Внешне все выглядит так, будто война в Ираке близится к логическому завершению. 4 апреля войска коалиции подошли к Багдаду и захватили аэропорт, расположенный в пригороде столицы. Казалось бы, победа США и союзников близка. Однако, как это ни парадоксально, серьезная война в Ираке еще не начиналась.
Об этом свидетельствуют прежде всего размеры потерь сторон. Коалиция потеряла несколько сот солдат, Ирак — немногим более тысячи. Да, низкие потери союзников можно списать на их бесспорное техническое превосходство. Но незначительные для столь масштабного вооруженного конфликта потери иракской армии говорят об отсутствии серьезных боев. Да их и не могло быть. Масштабные боевые действия предусматривают заблаговременное сосредоточение живой силы и техники на некоем исходном рубеже. Чего иракцы не могут себе позволить при полном превосходстве союзников в воздухе.
Англо-американские войска наступают без серьезных столкновений. Они лишь занимают расчищенные авиацией территории, ведя бои с заградительными отрядами. При этом в тылу войск коалиции остаются своеобразные бастионы — незанятые города. Войска союзников реально могут контролировать лишь основные дороги. К чему приводят попытки штурма городов, можно было наблюдать на примере Ум-Касра. За две недели боев этот сравнительно небольшой портовый город части американской и британской армий так и не смогли полностью очистить от иракцев. Багдад — значительно более серьезное препятствие. Ведение боевых действий в городах в значительной мере нивелирует техническое превосходство одной из сторон.
Как отмечают российские военные аналитики, растянутые коммуникации союзников требуют привлечения значительных сил для их охраны, так как они — удобная мишень для ударов.
Помимо внутренних военных проблем у коалиции могут появиться и внешние. Штаты существенно ухудшили отношения с арабскими странами, перекрыв нефтяные магистрали, по которым они получали из Ирака “черное золото”, и охладили отношения с европейцами и Россией. 3 апреля Палата представителей Конгресса США приняла поправку к законопроекту о финансировании иракской военной кампании, согласно которой средства из бюджета США, выделенные на послевоенную реконструкцию в Ираке, запрещается использовать для "закупки товаров или услуг у любых организаций" из России, Франции, Германии и Сирии.
Как отреагирует на ущемление своих интересов старушка-Европа, пока неясно. Россия же на прошлой неделе начала приготовления к отправке в Аравийское море двух отрядов военных кораблей, которые прибудут туда в начале последней декады апреля. Официальная цель похода — проведение "по согласованию с индийской стороной" военно-морских учений. Министр обороны РФ Сергей Иванов заявлял, что сроки похода "зависят от развития ситуации вокруг Ирака".
Российские эксперты указывают на два возможных варианта сценария учений. Первый предусматривает захват важного берегового объекта морской пехотой. Один из российских генералов не исключает, что таким объектом могут стать нефтяные терминалы Ум-Касра. В Югославии, помнится, подобный маневр россиянам удался (в Приштине).
Второй сценарий учений предусматривает "сражение" с авианосной ударной группой вероятного противника. Предполагается, что в российской эскадре будет не менее трех атомных субмарин.
Даже простое прибытие российской эскадры в зону конфликта будет означать отвлечение значительных сил флота и морской авиации США на поиск и постоянное отслеживание местонахождения подводных лодок.
Словом, ситуация для США и их союзников в ближайшее время осложнится. Возможно, они даже будут вести уличные бои в Багдаде, неизбежно неся большие потери. Между тем, по данным социологов, американское общество готово смириться с потерями в 1-2 тыс. человек. Если американцы потеряют больше солдат, поддержка войны пойдет на спад.
Бывший директор ЦРУ США Джеймс Вулси, выступая на прошлой неделе перед студентами Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, заявил: "США ведут четвертую мировую войну, которая может растянуться на годы. Эта война ведется против трех врагов: религиозных правителей Ирана, "фашистов" Ирака и Сирии, а также исламских экстремистов, подобных "Аль-Каиде".
Экс-директор ЦРУ отметил, что поддержка, которую США будут оказывать демократическим институтам на Ближнем Востоке, "заставит многих понервничать". В особенности, отметил г-н Вулси, это относится к президенту Египта Хосни Мубареку и лидерам Саудовской Аравии. "Мы на стороне тех, кого вы, Мубарек и саудовская королевская семья, больше всего боитесь. Мы на стороне ваших собственных народов", — заявил бывший глава американской разведслужбы. По сообщениям CNN, имя Вулси упоминается в качестве одного из возможных кандидатов на ключевую должность куратора восстановления послевоенного Ирака.
Если г-н Вулси озвучивал не собственные соображения, а позицию американских властей, процесс освобождения ближневосточных народов от нефти может иметь продолжение. Что касается Египта, то контроль над Суэцким каналом — одно из основных богатств этой страны и предмет нескольких войн за обладание им.
“В сложившейся ситуации правительство Украины должно четко заявить, что наши запасы нефти ничтожны и интереса для промышленной разработки не представляют”. Такой вот горький анекдот довелось прочитать на одном из сайтов. |