — тоже знали!”
А мы ее (наличку. — Ред.) можем уловить только после того, как за она заграницу выскочила. А потом мы только облизываемся и говорим: “Да знали, но не поймали”. И все чистые!
Мы совершенно не планируем накатывать на банки, но когда видим, что банки не совсем правильно выполняют функции, возложенные на них, мы не можем на это закрывать глаза. |
|
Точка зрения нацбанка |
|
Владимир КРОТЮК, заместитель председателя НБУ:
— Наша цель — стимулировать поступления валюты в страну. Однако мы хотим добиться замедления оттока из страны иностранной валюты. Это произойдет, если будут созданы благоприятные условия для вложения средств резидентами и нерезидентами в национальную экономику. Кроме того, мы хотим усовершенствовать структуру внутреннего валютного рынка с учетом международной практики и внедрения новых видов расчетов при внешнеэкономической деятельности. |
|
Точка зхрения главного валютчика страны |
|
Сергей ЯРЕМЕНКО, член правления НБУ:
— Нацбанком введен дополнительный контроль за операциями резидентов, которые осуществляются через корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривне. Предусмотрено, что в случае непредоставления резидентом соответствующих документов по валютной операции средства с распределительного счета перечисляются обратно отправителю валюты — нерезиденту. Перечисление банком средств нерезиденту по поручению резидента осуществляется только после предоставления последним справки налогового органа об отсутствии у клиента нарушений налогового законодательства в предыдущем квартале | .
|
Точка зрения гостаможслужбы |
|
Юрий СОЛОВКОВ, председатель Гостаможслужбы:
— Теперь НБУ имеет доступ к базе данных таможенных органов, а мы — к базе данных Нацбанка. Таможенные декларации мы начали заверять на основании документов, которые допускают субъекты внешнеэкономической деятельности к торгам. Теперь таможенники могут проверить по банковским расчетам субъекта, от которого поступила валюта. Таможенные органы могут отменить льготы в случае, если предприниматель утверждает, что работает в свободной экономической зоне, а средства поступили не из СЭЗ. | |