 |
|
Франк-Вальтер Штайнмайер (на фото слева): “Совсем непросто начинать переговоры по подготовке Соглашения с одним министром иностранных дел, а продолжать с другим” |
Эффект пустоты 8 февраля 2007 г. Президент Украины Виктор Ющенко отправился с трехдневным рабочим визитом в Германию. Официальная цель визита — встреча с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и участие в 43-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, на которой будут присутствовать лидеры многих европейских государств. Неофициальная же — попытаться добиться лояльности немецкого канцлера накануне начала переговоров Украины и ЕС относительного нового рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Напомним: 1 января 2007 г. Германия начала председательствовать в ЕС. Но, судя по всему, украинская миссия успешной не стала. Пока мы готовили публикацию, переговоры еще шли, но, по информации БИЗНЕСа, конкретные результаты достигнуты так и не были. Например, Ангела Меркель ничего нового на встрече не рассказала: минимум обещаний, отсутствие эмоций и вновь повторение высказанной ранее позиции — говорить о возможном членстве Украины в ЕС в ближайшие годы не стоит (см. БИЗНЕС №52 от 25.12.06 г., стр.12-14). Немцы предпочли ограничиться официальными протокольными ремарками. При этом явно намекая на то, что пока украинская власть в лице Президента и правительства не разберется с разделом полномочий и выработкой единой внутренней и внешней политики, Брюссель не будет вести никаких конкретных переговоров с Киевом. В принципе, понять европейцев можно. К примеру, на встрече с представителями деловых кругов Германии Виктор Ющенко обрушился с критикой на украинское правительство за разговоры о совместном с Россией управлении украинской ГТС, заявив, “что не давал мандат на проведение подобного рода переговоров: ни премьер-министру, ни министру топлива и энергетики, ни НАК “Нафтогаз України”.
Неполная тройка Поездка Виктора Ющенко в Германию состоялась буквально через два дня после того, как в Киеве на уровне министров иностранных дел прошло заседание Украина — тройка ЕС. Напомним: согласно внутреннему законодательству ЕС, Совет Европы в определенных случаях может наделить так называемую тройку ЕС соответствующими полномочиями в переговорах по вопросам международной политики. В тройку входят представители страны, которая председательствует в ЕС (сегодня это Германия), страны, которая заступит на председательство следующей (Португалия), а также верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности (Хавьер Солана) и комиссар Евросоюза по внешней политике (Бенита Ферреро-Вальднер). Но если предыдущие встречи в рамках Украина — тройка ЕС проходили в нормальном, штатном, режиме, то в этот раз накануне заседания ни у евробюрократов, ни у украинских чиновников, отвечающих за данный визит, не было уверенности в том, что заседание таки состоится. 31 января и.о. министра иностранных дел Владимир Огрызко заявил, что сроки проведения заседания могут быть перенесены в связи с отставкой Бориса Тарасюка. Источники БИЗНЕСа на Михайловской утверждают, что Брюссель настаивал на переносе встречи, в частности, из-за неопределенного статуса г-на Огрызко, но Киев сумел убедить еврочиновников, что у г-на Огрызко высокие шансы пройти голосование в ВР. Тем не менее Брюссель поступил по-своему. 6 февраля еврочиновники в Киев приехали, но весьма ограниченным контингентом. Так, столица Украины не дождалась ни г-на Солану (отбыл в Косово), ни г-жу Ферреро-Вальднер (отменила поездку из-за болезни). Единственным высоким чиновником, который представлял интересы ЕС, был министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По мнению народного депутата Леонида Кожары (ПР), “отсутствие высоких гостей является адекватной реакцией на внутриполитическую ситуацию в Украине”.
О задачах украинских переговорщиков |
|
Валерий Чалый, заместитель директора Центра им.А.Разумкова:
— Украинская делегация во время обсуждения будущего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) должна сконцентрировать усилия. Во-первых — на необходимости создания ЗСТ; во-вторых — на секторальном сотрудничестве в области энергетики, торговли, визового режима с обязательным детальным указанием инструментария реализации данного сотрудничества; в-третьих — на четком закреплении индикаторов выполнения условий СПС. Только договорившись об этих условиях, Украина сможет активно апеллировать к еврочиновникам в случае успешного выполнения взятых на себя в СПС обязательств и требовать того же от Евросоюза.
|
Итоги заседания Главный итог заседания — определение точной даты начала переговоров с ЕС относительного нового рамочного Соглашения. Оно должно заменить существующее, подписанное еще в июне 1994 г. По сути, данный документ является некой дорожной картой, списком приоритетов взаимодействия в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Первая встреча делегаций переговорщиков состоится 8 марта 2007 г. На этом, собственно, все успехи и заканчиваются. Все остальные конкретные вопросы двустороннего сотрудничества во время заседания не рассматривались. Что касается снятия действующих против украинских экспортеров торговых ограничений и зоны свободной торговли (ЗСТ), пункт о создании которой украинские переговорщики хотят видеть в тексте нового Соглашения, то эти темы в Киеве почти не затрагивали. Их было решено отложить на весенний раунд переговоров. Единственное, о чем в кулуарах говорили представители Евросоюза, так это о том, что ЕС готов обсуждать возможность создания ЗСТ только на уровне либерализации движения товаров, но не услуг, капиталов и самое главное — рабочей силы, да и то только после вступления Украины в ВТО. Как удалось выяснить БИЗНЕСу, представители ЕС во время встречи за закрытыми дверями и с Виктором Ющенко, и с Виктором Януковичем озвучили намерения подписать долгосрочное Соглашение, рассчитанное на 7-10 лет. Брюссель понять можно — ему выгодно как можно дольше затянуть процесс углубления сотрудничества ЕС. “Такой вариант, на мой взгляд, Украину не устраивает. Подписывать Соглашение нужно максимум на пять лет, ведь к 2013 г. Брюссель будет вносить изменения в существующие программы финансовой поддержки вероятных кандидатов в члены ЕС”, — заявил БИЗНЕСу заместитель директора Центра им.А.Разумкова Валерий Чалый.
|
|
|
Григорий Перепелица, директор Института внешней политики:
— В ЕС прекрасно отслеживают происходящее в украинской политике. Отставка Тарасюка, неопределенность с новой кандидатурой министра, принятие Закона “О Кабинете министров Украины”, откровенная борьба за полномочия очень негативно воспринимаются в Брюсселе, и думаю, что в этой ситуации Брюссель будет воздерживаться от активизации сотрудничества с Украиной.
|
Текст: Михаил Бно-Айриян, mihail@business.ua Фото: Геннадий Минченко |