This version of the page http://www.business.ua/i524/a15817/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-08-24. The original page over time could change.
Сдачи — не надо; БИЗНЕС №5 (524), 03 ФЕВРАЛЯ 2003 ГОДА; Практика предпринимательства
| Бухгалтерия | Вакансии | Прайс-листы | Подписка | Форум | Натали |
Новый номер
№5 (524), 03 ФЕВРАЛЯ 2003 ГОДА
В НОМЕРЕ
Прежде всего
Государство и экономика
Финансы
Промышленность
Менеджмент, Маркетинг & Технологии
Торговля
АВТОКРАТИЯ
Налоги
В портале
TOP публикаций
Бизнес "под ключ"
Обзоры рынков
Поиск в БИЗНЕСе
Архив
Форум
Реклама в портале
Горячая линия
Контактная информация
Маркетинговая информация
Презентация
Портрет аудитории
Профиль читателей
Условия приема рекламы
Рейтинг деловых изданий
Правила подачи оригинал-макетов
Медиапоказатели
Преимущества БИЗНЕСа

Страна должна знать 
Сдачи — не надо

Правоохранительные органы используют “ломовые” приемы для установления тотального контроля за сборщиками металлолома. Что делать?

О чём речь

Тема коммерческого шпионажа и конкурентной разведки нечасто становится предметом широкого обсуждения. Что объясняется ее специфичностью и закрытостью источников информации. Но время от времени общественности становятся известны отдельные подробности “закулисной конкурентной борьбы”.

В БИЗНЕС обратились представители “металлоломного” бизнеса, возмущенные тем, как и какими методами представители правоохранительных органов пытались собрать информацию об участниках и состоянии рынка металлолома в Украине.

Предприниматели передали нам анкеты, которые им “настойчиво предлагали” заполнить сотрудники “органов внутренних дел”.

По неоднократно подтвержденным неофициальным данным, речь идет о глобальной акции общеукраинского масштаба.

Анкеты, которые милиционеры распространяли среди “ломовиков”, озаглавлены просто: “Форма 1 — Металл” и “Форма 3 — Металл”. По свидетельству “металлоломщиков”, кроме требования заполнить довольно невинные графы о месторасположении предприятия или количестве задействованных на производстве работников от них (см. “О чем речь”) “силовики” хотели также получить информацию, которую справедливо можно отнести к коммерческой тайне предприятий (см. “Что хотят знать”).

У многих операторов “металлоломного” рынка сложилось впечатление, что правоохранительные органы сами планируют заняться “ломным” бизнесом и сейчас просто детально изучают потенциальных конкурентов, вплоть до установления “криминальных связей” или “наличия установленных (предпринимателем. — Ред.) связей в правоохранительных структурах и органах управления” (пункты из анкеты. — Ред.).

Насторожило же “ломовиков” другое. Располагая столь подробной информацией, правоохранителям впоследствии несложно будет манипулировать операторами рынка.

По мнению юристов (см. “Ситуацию оценивает юрист” на стр.69), сбор подобной информации может проводиться не относительно всей отрасли, а только по конкретным предприятиям, и то, только на основании решения о возбуждении оперативно-розыскного или уголовного дела.

Так что, по закону, предприниматели вправе не предоставлять запрашиваемую информацию. Хотя практика показывает, что “воевать” с силовыми структурами себе дороже. Поэтому каждый из “металлоломщиков”, получивший анкеты, должен самостоятельно решать: идти на обострение отношений с правоохранительными органами, отказавшись заполнять однозначно незаконный документ, или сохранить с ними добрые отношения, оформив досье на себя и своих партнеров по бизнесу.

Что хотят знать

1. Объемы заготовки лома в год.

2. Адрес пункта назначения, куда отправлен металлический утиль.

3. Количество денег, полученных в счет оплаты сырья.

4. Остаток денег, предназначенных на оплату сырья, на день проверки.

5. Средняя цена 1 т лома.

6. О случаях злоупотребления алкоголем, наркотиками лица, совершающего прием металлолома.

7. Наличие у приемщика зарегистри-рованного оружия.

