This version of the page http://www.romantik.odessa.ua/reports/polarural05.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-12-09. The original page over time could change.
Впечатления ребят с Полярного Урала.
  Турклуб „Романтик“




Юбилей




Впечатления ребят с Полярного Урала

„Мы возвращаемся!“

Александр Венгер

Все это следует быть!

Я полагаю, что всё это следует быть. Потому, что появляется счастливый ответ на обычный вопрос — „В чём смысл...?“ И жизнь летит вперёд.

Когда на маршруте думаешь, а в поезде, едущем домой, уже говоришь о будущих походах — это что-то да значит. Здорово, не правда ли?

Наша группа собралась вместе благодаря огромному реальному желанию каждого участника сходить в этот поход. Если попробовать сравнивать, наверное меньше всего этого желания было у меня. Но ведь это такая мелочь, её можно и не заметить. Неуёмная энергия Александра Варламова и Алексея Самойленко, проявленная при подборе и формировании группы, принесла свои удивительные результаты. Неоднократные вопросы и напоминания — „А стоит ли это делать?“ и многие реальные усилия всех нас и наших друзей позволили собраться такому замечательному коллективу. Благодаря ему, получился замечательный поход. Надо было только не мешать этому.

Нас — восемь человек:

  1. Венгер А.В. — руководитель
  2. Самойленко А.В. — питание
  3. Варламов А.А. — снаряжение, гитара
  4. Романов А.А. — примуса
  5. Худобина Ю.Е. — финучет, дневник
  6. Перевалов М.В. — участник-экспериментатор, ремнабор
  7. Колосова Ю.А. — медицина
  8. Волков А.В. — ремнабор, примуса

Средний возраст участников - 27,5 лет.

Все давно и серьёзно занимаются туризмом и другими активными видами спорта и отдыха. Многие руководили походами, клубами, коллективами. Так, что нам всё время было очень интересно и весело. И поход мы сделали "играючи".

Маршрут проходил в районе Полярного Урала. Выйдя из города Воркута, мы достигли Хадаты - самой северной точки нашего путешествия. Двигаясь далее на юг, оказались в поселке Полярный. Это была середина маршрута. Незабываемые встречи с обитателями Заполярья оставили сильные впечатления в наших душах. Надеемся, это было взаимно. Продолжив свой маршрут на юг, перебираясь из Европы в Азию и обратно, мы оказались у подножия высшей точки Полярного Урала, горы Пай-Ер. Апрельские метели позволили лишь мельком взглянуть на эту жемчужину Севера. Пройдя примерно 350 км. и пропитавшись ветром странствий, мы сели в поезд с горячим желанием новых походов.


Полярный Урал по свежей памяти

А.Романов
12 апреля. Поезд Воркута — Москва

Впечатлений много. Они разные и сумбурные, очень много личного настолько, что даже неловко писать. Постараюсь выразиться понятно.

Раньше я никогда не был в серьезных лыжных походах, не был на Полярном Урале и вообще за Полярным Кругом, у меня практически не было "школы". Но ко всему этому я стремлюсь, в моей жизни это важно, меня непреодолимо манит дальние путешествия в суровые автономные районы.

Возможность попасть в этот поход была для меня на грани фантастики. Я собирался в Карпаты в конце января, случайно узнал о походе на Полярный Урал и сразу загорелся. Во вторник я пришел в клуб Романтик, тогда в группе были только Венгер, Варламов и Самойленко. До этого я практически их не знал, но мы начали общаться, и я понял, что у них можно учиться, что с ними будет интересно, что это настоящие туристы и пойти с ними вместе уже тогда представлялось мне большой удачей. Мы поговорили в стиле: „А хорошо бы поехать“, и я уехал в Карпаты. Уже в феврале мы снова встретились снова и снова говорили: „А не плохо бы поехать“. Времени оставалось мало, всё казалось фантастическим и нереальным. Мы смотрели разные карты, перебирали снаряжение, обсуждали раскладку, общались, я на ходу узнавал массу интересной информации. Это было очень захватывающе и интересно, но как-то не верилось, что мы успеем собраться в такие сверхкороткие сроки. Венгер спрашивал: „А может не поедем?“, а все сразу вспыхивали: „Поедем, Саша, поедем!“

В это же время каждый решал свои личные вопросы и проблемы. Время шло, мы собирались, готовились, общались. Появлялись новые увлеченные участники, и на какой-то встрече Венгер уже сказал: „Ну, можно и поехать“. Мы осторожно приближались к нашей цели, и до конца боялись, что все может сорваться. Но клевало все сильнее, и мы наконец-то тронулись.

В Москве собралась вместе вся группа, я впервые увидел киевлян. У нас сразу наладилось живое человеческое общение, мы горели одним духом, азартом. Наша цель приближалась, и все было в кайф. Оставив теплый и уютный город, мы уносились в самую зиму. Я смотрел в окно на все увеличивающиеся сугробы и просто балдел.

