This version of the page http://focus.in.ua/article/11685.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-01-07. The original page over time could change.
Возвращенец / ФОКУС
Понедельник, 7.1.2008, 11:56
51 от 21.12.2007
  • Интервью: Рядом с Президентом
  • Политика: Двойной Кабмин
  • Тема номера: 200 самых влиятельных украинцев
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • За рубежом
  • Культура
  • История
  • Интервью
  • Мнения
  • Комментарии
  • Рейтинги
  • Цитаты
  • Фотогалерея
  • Комиксы
  • Выборы
Фокус
  • О Журнале
  • Авторы
  • Подписка
  • Архив
  • Вакансии
  • Контакты
Интерактив
  • Блоги
  • Опросы
  • Новости по SMS
РАССЫЛКА
Email  
Погода в Киеве
ДЕНЬ
-7 ... -5oC
ВЕЧЕР
-9 ... -7oC
Курс валют
USD НБУ 505.0000
EUR НБУ 743.7135
RUB НБУ 2.0573
Сервисы
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное
  • RSS

Загрузка...
фото: Dzoja Gunda Barysaite
Президент Литвы Валдас Адамкус
За рубежом
Возвращенец
  • Олеся Олешко

27 апреля 2007, 11:00 ФОКУС №14

Президент Литвы Валдас Адамкус называет себя «адвокатом Украины» — в 2004 г. он помогал нашим политикам выйти из избирательного кризиса, как многие государственные лидеры стран Восточной Европы, — способствует евроинтеграционным стремлениям Украины. О том, что не так страшен НАТО, о президентских буднях и уик-эндах бывший политэмигрант и дважды глава государства рассказал Фокусу    

 

Валдас Адамкус

Родился 3 ноября 1926 г. в Каунасе.
Учился в каунасской гимназии. В годы войны принимал участие в движении
сопротивления.
1944 г. – выехал с родителями в Германию.
1949 г. – окончил Мюнхенский университет (факультет естественных наук), переехал в США.
1960 г. – окончил Иллинойский технологический институт по специальности
«инженер-строитель».
В начале 80-х получил работу в Агентстве по охране окружающей среды (США).
С 1972 г. регулярно посещает Литву,
активно участвует в жизни литовской
диаспоры за рубежом.
В 1993 г., вернувшись в Литву, руководил предвыборной кампанией кандидата в президенты Литовской Республики Стасиса Лозорайтиса.
1996 г. – принимал участие в парламентских выборах.
1998 г. – избран президентом Литвы.
В 2002 г. проиграл президентские выборы Роландасу Паксасу.
2004 г. – парламент Литвы отправил Паксаса в отставку, Адамкус снова переизбран на президентскую должность.

В Литве, как и в любой другой стране, считается модным критиковать заявления правительства или решения парламента, но в адрес президента Валдаса Адамкуса чаще всего можно услышать пронизанные уважением комментарии. Он более сорока лет прожил в Америке, потом вернулся на родину.

«Наш президент долго жил на Западе, а сейчас он вернулся и работает на благо страны, отдаёт ей свой долг — говорит админи­стратор одного из вильнюсских отелей. Адамкусу благодарны за то, что он подготовил почву для вступления Литвы в НАТО и ЕС, а также за то, что это вступление прошло безболезненно. Адамкус практикует традиции открытости и прозрачности как в руководстве страной, так и в общении с прессой. Несмотря на плотный рабочий график, президент нашёл время для эксклюзивного интервью еженедельнику Фокус.   
 
— Господин Адамкус, вы встречались с двумя главами Ураины — с Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Есть ли между ними что-то общее, кроме должности?
— (Смеётся) Должность у них одна, но люди они разные. Между ними, безусловно, есть одна общая черта — они служат Украине, её независимости, суверенности, они хотят видеть Украину в ЕС, НATO, и это добавляет оптимизма. Кучма и Ющенко исповедовали разные подходы к управлению страной, государственными структурами, каждый по-своему проявлял себя во внутренней политике, но всё же они оба проевропейски настроены, и я надеюсь, что в Украине появится больше новых политических лидеров, которые поддержат этот курс.

— С кем из украинских политиков вы поддерживаете не только рабочие, но и дружеские контакты?

— Со многими я встречался в 2004-м, тогда были очень тяжёлые переговоры… Я встречался с Президентом Ющенко, с бывшим министром иностранных дел Борисом Тарасюком, со спикером Верховной Рады Александром Морозом, с Юлией Тимошенко, с премьер-министром Виктором Януковичем. Контакты с ними я поддерживаю и по сей день. Я, пожалуй, не могу сказать, что поддерживаю с ними тесные дружеские отношения, но мы постоянно в контакте. Я уважаю их взгляды, различные подходы к управлению страной и надеюсь, они всё-таки смогут привести свои цели и идеалы к общему знаменателю.

— Между балтийскими странами и Украиной (а также Россией) есть одно большое различие — количество миллионеров. Почему никто не слышит о литовских миллионерах и миллиардерах? Они есть?

