This version of the page http://www.sho.kiev.ua/article/431 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-08-29. The original page over time could change.
Журнал культурного сопротивления «ШО»
  • На первую
  • Карта сайта
  • Архив номеров
  • Контакты
  • О ПРОЕКТЕ
  • РЕДКОЛЛЕГИЯ
  • ГДЕ КУПИТЬ
  • Подписка 2008
  • РЕКЛАМА
  • КОНТАКТЫ
  • ФОРУМ
АРХИВ НОМЕРОВ
#08. АВГУСТ 2007
Любко Дереш - осеменитель культуры
[...]
  • Кино
  • Афишо
  • Галерея
  • ТВ
  • ШО маемо
  • Вне Шоу-бизнеса
  • ШО пишем
  • Пятна с Анатолием Ульяновым
  • Шок номера
  • Проза
  • Поэзия
  • Книжный дозор

#08. Август 2007
Последняя экспедиция
Первая экспедиция

В целом все понятно. Культура — это неприемлемый антиперспирант против быдловатости. Общество без быдла — это невыгодное общество. Избавление от интеллектуальной глухомани сулит политическим и телевизионным государям утрату власти, утрату возможности управлять и манипулировать биомассой с ее скупыми, но наличествующими карманами. В конце концов, зачем нам культура, если можно транслировать лотерею с платными звонками опухших зрителей?

К программе «Первая экспедиция» можно относиться как угодно. Важно другое — она была единственным культурным долгожителем украинского телевидения, который без банкнот, без прайм-тайма, ночью (а значит — без шанса на рейтинг и бабло) просуществовал более трех лет. И вот с 1 февраля «ПЭ» снята с эфира. Известный украинский журналист и критик Михаил Брыных пишет по этому поводу: «Окончательное освобождение украинского ТВ от куль туры, которое произошло после закрытия «Первой экспедиции», — это большая радость для роботов и зомби, которые и дальше будут развлекать друг друга. А живой и энергичной культуре нет места среди мертвецов и механизмов».

Телеведущий Сергей Лысенко: «Любая программа про ИНОЕ должна научиться действовать в тылу врага»
За постскриптумом к «Первой экспедиции» журнал «ШО» обратился к ключевым «экспедиторам» — режиссеру Владимиру Мельниченко, редактору Андрею Границе и ведущему Сергею Лысенко.

ШО Каковы реальные и официальные причины закрытия «Первой экспедиции»?

В. М.: Я вроде знал, что СМИ — содержанка на службе у капризного бонвивана-капитала, но как-то в пылу работы… в общем, напомнили. Это шок, он как всегда не без примеси оргазма. Больше семи лет работал на «Интере», «запустил» в эфир десяток программ («Показуха», «Анекдот-клуб», «Золотий Гусак», «LG Еврика», «Кохання з першого погляду» «Кто крайний», «Цей шалений світ», «Сейф», «Перехрестя кохання», «Ключовий момент», «Афера», «Я все про вас знаю», «Комеди клаб»… не все помню) несколько телефильмов; сама «Первая экспедиция» шла три с половиной года (2007 год, 6 раз в неделю) и 22-го приходит разнарядка (просто звонок одного из секретарей) — с 30-го вы не в эфире и автоматически уволены. Устно нас предупреждали за неделю. На все наши просьбы о встрече с руководством мы получали ответы вроде коротких гудков в телефоне. Хочется надеяться, что это результат какойто глобальной занятости, а не новые нормы профэтики. Какой-то средневековый КЗОТ получается.

А. Г.: По моему мнению, реальная причина закрытия программы «Первая экспедиция» состоит в том, что кто-то из нового руководства телеканала, в погоне за оптимизацией, свято веря в унылую идиому, гласящую: «Где культура, там нет рейтинга», — очистил на своей территории место в дальнем углу, ранее отведенное для представителей отечественной и мировой культурной элиты.

При этом мы знаем, что среди руководства были и есть поклонники нашей программы. Сергей Леонидович Созоновский, нынешний генеральный продюсер, еще в составе совета директоров канала 2005 года личным участием продлил жизнь «Экспедиции». В одном из своих недавних интервью великий британский рокер Оззи Осборн сказал: «Человечество становится все тупее и тупее». Видимо, эту сентенцию умело используют современные менеджеры, планирующие контент канала. Главное, чтобы это не было страхом перед культурой и полаганием, что украинский телезритель — бездуховное быдло, которое в еще больших масштабах необходимо закармливать отечественным и зарубежным «мылом» (место «Первой экспедиции» в программной сетке ныне полностью отдано во власть сериалов). В глубине души есть ничем реально не подкрепленная надежда на то, что на «Интере» появятся новые программы о неполитической жизни страны. Безусловно, культура — элитарна, но это совсем не означает, будто бы в нашей стране в ней не нуждаются. Аншлаги в театрах, на кинопремьерах, поэтических чтениях, художественных вернисажах, концертах классической, джазовой и рок-музыки (все эти события освещала «Первая Экспедиция) говорят об обратном. Так что, в данном контексте, более чем странно выглядит закрытие единственного культурологического проекта на телеканале, который всегда позиционировал себя и по сути являлся флагманом отечественного телевидения.

Ульянов оглашает программные тезисы: «Наш сияющий меч всегда будет в рядах борцов с мракобесием!»
ШО Какова была роль «Первой экспедиции» в украинском культурном процессе, какие цели ставились перед ней, и чего удалось достичь?