Потом начался поход, мы запряглись в саночки и потянулась вереница переходов. Два с половиной дня мы шли по тундре по азимуту 60 градусов. Но потом появились горы, и, проходя долины и перевалы, мы все дальше уходили от цивилизации. Горы были настоящие — остренькие и заснеженные. Было очень красиво и сурово. Приятно оказаться далеко от цивилизации посреди величественных природных просторов. Это очищает от городской суеты, наполняет душу чем-то настоящим, появляются правильные мысли.

Мы ходили 17 дней, было и холодно, и тяжело, мы попадали в пургу, но все было преодолено и не кажется чем-то странным. Мы жили вместе в одном шатре, ели из одного котла. Нам было хорошо вместе, и мы шли вперед среди заснеженных гор.

В голове часто возникали нелепые ассоциации. Во время пурги казалось, что сейчас ветер сорвет с тебя одежду, и ты останешься абсолютно голым. Вспоминался фильм „Послезавтра“, часто внутри прокручивалась песня „Солнца не будет, жди, не жди“. Когда я шел по озеру Хадата-Юганлор неожиданно ударил сильный мороз и казалось, что гигантские ледяные плоскогубцы схватили мою голову. Один раз во время пурги у меня смерзлись ресницы, и я видел весь мир, как из танка. Впечатления приходили постоянно, они были яркими и сильными. Это захватывало.

Сейчас возвращались в город, чувствовалось опустошение. Наверное, Север проник мне в душу. Хочется ходить сюда ещё, хочется ходить со всеми, кто был в этом походе. За время похода я понял что-то о мире, чего никогда бы не узнал, оставаясь дома, я покопался в себе и захотел стать лучше.

В этой группе я был самым медленным участником, но меня не отвергли и не отправили домой, когда я простудился. И хотя я отставал, мне хватило сил, чтобы пройти поход, потому что меня поддерживали настоящие друзья и настоящие люди. Наверное, это большое счастье и большая удача в моей жизни. Спасибо всем, спасибо Полярному Уралу. До встречи!

Пользуясь случаем, передаю привет клубу „Горизонт“ — людям, которые меня вдохновляют.


Как я провела лето

Юлия Худобина

Я увидела и почувствовала не совсем то, что ожидала.

Он другой. Там сильные горы, просторные долины, бесконечные реки, там нет запахов, а ветер по-особенному поет. Впервые мне хотелось останавливаться и слушать тишину. Она там кричит.

Тоскливо было приходить на заброшенную Хадату, она выглядела одиноко, но у нее огромная душа, которая не отпускала. Ее тепло заставляло оборачиваться и думать о ней.

Безумно веселили ледяные озера, реки. Мне представлялось, что я парализованный паучек-водомерка, над которым прикалывается ветер.

Поселок Полярный нас встретил другим... Нас встречало ничто. Нас встречали дома, заполненные вещами. На окнах занавеси, замерзшие цветы, сваренные макароны в кастрюлях, книги, письма, фотографии, детские игрушки, самовары, лыжи.
Но нет людей. Такое впечатление, что вещи ждут своих хозяев, что вернется детский смех и на детской площадке когда-то растает снег. Но он умирает, его разбирают.

Замечательные ребята, огромное чувство плеча. С ним хочется ходить, с ним хочется смеяться, с ним хочется делиться.

А потом виднеется конечный пункт. Оказывается, самым сложным бывает заставить себя войти в люди, в большой мир асфальта. Начинаешь пятиться.

Заканчивается маршрут. Больше не будет привальных, долгожданного чая, веселой стройки стеночки и переворачивающихся саночек. А через два часа свяжут лыжи....

Появляются запахи. Грязный снег. Окурки. Хочется, как испуганному зверю, убежать назад и спрятаться. Не хочется домой. Видимо, цель достигнута. Месяц ощущения счастья, уюта и спокойствия. Поход для меня закончится не скоро. Для меня это больше состояние души, а не маршрут.

Спасибо всем, кто нам помог. Спасибо руководителю, группе, близким и теплым приемам на севере.


Первый раз за Полярным Кругом

Максим Перевалов

Первое, что удивляет — нет деревьев от горизонта до горизонта.

Компания собралась веселая и интересная. В прошлом все были руководителями. От этого с ними легко и просто. Не возникает глупых и мелочных трений. Я на модных платиновых лыжах с блатными скитуровсками креплениями. Иду на пределе и плавно умираю. Руки налились белой болью. Ход стопы в креплениях маленький. Платиновая скользячка чересчур скользкая. Чтобы уменьшить отдачу лыж и нагрузку на руки, слабый подъем, иду в репиках. В середине первого круга поменяли скитуровские крепления на туристские. Стало проще. Появилась свобода стопы. На дневке просмолил битумом пластик и стало вообще замечательно. Гребут как трактор. А еще оставил в заброске саночки. Иду — отдыхаю, как по пляжу.

С погодой было отлично. Идем — хорошая. Сидим на дневке — плохая. Лица большинства прихватило. Но все умиротворенные и счастливые. Вроде бы что надо — прошли и пора возвращаться. Но на душе грустно. Сердце осталось на Полярном Урале. Город выпарывает душу. Она становится тонкая, ранимая, дерганная и пустая. Где найти отдых душе? В горах обретаешь покой и полноту души. А за словами птицы поют, ручьи журчат и лавины ревут.