— (Смеётся) Да, в Литве их действительно сложно найти. У нас есть богатые люди, но они не претендуют на публичность, не хотят становиться «знаменитостями». И к тому же они не такие богатые, как представители вышеупомянутых стран. У них нет миллиардных активов.

— Вы неоднократно заявляли о том, что Литва и Украина имеют достаточно много точек соприкосновения для экономического сотрудничества. Назовите, пожалуйста, самые успешные примеры такого сотрудничества за последние 2 года.

— Позвольте сказать, что приезжая в каждую страну, я, прежде всего, интересуюсь новыми рынками, возможностями выхода на них. Уверяю, литовский бизнес очень заинтересован в украинском рынке. Одним из приоритетных проектов, который мы ведём – это торговый коридор VIKING, соединяющий Чёрное и Балтийское моря. Торговый оборот между нашими странами тоже вселяет оптимизм – за последний год он увеличился на четверть по сравнению с предыдущим годом. Если говорить языком цифр, то в  2006-м он увеличился на 2 миллиарда литов ($772 млн.). Возможно, для Украины с населением в 45 миллионов эта цифра не покажется такой внушительной, но для Литвы это много. И я думаю, это только начало. Некоторые литовские компании, например, Maxima, которая занимается торговлей продуктами, собирается открыть в Украине ряд больших магазинов. Некоторые компании уже активно функционируют на украинском рынке, всех даже не упомнишь.  



Валдас Адамкус, который прожил большую часть своей жизни в США, вернулся вместе с супругой на родину, чтобы «отдать ей долг»



— Недавно вы поднимали вопрос о сотрудничестве Литвы, Украины и Беларуси в энергетической сфере с целью снизить зависимость от российских энергоресурсов. Эта идея воплотилась в конкретные шаги?

— Посмотрим правде в лицо: все эти страны зависят от российских энергоресурсов. И вы прекрасно видите, что одним поднимают цены, другим прекращают поставки энергоносителей. Происходит это по разным причинам — либо по финансовым, либо по политическим. Поэтому моё заявление было предельно чётким: мы должны сотрудничать всеми возможными способами, поскольку конфронтация не приведёт к желаемому результату. Россия — активный игрок на мировом рынке, она определённо заинтересована в конструктивном диалоге с соседями. Украина, Литва, Беларусь, которые в той или иной мере зависимы от России, должны сотрудничать, но это сотрудничество ни в коем случае не должно превратиться в альянс против России.

— Какие энергетические проекты вы предлагали?

— В первую очередь я считаю, необходимо искать альтернативные пути поставки энергоресурсов. Литва — транзитное государство, через неё проходят энергетические маршруты и, таким образом, мы можем обеспечить Беларусь. Но это совсем не значит, что Литва поддерживает режим президента Александра Лукашенко. Мы сейчас говорим о том, как помочь простым белорусам. Мы должны работать так, чтобы обеспечить наши национальные экономики всем необходимым для нормального функционирования, придерживаться демократических принципов и избегать конфронтации с Россией. Москва сама от этого только выиграет, поскольку ей нужны рынки. Зачем вам источники нефти и газа, если вы не можете этот газ и нефть продать?

— Евросоюз одобрил план подобного сотрудничества?

— Я бы сказал, да. Сейчас всё указывает на то, что ЕС заинтересован в расширении своих рынков на восток, даже в те страны, которые не являются его членами. И я, со своей стороны, могу сказать, что предыдущий украинский президент Леонид Кучма, и нынешний – Виктор Ющенко – чётко обозначили европейскую перспективу для Украины. Украина хочет быть в Евросоюзе, и Брюссель видит определённые сигналы того, что украинцы готовы присоединиться к ЕС, пройти через все необходимые реформы и стать полноправным членом европейского сообщества.

— А готов ли к этому Европейский Союз?
 
— Думаю, да. Может, не на все 100%, но сейчас атмосфера более благоприятна для Украины, чем была, скажем, лет пять назад.

— В мае 2004-го Литва присоединилась к ЕС. Какой самый позитивный результат принесло членство в этой структуре?

— Скажем так: не всё можно измерить в долларах или в товарах. Я считаю достижением тот психологический прорыв, который произошёл среди стран Западной Европы по отношению к Литве. Нас приняли в это сообщество. У нас появилась возможность совместно определять будущее объединённой Европы. Все страны — и большие, и маленькие имеют право голоса. Кроме того, мы стали частью огромной рыночной экономики. Сейчас мы не разделяем наших торговых партнёров по габаритам, мы имеем дело с 450-миллионным населением ЕС. А для бизнеса это играет важную роль. И в итоге мы получили возможность свободного передвижения по Европе.

— Есть ли разочарования?

— Нет, я не могу сказать, что мы чем-то недовольны.

