This version of the page http://mignews.com.ua/articles_print/299492.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-04-20. The original page over time could change.
Информофобия. Почему у нас боятся альтернативной информации?
Аналитика
Информофобия. Почему у нас боятся альтернативной информации?

Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию вынес предупреждение телеканалу "Интер" за трансляцию русскоязычной музыкальной продукции. Об этом сообщила пресс-служба Нацсовета. "Одно из наиболее грубых нарушений - практически полное отсутствие в эфире национального музыкального продукта. 30 и 31 марта 2008 года "Интер" транслировал полностью русскую музыкальную продукцию", - говорится в сообщении.

Нацсовете отмечают, что это уже третье предупреждение "Интеру" за последнее время. Казалось бы, у каждого телеканала есть своя стратегия деятельности, направленная на всемерное повышение его рейтинга и как можно большего охвата зрительской аудитории. Однако, как оказалось, в этом стремлении телеканал должен с опаской оглядываться на указующий перст сверху по поводу того, какие передачи, какую музыку и на каком языке он обязан пускать в свою сетку вещания.

Позицию Нацсовета иногда непросто оправдать, но тем не менее можно понять, если учитывать, что ему самому указания даются с самого верха - от Президента и его Секретариата. Ведь Виктор Ющенко уже не раз заявлял о необходимости перевода информационного пространства страны на украинский язык и об опасности, которую несут незрелым ушам и глазам украинских граждан иностранные (читай - российские) средства массовой информации.

КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ВНЕШНИЙ ВРАГ

Вот и на недавнем заседании Совета национальной безопасности и обороны Глава государства поставил безусловное требование навести порядок в ситуации, которая сложилась в национальном информационном пространстве, и обеспечить соблюдение законодательства всеми участниками информационных отношений. Президент указал на недопустимость сокращения охвата вещанием украинских телерадиокомпаний территории Украины, особенно пограничных областей, а также недофинансирования государственного заказа национальным теле- и радиокомпаниям. Виктор Ющенко также указал на необходимость проведения технической модернизации, а также усиления присутствия Украины в международном информационном пространстве. "Мы по сей день не можем провести высокого уровня государственную информационную политику", - сказал Президент.

Так кто же в этом повинен? Виктор Ющенко, подчеркнув, что проблемы, существующие в информационном пространстве, влияют на развитие общества, его консолидацию и согласие, указал на прямых виновников всех бед информационного пространства Украины: "Наибольшая угроза национальной безопасности - информационная экспансия иностранных государств.

Благодаря этому в информационном пространстве Украины проводятся информационно-психологические кампании по тем или иным вопросам, чтобы дезинформировать общество, не полностью его информировать или проводить кампании не в интересах нашей страны". И добавил, что это касается, прежде всего, тем национального единства, территориальной целостности, а также таких чувствительных тем, как язык, религия и культура, проведение европейской и евроатлантической интеграции.

Вот он внешний враг, который должен консолидировать украинское общество для выполнения миссии мессии! "Я хотел бы, чтобы мы видели украинское информационное пространство, и все сделаю, чтобы решение СНБО поставило точку в этой проблеме", - наметил Президент задачи для СНБО, сказав при этом, что для принятия такого решения нет дефицита ни финансового ресурса, ни политической воли.

Ну что ж, воля есть, финансы, скорее всего, найдутся. За дело, товарищи! Да вот и Министерство юстиции, как бы в подтверждение поставленных задач, намерено уже с 1 мая обеспечить беспрепятственный доступ граждан и юридических лиц к Государственному реестру печатных средств массовой информации и информационных агентств. Только вот к чему, в конце концов, приведет эта беспрепятственность? Ведь и без того в информационном пространстве Украины просто масса изданий, выходящих огромными тиражами на государственном языке, пропагандирующих нацизм, ксенофобию, расовую и национальную нетерпимость. Кстати, совсем недавно ООН выразила обеспокоенность случаями пропаганды в украинских СМИ нетерпимости и ненависти на почве расизма.

Забота об украинизации информационного пространства Украины, отсечении альтернативных источников информации, в частности из России, уже проявилась в действиях Нацсовета по телевидению и радиовещанию, который волевым решением убирает многие популярные российские каналы из сети вещания.

Таким образом, Нацсовет выполняет указания Президента, данные им еще 12 декабря прошлого года, когда Виктор Ющенко провел встречу с членами Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. На той встрече Президент подчеркнул: создание и защита национального информационного пространства, в первую очередь той его составляющей, которую образовывают телевидение и радиовещание, - государственная задача особой важности. "Национальное информационное пространство должно быть украинским. Это ключевое требование для развития единой нации, для патриотического воспитания детей и молодежи", - подчеркнул Ющенко.

"ОРАНЖЕВАЯ ИНКВИЗИЦИЯ"?

И это при том, что на сегодняшний день Нацсовет и так выполняет функцию "оранжевой инквизиции" в информационном пространстве Украины. Достаточно вспомнить, что именно Нацсовет навязал украинским телерадиокомпаниям в "добровольно-принудительном" порядке пресловутые "меморандумы", обязывающие их переводить свой эфир на украинский язык вещания. Согласно условиям этих "меморандумов", объем вещания на украинском языке для телеканалов должен составлять 75 процентов, в то время как для радиокомпаний - 50 процентов.

Кроме того, в прошлом году Нацсовет разработал новые правила для операторов кабельных сетей, фактически направленные на вытеснение российских телеканалов из стандартных абонентских пакетов, что вызвало протест со стороны операторов, угрожающих объявить забастовку в ответ на эти действия. Причем 28 ноября на пресс-конференции в Киеве заместитель главы Нацсовета Игорь Курус, комментируя этот нашумевший конфликт, выразил удивление тем, что операторы кабельных сетей почему-то отдают предпочтение неким "иноземным вещателям", то есть российским телеканалам. Сейчас же Президент Виктор Ющенко, по сути, благословил Нацсовет на дальнейшее вытеснение русского языка из информационного пространства, заявив, что оно должно быть исключительно украинским.

А перед этим, выступая на заседании Кабинета Министров, Ющенко указал, что совместно с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания он проведет совещания, которые будут касаться работы общенациональных и региональных каналов, кабельных телеканалов, радиовещания. Президент выделил вопрос несоблюдения норм закона об украинском языке в информационном пространстве. Эта же проблема, по его словам, существует и в сфере кинематографа. Он считает, что необходимо найти возможности для того, чтобы заказывать национальный продукт.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЛИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ?

В связи с этим вспоминаются слова Виктора Ющенко, сказанные им в 2005-м, первом году его президентства. "Моя команда на протяжении последних нескольких месяцев делает и будет продолжать делать все, чтобы утвердить в Украине европейские ценности и сделать информационное пространство открытым, прозрачным и конкурентоспособным", - заявил тогда Виктор Ющенко. И напомнил, что в Украине "десятки журналистов положили свою жизнь за то, чтобы писать правду". "И свою деятельность на посту Президента я начал со слов: "В этой стране журналист будет защищен, все резонансные дела, которые накопились за последние годы, будут раскрыты", - подчеркнул Виктор Ющенко.

Не будем сейчас говорить о раскрываемости резонансных дел, связанных с журналистами. Но ведь провозглашенное в 2005 году следование европейским ценностям все же предусматривает, естественно, наряду с заботой о безопасности национального пространства, право граждан на доступ к альтернативным источникам информации, даже если они кому-то очень не нравятся. И в конце концов, за какое пространство мы боремся - национальное или националистическое?

Андрей Ростов, "CN-Столичные новости"