Юлия Колосова

Общие ощущения (психологические)

Такой поход — на Полярный Урал в тесной компании — как выход в параллельное измерение, не пересекающееся с домашней действительностью. Ничто не связывает с реальностью; знаешь, что когда-то потом нужно будет искать выход в реальное измерение и тягостно к нему приспосабливаться.

Рискованно было нам, киевлянам, решиться идти в сложный лыжный поход с компанией незнакомых ребят. Но, как обычно, случай помог. Мы один раз встретились в Киеве с Сашей Варламовым и Лешей Самойленко, и поняли, что встретили „в доску своих ребят“. Ребята понравились, поэтому решили, что мы хотим идти именно с ними. О руководителе, Венгере Саше, опытные лыжники рассказывали массу замечательных историй. Вот и все знакомство с группой.

Ощущения и интуиция не подвели в который раз. Я счастлива, что мы доверились этому методу.

Поход получился не сильно спортивным, но очень веселым, спокойным и открытым. По-моему, непоняток между людьми вообще не возникало.

Моменты, запавшие в душу

Очень жалкое зрелище на Хадате и в поселке Полярный. После замечательных рассказов лыжников, которые, измученные и уставшие находили отдых в этих местах, тяжко было сопоставлять с реальной картиной. Неужели геологические разведки России вообще не нужны, что идет закрытие таких объектов.

Очень неожиданно, когда в глухих снегах вваливаешься в жилище, где сидят в чистоте и порядке побритые мужики, которые отпаивают чаем, кормят и заботятся о незнакомых людях. И вот в такой глубине неожиданно находить интеллектуальных, добрых людей. Их всего несколько человек на весь брошенный поселок.

Сколько геологов Украины не востребованы. Успели поработать в Советском Союзе, а теперь занимаются чем угодно, но работать в геологии не могут.

Коротко о маршруте

На маршруте, в течении 13-ти ходовых дней, погода для прохождения была по-детски благоприятной. Очень легко, без надрыва, шли по маршруту. Наверное, от супер-грамотного и тактически верного, рационального подхода руководителя мы так шли.


Александр Варламов
Мы выходим на рассвете,
С Павлпудыны дует ветер,
Раздувая наши песни до небес.
Вьется снег под бескидами
Мы в походе на Урале,
Снова зайцы нам бегут наперерез.

Командир у нас хороший,
Потому-что Саша Венгер,
И у Саши это дело не отнять.
Свистнет в спину, да по резче,
Был бы азимут покрепче,
И в пургу на перевале нам стоять.

Если Волков первый вышел,
Не помогут лыжи „Фишер“,
Не догоните вы Сашу нипочем.
Хоть у каждого в резерве
Палки, лыжи и консервы,
Загрузить бы ему санки кирпичом.

А Максим наш что-то строчит,
Все „SKI-TOUR“ы раскурочил,
И не знает он усталости ни в чем.
У него есть в ремнаборе
Реп, крепления и дрели,
Плоскогубцами он скрутит всё пучком.

Юля медик всех нас лечит,
Кормит, поит и калечит,
Греет в спальнике нас Юля до утра.
И участника такого
Не найти уже другого,
Будем песни петь мы с Юлей у шатра.

Саня Романов славный малый,
Скоро станет генералом!
Только если он не выйдет из шатра
От несчастья от такого
Медик станет весь лиловый,
Ремнаборщик будет плакать у огня.

Варламов встанет на рассвете,
Группу завтраком он встретит,
Но немножечко решат все полежать.
Три часа, как три минуты,
Спали мы как шалопуты,
На пожарников экзамен можем сдать.

Алексей нас славно кормит,
Стали щеки наши больше,
Кашу с чаем можем есть мы до утра.
Концентраты — костью в горле,
Остальное все в заброске,
У „шмелей“ не допроситься нам огня.

А Худобиной хреново,
Что-то снова там замерзло,
И привальные у Юли не отнять.
Супа в миску, да побольше,
Чаю выпить, да покрепче,
Все равно, с какой добавкой воевать.
Алексей Самойленко

Несмотря на огромное великолепие и разнообразие природы Полярного Урала, самые лучшие и приятные ощущения с похода оставило общение с ребятами.

17 дней за Полярным Кругом вместе с семью (сумасшедшими) пролетели как один день. После такого путешествия, очень хочешь следующей зимой или весной опять туда, где зима царствует 10 месяцев в году и где пурга не дает расслабиться весь день.

Вечером, когда стоит шатер, готова снежная стенка, уставший от непогоды и длинных переходов заползаешь в шатер.

Там тебя встречает дежурный с кружкой горячего чая, обнимая ее двумя руками, чувствуешь, как жизнь налаживается, делаешь глоток, еще один и невольная улыбка содрогает губы.

Оглядываешься по сторонам и видишь оттаявшие лица товарищей и уже улыбку на их лицах. Ради таких моментов стоит ходить в походы!


Александр Волков, город Киев

Лыжный поход 5 к.с. удался, было всё: группа, пурга, северное сияние, табуны зайцев, стаи куропаток и отличное настроение!


Сейчас в Одессе




Tenet Banner System