8. Дата рождения, место проживания, контактные телефоны активных сдатчиков металлолома.

Обращение к министру МВД Украины
Юрию СМИРНОВУ

Уважаемый Юрий Александрович!

Убедительно просим Вас прокомментировать действия Ваших подчиненных и ответить на вопрос, кем был инициирован сбор информации, составляющей коммерческую тайну предприятий, и с какой целью?

Ситуацию оценивают

“Металлоломщики”

Вадим ГУРЖОС (44), председатель
наблюдательного совета Украинской
ассоциации вторичных металлов,
председатель Совета предпринимателей
при Кабинете министров Украины:

— Появление этих анкет не является беспрецедентным, поскольку случаев вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, тем более в такую сферу, как “металлоломный” бизнес, было уже много. Это лишь один из примеров пережитков советского прошлого и повального “обагентуривания” любой деятельности.

В который раз подтверждается неэффективность работы силовых структур, которые подобными методами пытаются воздействовать на бизнес. А на самом деле за такими действиями стоит неприкрытая коррупция, для которой просто создается хорошая база. Ведь информация, полученная вследствие достоверных ответов на вопросы анкеты, может быть использована для нечестной борьбы с конкурентами.

Что касается более глобальных последствий этой акции, то можно предположить: прежде всего пострадает государство в целом и его бюджет.

Ужесточение контроля в “металлоломной” подотрасли уже привело к угрожающему падению объемов заготовок: у субъектов предпринимательства просто нет желания заниматься ломом.

Представитель “металлоломной” фирмы, пожелавший остаться неназванным:

— Примерно в начале декабря к нам на предприятие начали регулярно приходить участковый, пожарные, сотрудники УБЭП. К концу года такие визиты стали более частыми. Кто-то показывал нам анкеты полностью и просто говорил: “Заполните”. Кто-то не показывал, но требовал ответить на вопросы из этих анкет. Со стороны УБЭП даже звучали угрозы: “Если вы не предоставите информацию, мы создадим вам такие условия работы, что мало не покажется”.

— И каковы были ваши действия?

— Часть открытой информации — номера лицензий, адреса и т.п. — мы сообщали. Сведения, которые составляют коммерческую тайну, мы все-таки не предоставляли и старались вежливо уйти от ответа.

По нашим сведениям, разные фирмы решали вопросы по-разному. Некоторые просто “откупились” и предоставили только открытые данные — сведения, которые имеются в местных органах власти. Большинство же постарались уйти от предоставления такой информации.

— К чему, по-вашему, может привести сбор таких сведений?

— Очевидно, что предприниматели, решившие заполнить анкеты, укажут не самую точную информацию. Ведь все понимают цену таких сведений для конкурентов. Поэтому попытки навести подобным образом порядок на рынке металлолома ни к какому порядку не приведут, а только облегчат работу полулегальным структурам...

Какой интерес “силовиков” в том, с кем мы заключаем договоры, на каких условиях, каким транспортом доставляем продукцию, по какой цене? Это же коммерческая тайна, которой силовые структуры вправе заинтересоваться лишь в том случае, если возбуждается конкретное уголовное дело. А мониторинг “металлоломной” сферы — это не их парафия.

О причинах такого любопытства догадаться несложно. Ведь ни для кого не секрет, что правоохранительные органы зачастую “зарабатывают на пропитание” предоставлением, как сейчас принято говорить, “крыши” некоторым “металлоломным” структурам. Были случаи, когда “силовики” просто отлавливали “металлоломщиков” и заставляли их бесплатно завозить сырье в определенный пункт назначения. Такие факты, к сожалению, еще продолжают иметь место.

Поэтому понятно стремление этих органов привлечь новых “клиентов” или создать более благоприятные условия работы “содействуемым” структурам.


 Юрист

Роман ЯРОШЕНКО (23), юрист
адвокатского объединения “Легалитас”:

— Закон “О милиции” не устанавливает каких-либо специальных полномочий органов внутренних дел относительно контроля над соблюдением лицензионных условий работы с металлоломом. Более того, если проанализировать действующее законодательство, можно сделать вывод, что деятельность органов внутренних дел должна быть конкретизирована, т.е. направлена на конкретный объект правонарушения. Либо действия органов внутренних дел должны быть реакцией на поступившие сведения о правонарушении или его подготовке определенными лицами. Но эта деятельность не может быть направлена на всех.