— Вы только что поделились своим видением перспектив Украины в ЕС, а как насчёт НATO? Литва ведь поддерживает продвижение туда Украины…

— Как вы прекрасно знаете, я был одним из «адвокатов» вступления Украины в НATO. Это нелёгкий путь, даже Литва прошла через определённые сложности. Альянс сейчас очень позитивно настроен к Украине, и я осмелюсь сказать, что этот курс был проложен ещё президентом Кучмой, а продолжает его президент Ющенко. Возможно, сейчас многие украинцы не имеют чёткого представления о НATO… Определённо, сегодня он отличается от того военного блока, который был создан после Второй мировой войны. Сейчас Альянс работает на поддержку безопасности и на предотвращение возможных конфликтов. Украинцы должны об этом знать. Литва уже несколько лет является членом НATO, и я могу с уверенностью сказать, что все решения, которые принимает Альянс, и все его дальнейшие действия дают ощущение защищённости. Страна не чувствует себя одинокой, она — часть международного сообщества. И люди это понимают.

— Что бы вы сказали тем украинцам, которые говорят: «Мы не хотим, чтобы наши солдаты гибли на чужой войне»?

— Я не принимаю такого рода аргументы. Да, на сегодняшний день Альянс вовлечён в военные операции, но не думаю, что это надолго. НATO выполняет защитную функцию, и, я уверяю вас, никто не хочет губить человеческие жизни в горячих точках. На данный момент Литва не потеряла ни одного человека ни в Афганистане, ни в Ираке. Надеюсь, так будет и дальше. Мне горько говорить это, но ежедневно в автомобильных катастрофах в Литве гибнет намного больше людей, чем при любой военной операции. И я не считаю, что следует отказываться от самой идеи коллективной безопасности только потому, что иногда имеют место инциденты.

— Большинство людей знает, как проходят рабочие будни главы государства: внутриполитические дела, встречи, зарубежные визиты. А как выглядит выходной день Валдаса Адамкуса?

— Мне кажется, что все президенты исполняют приблизительно одинаковые функции, а разница между ними состоит в том, как они проводят свободное время. Когда у меня появляется свободная минутка, я стараюсь выходить на природу. Люблю гулять в лесу при хорошей погоде, наслаждаться природой и спокойной атмосферой вокруг. Всегда у меня с собой книга — я много читаю на литовском языке и на английском. Люблю мемуары известных политиков, произведения классической литературы и современников.

версия для печати     отправить по E-mail     Написать в редакцию
ФОКУС
Для ссылки на эту статью себе в дневник
Ваш комментарий:   
Имя: Почта:  

Повторите код на картинке.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
15:52 Ющенко заменил запорожского губернатора
15:38 Ющенко назначил Богатыреву Секретарем СНБО
15:23 Президент нашел работу уволенному Министру культуры
15:12 Встречи Ющенко, Тимошенко и Яценюка станут еженедельными
14:35 Только 15% украинцев не говорят с друзьями о политике
14:13 Янукович предложил разделить депутатов на две палаты
14:08 Янукович не помнит, кого играл на детских утренниках
14:06 Партия регионов может поддержать досрочные выборы мэра Киева
13:52 Правительство Януковича запомнилось инфляцией и борьбой за власть
13:38 Ющенко назначил своего представителя в парламенте
Все новости
Статьи номера:
Подав в суд, Рада признала роспуск
Буша не виню
Как у нас с Верой
Наместник
Политические вероизыски
Стоп, машина!
Возвращенец
Воин света
Нервный ЦИК
Скифский царь
Выборы. Перезагрузка
Те же и Рада
За свой счёт
«Всё зависит от Бога»
Чёрный октябрь
Война всех против всех
Тень Чернобыля
Странный суд
Классика контрабанды
Президент разрушает государство!
На дне
Потребительский гнев

Украинские компании увлеклись ребрендингом. Но практика показывает, что смена имиджа иногда может похоронить товар

Бабло побеждает зло

Отделить бизнес от власти невозможно. Но, вероятно, это не так плохо, как кажется на первый взгляд

Все авторы
  • Возвращение Тимошенко
(17 фото)
фото:
Все галереи

ОПРОС

Кто будет принимать решения, от которых зависит будущее Украины в 2008 году?
Арсений Яценюк
Виктор Ющенко
Виктор Янукович
Вячеслав Кириленко
Иван Плющ
Катерина Ющенко
Нестор Шуфрич
Ринат Ахметов
Юлия Тимошенко
Юрий Ехануров
Юрий Луценко
Голосовать   Результаты


  • О сайте
  • Связаться с нами
  • О журнале
  • Подписка на журнал
  • Рассылки
  • Реклама
  • Вакансии

© 2006 «Фокус» Все права защищены
Использование материалов разрешается только при условии ссылки на Фокус,
в интернете - гиперссылки на Фокус (focus.in.ua)

По вопросам размещения рекламы обращайтесь:

206-43-04
ICQ 409-068-949
evsyukov@smsumh.com.ua