С. Л.: Сильной стороной «Первой экспедиции» была широта диапазона. От академической музыки до альтернативного рока, от шедевров классической живописи до перформансов и инсталляций, от книжек нобелевских лауреатов до стихов ультрасовременных поэтов — вот спектр, в котором мы действовали. Восприятие культуры как органического целого сформировало образ программы. Нас интересовали любые жанры, кроме скучного.

В. М.: Мне кажется, что все родители Украины (а я знаю, что это страна образованных людей) хотят видеть своих детей играющими на фортепиано и скрипке, рисующими маслом, играющими в добрых спектаклях, мы хотим, чтобы водители маршруток ставили нам Перголези, Шнитке и Sonic Youth. И новые руководители «Интера» этого хотят, но часто кажется, что в нашей жизни, видимо, сделать этот прорыв должен кто-то другой. Мы ждем фонд Сороса, Красный Крест, Христа, Буша, Мао и т. д. Наш комплекс провинциальности требует Мессию (желательно потираничней) из рядов избранных народов. «Первая экспедиция» запускалась как полноценный тележурнал о культуре. Она шла раз в неделю целый час и вмещала до 9-ти рубрик: новости, аналитика, ликбез по любым направлениям от видеоарта до ремесла. Со временем так получилось, что мы разрослись до 4-х и 6-ти раз в неделю, выполняя заказ руководства, содержавший два неумолимых условия: «много, но дешево». Развиваясь в этом тесноватом русле, «ПЭ» образца 2007 года стала легким объектом для критики с точки зрения формы (мы не смогли, например, за 6 сезонов ни разу поменять графическую оболочку программы — трещал бюджет, командировки нам оформляли только в случае полного пансиона с принимающей стороны, на что были способны лишь Винницкий да Коктебельский джазовые фестивали). Другая сторона медали в том, что такие объемы позволили нам стать масштабным фильтром, который панорамно просеивал всё стремительней развивающуюся культурную жизнь страны. Или, точнее, ее столицы. Мы записали сотни интервью с теми, в ком ощущали культурное лидерство — от Дарьи Донцовой и Фредерика Бегбедера до Сергея Жадана и Михаила Жванецкого, от Гидона Кремера и Джона Маклафлина до Петра Мамонова и Константина Хабенского, от ламы Оле Нидала до Олега Кулика и Ежи Гофмана. Мы зафиксировали тысячи акций жизни национальной культуры, и если эти архивы сохранятся, то неоднократно еще будут полезны. Свежий пример, к сожалению, по трагическому поводу — коллеги обратились за материалом интервью с Ильей Кормильцевым. Тут хочется сказать спасибо ушедшим c «Интера» командам, руководимым Владом Ряшиным и Леонидом Мазором (кстати, гражданином России и Америки) — они пытались выполнять лицензионные нормативы общенационального канала, проводили тендеры культурологических проектов, и благодаря этому «Экспедиция» существовала.

«Человечество становится все тупее и тупее» – видимо, эту сентенцию умело используют современные менеджеры, планирующие контент канала», – полагает редактор закрытой интеровской «Первой экспедиции» Андрей Граница
ШО Что впереди у команды «Экспедиции»? Она распадется на ядерные частицы или в качестве единого целого попытается возродить проект на другом канале?

В. М.: Мы не просто «рабочая ячейка», не «кадры», не винтики — мы команда друзей и расставаться, конечно, не желаем. Идеями всегда были не бедны и пока, скорее, в растерянности выбора. Уже пишутся сценарии цикла документально-публицистических фильмов на социоформирующую тематику «Судьба, страхи, НЛО, трансерфинг, гипноз и НЛП» и т. п., только умно, с юмором и героями, которые умеют говорить сложноподчиненными предложениями. Правда, на каком канале это появится, пока не знаем — долгое время были патриотами «Интера» и начнем с него, только как? Доступа к дирекции нет физически. Еще и я, и Сережа Лысенко продолжаем работу в жанре игрового кино. В общем, наш сияющий меч всегда будет в рядах борцов с мракобесием.

С. Л.: Эта пауза — время подведения промежуточных итогов. Лично я пока не думаю о будущем, а пытаюсь осмыслить прошлое — работу в «Первой экспедиции». Но мне ужасно хочется сохранить нашу уникальную команду…

ШО Какое место отведено культуре на современном украинском телевидении, и насколько она в существующих условиях вообще может быть рейтинговой?

В. М.: Вы и сами все знаете, это место спрятано за последним лоскутом облегающего платьица ведущей канала «%%%».

С. Л.: Коммерческое ТВ успело выработать свою собственную культуру — самодостаточную и агрессивную. Поэтому любая программа про иное должна научиться действовать в тылу врага. Культурологические программы призваны взращивать медиавирусы, которые рано или поздно превратятся в доминирующие тенденции.

Анатолий УЛЬЯНОВ
Фото: Наталии Машаровой и из архива «Первой экспедиции»

Средний балл: 10.00
Проголосовало: 14

Комментарии

jj03.04.2007
ll

Оставить комментарий

Имя:E-mail:
  • На первую
  • Карта сайта
  • Контакты
© ШО, 2006. По поводу перепечатки материалов и по вопросам рекламы
обращайтесь info@sho.kiev.ua