Подразделения, которым дано право проводить оперативно-розыскные мероприятия, имеют право создавать подобные базы данных. Но это не означает, что субъекты предпринимательской деятельности обязаны предоставлять сведения для создания таких баз.

Поэтому попытки органов внутренних дел проводить “обязательное анкетирование” в таком виде являются нарушением действующего законодательства. Предприниматели имеют полное право отказать в предоставлении конфиденциальной информации, если представители “органов” не предоставят законных оснований для проверки предпринимательской деятельности

Руслан СЕДЫХ

Оцените эту статью
Читайте также
Наших заложили
Международный союз автомобильного транспорта потребовал от украинских перевозчиков увеличить страховой залог
Пассажирские перевозки
Оконный спорт
Госрегистрация предпринимателей по принципу “одного окна” становится популярной. Как этим воспользоваться?
Не просто Франко
В Ивано-Франковской области отрабатывается схема принятия регуляторных актов с “предпринимательским лицом”. Опыт заслуживает повторения
Регионы
Прокуратура
Пожарные новости
Новости
В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
точно будет
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
     Валерий Корячкин, первый заместитель председателя ГНАУ, начальник Налоговой милиции, в интервью БИЗНЕСу рассказал о работе налоговой милиции за год, в течение которого он ее возглавляет.
 
РЫНОК ПЕРВИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
     Застой на рынке недвижимости продолжается. По признаниям риелторов, сделок по купле-продаже жилья по-прежнему мало. Специалисты прогнозируют оживление рынка в сентябре. Правда, если покупатели проявят выдержку и осенью, то вполне возможен если не обвал, то серьезное падение цен на недвижимость. В то же время, по утверждению риелторов, если что и будет дешеветь, так только ветхое жилье. Новостроек это вряд ли коснется.
 
РАССЛЕДОВАНИЕ НЕДЕЛИ
     Как Министерство образования и науки тратит деньги государственного бюджета, а также как идет реализация программ "Компьютеризация сельских школ" и "Школьный автобус", выясняли корреспонденты БИЗНЕСа.
 
ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
     Создание программ реагирования на кризисные ситуации все более актуально для отечественных компаний. Практически в каждой крупной бизнес-структуре (особенно из числа работающих в условиях высоко конкурентных рынков) существуют такие планы. Несмотря на это, редко в какой компании можно встретить комплексную программу непрерывного ведения бизнеса (business continuity). Зачастую все ограничивается либо планами по антикризисному PR, либо дополнительной IT-поддержкой бизнеса.
 
РЫНОК МОРОЖЕННОГО
   Многие потребители стали воспринимать мороженое не только как холодное лакомство, но и как замену снэкам. За 7 месяцев 2007 г., по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., производство мороженого в Украине выросло на 13%.
 
БАНКИР НЕДЕЛИ
   Подконтрольный московскому правительству "Банк Москвы" входит в ТОП-5 лидеров российского рынка. Почти два года назад москвичи зарегистрировали свою "дочку" и в Украине - "БМ Банк". Этот банк достаточно пассивно вел себя на украинском рынке. Однако весной нынешнего года руководство финучреждения заявило о начале развития розничного бизнеса в нашей стране. О планах по захвату ритейла и попытках поглотить крупные отечественные банки в интервью БИЗНЕСу рассказал председатель правления "БМ Банка" Виталий Ломакович.
 
`
| Бухгалтерия | Вакансии | Прайс-листы | Строительство и ремонт | Подписка | Форум | Женский журнал НАТАЛИ |
автокресла детские кроватки отпугиватели фильтр nerox (нэрокс) договоре лизинга недвижимости, лизинговые компании, автомобилив лизинг.
© Copyright 2001 Закрытое акционерное общество "Издательство "Блиц-Информ"
Горячая линия (38 044) 251-81-90, 461-83-47
Интернет-магазин Эгоистка Скалолазный портал Украины