This version of the page http://slovo.odessa.ua/763/2_3.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-12-11. The original page over time could change.
содержание полоса

Черноземный рынок

Как у крестьян Одесщины "законным способом" отбирают землю


    Тихая Бессарабия
    Между Арцизом и Татарбунарами существуют две дороги: одна пролегает напрямик, по полям, а другая - окружная, проходит через Сарату, с лучшим асфальтным покрытием, чем первая, но она на добрый десяток километров длинней. При теперешней дороговизне бензина, конечно же, люди выбирают путь покороче. Так поступили и мы. Миновав окраину райцентра, через пару километров мы оказались на въезде в село Павловка. На его околице, в десятках шагов от дороги, стоит печальный памятник с тремя фотографиями молодых людей. Мой собеседник, давно знакомый мне товарищ, снизив скорость "Волги", рассказал грустную историю. Свадебный кортеж возвращался из загса, где жених и невеста только что зарегистрировали брак. На радостях родственник, сидевший за рулем иномарки, так "пришпорил" своего железного коня, что не смог справиться на повороте с управлением автомобиля, и тот вылетел на обочину, ударился о дерево. Жених, невеста и свидетельница погибли на месте.
    Грусть-тоску навеяла эта житейская трагедия. Мы несколько минут ехали молча. Перед нами лежали красивые и тихие, по-своему нарядные зимние поля. Они чем-то напоминали умиротворенную женщину, только что вышедшую после службы из храма. Вот мы миновали поле, залитое темно-зеленой краской. Это рапс разрисовал его так. Чуть дальше встретился "квадрат" с чуть проклюнувшейся озимью.
    Отдыхает сейчас земля-кормилица от трудов праведных. Тихо на полях. Но эта тишина обманчива, иллюзорна. Вокруг этой земли кипят нешуточные страсти, ломаются человеческие судьбы, идет очередной передел земли. Снова, как и прежде, между крестьянскими дворами пролегла межа - линия очередного раздора.
    
    Лихо лихом погоняет
    Кто-то там наверху, в Киеве, по велению то ли Европы, то ли из-за океана кинул клич: даешь приватизацию земли! И, как в прежние времена: "Даешь пятилетку в четыре года!" - сломя голову кинулись наши чиновники исполнять директиву, не подумав абсолютно об окончательном опыте этого вселенского самообмана. Подобно тому, что произошло десять лет назад с общенародной собственностью - заводами и фабриками, розданными в виде ваучеров, стоимостью 10 гривень на человека. Нечто подобное произошло уже и на селе. Раздали крестьянам земельные паи, а для пущей важности выдали так называемые государственные акты на землю и: Подумали наши вожди: теперь сельхозпродуктов собственного производства будет завались. Не вышло. И на этот раз они "просчитались". Да иначе и не могло быть. Неужели авторы этой авантюры не понимали, что крестьянин, не имеющий технических средств для обработки своего пая (5-7 гектаров), вынужден будет искать выход из ситуации на стороне: либо отдавать землю в аренду на кабальных условиях, либо продавать ее. Третьего не дано. Самостоятельно обработать землю он не сможет.
    И что же из этого вышло? Более восьми лет я наблюдаю за процессами, происходящими именно в Бессарабии. И утешительного ничего не нахожу. Деградация этого некогда благодатного края доведена до роковой черты: в большинстве крестьянских дворов поселилось лихо и, похоже, надолго. Арендная плата в виде 200 килограммов пшеницы и столько же ячменя с гектара - слабое утешение, чтобы полновесно вести домашнее хозяйство. К примеру, для того, чтобы откормить поросенка до убойного веса, необходима, как минимум, одна тонна зерна. Люди от безысходности ищут выход, кто в пьянке, а кто - "в бизнесе". В селе Лиман Татарбунарского района, к примеру, насчитывается уже тринадцать баров. В любое время суток тут можно и за наличные, и в кредит получить порцию хмельного.
    Бывает и другое лихо. Председатель Татарбунарского райсовета Наталья КОЖУХАРЕНКО рассказывала, как поступают доведенные до отчаяния крестьяне. Одна молодая особа, у которой в скором времени ожидались роды, готова была от безденежья продать свой земельный пай всего-навсего за 400 гривень: по 100 гривень за один гектар. А раз есть продавец, то найдется и покупатель.
    
