Последняя неделя марта на финансовых рынках закончилась с уже знакомыми опасениями, что война в Ираке окажется затяжной и тяжелой. В пятницу, 28 марта, эти опасения усилило признание американского генерала, сообщившего корреспонденту The New York Times, что военная кампания, по всей видимости, продлится дольше, чем планировали в Пентагоне. Экономические новости, вышедшие в пятницу, не имели определяющего значения для исхода торгов. Некоторую реакцию у инвесторов вызвало более высокое, чем ожидалось, мартовское значение индекса уверенности американских потребителей. В марте он снизился до 77,6 по сравнению с февральским 79,9, но оказался выше своего предварительного значения в середине марта (75) и выше прогнозов экономистов, которые ожидали 75-75,3. По итогам дня, индекс "голубых фишек" Dow Jones опустился на 55,68 пункта — до 8145,77, или на 0,68%. Индекс Nasdaq Composite упал на 14,65 пункта — до 1369,60, или на 1,06%. Индекс широкого рынка S&P500 опустился на 5,02 пункта — до 863,50, или на 0,58%. Однако аналитики Уолл-стрит с удовлетворением отметили, что рынок проявил относительную устойчивость, скорее затаившись, чем впав в панику из-за осложнившегося характера военных действий. Конъюнктура нефтяного рынка не создает условий для роста цен на нефть. По данным известной консалтинговой компании Petrologistics, 10 стран — членов ОПЕК, входящие в соглашение о квотах (исключая Ирак), добывали в марте 26,85 млн баррелей нефти в день, что несколько больше, чем в ноябре совместно с Ираком (26,5 млн баррелей), когда нефти на мировом рынке было более чем достаточно.
Многое будет зависеть от того, как будет складываться предвыборная ситуация в Нигерии, где раздел избирательных округов привел к вооруженным столкновениям в нефтеносном районе и, как следствие, к сокращению нефтедобычи. В то же время не решена судьба северных нефтяных месторождений Ирака, где военные действия еще не ведутся. Если они будут подожжены, нефтяной рынок отреагирует на это очень болезненно.
В последний день марта снижение продолжилось, хотя месяц и завершился с повышением, поскольку масштабное "ралли" на фондовом рынке в начале войны компенсировало потери последних нескольких дней. В марте индекс DJ вырос на 1,3%, Nasdaq — на 0,3%, а S&P — на 0,8%. При этом с начала года лишь индекс Nasdaq продемонстрировал повышение на 0,4%, в то время как Dow сократился на 4,2%, а S&P – на 3,6%. В понедельник, 31 марта, цена майской нефти на Нью-Йоркской товарной бирже выросла на $0,88 — до $31,04 за 1 баррель. Цена июньских фьючерсов на золото в Нью-Йорке повысилась на $4,50 и составила $336,90 за 1 унцию.
Во вторник, 1 апреля, фондовые индексы прекратили снижение, продолжавшееся 4 торговые сессии. Обескураживающие экономические новости вызвали неоднозначную реакцию инвесторов. Они приготовились к объявленному заранее выступлению Саддама Хусейна, что вызвало временное повышение на рынке. И когда вместо Хусейна обращение к иракскому народу зачитал министр информации, с новой силой поползли слухи о возможном ранении или даже гибели лидера страны, в результате чего индекс Dow взлетел на 105 пунктов, снизившись затем лишь незначительно. Основное беспокойство инвесторов вызывают акции компании Altria, продолжающие свое снижение из-за проигранных дел в суде табачным подразделением Philip Morris. Рейтинговые агентства Moody’s и S&P не исключают возможности банкротства Philip Morris. Котировки акций Altria снизились более чем на 6% — до $28,10. Институт менеджмента по снабжению ISM сообщил, что рассчитываемый им индекс производственной активности в США упал в марте до 46,2 по сравнению с февральским 50,5. Любые значения индекса ISM выше 50 указывают на рост производственной активности в США, а значения ниже 50 — на ее снижение. Цена на майскую нефть на Нью-Йоркской товарной бирже 1 апреля упала на $1,26 — до $29,78 за 1 баррель. Цена июньских фьючерсов на золото в Нью-Йорке понизилась на $1,70 — до $335,20 за 1 унцию. Котировки казначейских обязательств (КО) прервали длительное повышение и снизились на фоне роста акций. Во вторник, 2 апреля, фондовые индексы продолжили свой рост на фоне вспыхнувшей надежды инвесторов на быстрое окончание войны в Ираке. Рыночному оптимизму также способствовали подъем на европейских рынках, падение цен на нефть ниже $29 за 1 баррель, а также усиление позиций доллара. Все эти факторы способствовали продолжению подъема, начавшегося во вторник, 1 апреля, после снижения на протяжении 4 торговых сессий. Индекс DJ вырос на 215,20 пункта — до 8285,06, Nasdaq Composite взлетел на 48,42 пункта — до 1396,72, S&P500 Index вырос на 2,6% — до 880,90. Лидировали в росте как на европейском, так и на американском рынках акции банков и финансовых компаний, а вот товарные рынки моментально ощутили на себе уход крупных покупателей: в среду, 2 апреля, цена на майскую нефть упала на $1,22 — до $28,56 за 1 баррель. Цена июньских фьючерсов на золото в Нью-Йорке понизилась на $4,80 и составила $330,40 за 1 унцию. Котировки КО резко упали на фоне подъема на рынке акций. По словам Кейт Кинан, вице-президента брокерской компании Wall Street Access, стало "очевидным, что новости из Ирака двигают рынок. Инвесторы ожидают, что мы вот-вот войдем в Багдад и, по моему мнению, рынок настраивается на скорую и неминуемую победу". Вслед за американским рынком на повышение "отыграла" Европа, где основные индексы подскочили более чем на 3%. Индекс FTSE Eurotop300 поднялся на 3,2%, более узкий DJ Euro STOXX50 — на 4,4%. Индексы бирж Франкфурта (DAX) и Амстердама (AEX) взлетели на 5%, а парижский CAC40 — на 4,1%.
Однако эйфория может закончиться так же быстро, как и началась. И это хорошо понимают трезвомыслящие трейдеры и аналитики. Прислушайтесь к совету Клива МакДоннела, стратегического аналитика департамента исследований рынка европейских акций S&P, имеющего в виду новостные выпуски СNN, и "...НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ТЕЛЕВИЗОР, который в настоящий момент является точным индикатором того, что произойдет на рынке в ближайшее время...".
Текст: Александр НАГОРНЫЙ
По материалам www.k2kapital.com, money.cnn.com |