    Почем нынче пашня?
    В начале этого расследования мне казалось, что "черный рынок" земли строится по законам детективных романов с запутанными сюжетными линиями, скрытыми и тайными сговорами. Наконец, справедливыми развязками, где торжествует справедливость. Но так бывает только в воображении авторов этих опусов. В жизни все выглядит и происходит по совершенно другим, более прозаическим, я бы даже сказал, более простым правилам, с деревенской непосредственностью, детской логикой мышления и полным правовым нигилизмом.
    Вот тому живой пример. Галина ЧЕБАН, бывшая жительница села Баштановка Татарбунарского района, обладательница государственного акта на землю, площадью пашни в 4,47 гектара, попала в сложное финансовое положение, как и сотни тысяч сегодняшних крестьян. Ей срочно потребовались деньги на лечение. Где их взять в селе? Конечно же, у земляков. "Выручить" соседку взялся Владимир БУЗА. Он согласился дать Галине Чебан пять тысяч гривень, но не просто взаймы, а со своим "интересом". Этот самый "интерес" заключался в земельном пае женщины, попавшей в беду. Другими словами, он предложил ей сделку: пять тысяч гривень за 4,47 гектара земли. Правда, поговаривают, что отдал он ей всего-навсего две тысячи гривень. "Купцы" ударили по рукам и принялись оформлять сделку официально, через государственную нотариальную контору, находящуюся в Татарбунарах. Причем самое любопытное состояло в том, что никого в этой ситуации, в том числе и представителя закона, нотариуса Светлану ЕПИШКИНУ, не смутила другая цифра: кадастровая оценка земельного пая Галины Чебан (поливные земли), проведенная управлением земельных ресурсов. Она составляет 63 323 гривни и 22 копейки. Не смутили всех участников этой земельной сделки и другие, более серьезные обстоятельства. В результате на белый свет появилось два документа, которые, по сути дела, являются конкретным свидетельством существования рынка земли на территории Татарбунарского района, и не только в нем отдельно взятом.
    Все та же Светлана Епишкина подписывает доверенность Чебан Галины Ивановны 27 ноября 2004 года, которой она уполномочивает БУЗА Владимира Васильевича пользоваться и распоряжаться (продавать, обменивать, сдавать в аренду, сдавать в залог) земельный участок, площадью 4,47 гектара. Второй документ - расписку - Светлана Епишкина удостоверяет тем же числом. В этой "бумаге", в частности, говорится, что Галина Чебан получила от Владимира Буза "денежную сумму в размере пяти тысяч гривень (эквивалентную 926 долларам США на момент подписания этой расписки) за продажу ему, принадлежащего мне земельного участка площадью 4,47 гектара, который находится на территории Баштановского сельского совета". Вот, пожалуй, вкратце и весь механизм продажи земли сельскохозяйственного назначения в Татарбунарском районе.
    Я допускаю, что и Галина Чебан, и Владимир Буза с законодательством нашей страны знакомы очень плохо, а может, и совсем его не знают. Но государственному нотариусу сам Бог велел, как и должностные обязанности, знать, что Земельный кодекс Украины, в частности, в его переходных положениях (читать пункт 15) установлено, что физические и юридические лица, имеющие в собственности земельные участки для ведения сельского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также граждане Украины - собственники земельных участков (паев) не вправе до 1 января 2007 года (мораторий продлен до 1 января 2008 года) продавать или иным способом отчуждать принадлежащие им земельные участки и земельные паи. Добавлю, что договора и доверенности на отчуждение земельных участков и земельных паев, а также передачи права на отчуждение паев на будущее есть недействительными с момента их заключения либо удостоверения. Эта конкретная сделка также противоречит целому ряду статей Гражданского кодекса Украины.
    Эти правовые положения, законодательные нормы должна была объяснить своим посетителям, клиентам нотариус Светлана Епишкина. Но она этого не сделала. Что это - служебная халатность? Мягко говоря, да. Она породила неправовые, беззаконные действия в земельных отношениях в регионе. На мой вопрос, какое количество госнотариатом выдано таких "доверенностей" и "расписок", госпожа Епишкина ушла от прямого ответа, сообщив лишь, что это является тайной согласно статьи 8 Закона "О нотариате". На этом наш разговор и закончился.
    По словам адвоката Георгия ПЕРЛИШИНА, защищающего интересы Галины Чебан в суде, куда она обратилась с иском о возврате своего земельного пая, подобных примеров отчуждения пашни великое множество (о суде мы расскажем отдельно). "Подпольный" процесс торговли землей набирает темпы. В него включены многие, особенно это касается пенсионеров, получивших земельные паи, но не имеющих прямых наследников, которым можно было бы передать землю сельскохозяйственного назначения по наследству. И тут свои "услуги" предлагают не только спекулянты, но и банки.
    
    Нас опять "заносит" на поворотах
    На селе сегодня проблем нескончаемое число. Но самая "кричащая" - это отношение к земле. Президент Виктор Ющенко неустанно заявляет, что нам нужно в ближайшее время создать цивилизованный рынок земли. А вот практики, люди, живущие на этой земле, выступают категорически против спешки с процессом купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. И у них для этого есть масса аргументов. К примеру, председатель Татарбунарского районного совета Наталья КОЖУХАРЕНКО, муж и сын которой являются фермерами, в числе тех, кто утверждает, что наша законодательная база еще не готова к "рынку земли". Крестьян, по ее словам, пугает факт, что на село придут толстосумы из-за рубежа и скупят пашню в одночасье, а теперешние собственники окажутся у них батраками. Людьми высказываются и другие разумные мысли. Почему бы государству не выкупить землю у пожилых людей по кадастровой стоимости и тем самым поддержать их финансово. А на этих землях (их окажется много) создать хозяйства по типу бывших совхозов. Наконец, специалисты утверждают, что перед снятием моратория на продажу земли надо провести ее инвентаризацию, дабы отсечь от этого рынка ушлых "предпринимателей", которые правдами и неправдами, как в нашем примере, уже завладели за бесценок чужой собственностью.
    Наша страна вновь оказалась на крутом повороте истории земельных отношений. Думаю, что было бы нелишне притормозить, а возможно, и вовсе остановиться на этой точке. Остановиться и серьезно обдумать, прежде чем сделать решающий шаг: оставить крестьянина хозяином земли или батраком на ней?

Виктор ВЕПРИК ,"Слово"