|
Что случилось |
|
Госкомпредпринимательства подготовил три законопроекта о реформировании системы лицензирования в целях создания единых “правил игры” для всех, кого касается лицензирование. Разработчики справедливо полагают, что принятие документов приведет наконец всю лицензионную систему страны к общему знаменателю. Это позволит существенно ограничить возможности чиновников нарушать лицензионное законодательство. Они, например, не смогут передавать свои полномочия по выдаче лицензий хозрасчетным структурам или требовать у лицензиатов законодательно не предусмотренные документы. Поэтому, господа предприниматели, стоит втолковать своим депутатам, что законопроекты нужно поддержать. |
Закон “О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности” был принят украинским парламентом без малого три года назад. За это время законодатели так и не удосужились привести действующее законодательство в соответствие с этим документом. В результате сложившуюся в Украине систему лицензирования можно охарактеризовать, как правописание мультяшной знаменитости: она (система) хорошая, но хромает. Потому что многочисленные нормативные акты, касающиеся лицензирования, не приведенные в соответствие с “лицензионным кодексом”, продолжают обогащать чиновников за предпринимательский счет. БИЗНЕС рассказывал, что такая правовая неразбериха, например, позволяла столичным налоговикам отказывать предпринимателям в выдаче лицензий на алкоголь и табак, если у тех не было “филькиной грамоты” — соответствующего разрешения райгосадминистрации (см. БИЗНЕС №51 от 17 декабря 2001 года, стр.35). Или что управления образования в облгосадминистрациях придумывали лицензирование тренинговых услуг, хотя этот вид деятельности лицензированию не подлежит (см. БИЗНЕС №23 от 10 июня 2002 года, стр.44, 45). Словом, “досадных недоразумений” масса.
Правда, попытка навести порядок в правовом лицензионном поле страны однажды была-таки предпринята. Год назад Госкомпредпринимательства предложил парламентариям законопроект, вносящий необходимые изменения в пять кодексов, 52 закона и 2 декрета (подробнее см. БИЗНЕС №7 от 18 февраля 2002 года, стр.55). Но нардепы то ли были заняты более важными вопросами, то ли этот не посчитали существенным, но законопроект “О внесении изменений...” не набрал необходимого количества голосов.
Сейчас Госкомпредпринимательства пытается взять реванш. В парламенте зарегистрированы три законопроекта, направленные на упорядочение лицензионной системы: два “О внесении изменений в Закон “О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности”, а также “О внесении изменений в некоторые законодательные акты”. В ближайшее время они будут рассмотрены на заседании парламентского Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций. Господа предприниматели, если вы хотите взаимодействовать с органами лицензирования на четких и прозрачных условиях, вам следует активно поддержать инициативу Госкомпредпринимательства. А то получится, как в прошлый раз...
В Комитете корреспонденту БИЗНЕСа рассказали, что согласование нововведений с министерствами и ведомствами проходило крайне напряженно. В некоторых вопросах приходилось идти на компромисс, потому документы вышли не идеальными. Так, среди видов деятельности, которые предлагается лицензировать, упомянуто, например: “использование железнодорожного полотна...”. Хотя железнодорожные перевозки сейчас подлежат лицензированию.
Самое же неприятное для предпринимателей, пожалуй, заключается в том, что
штрафы за работу без лицензии предлагается значительно увеличить: они должны быть не менее 100 нмдг (1700 грн.). Пока это деяние наказывается штрафом в размере от 3 до 8 нмдг (51-136 грн.).
Ответственность же чиновника за нарушение норм лицензионного законодательства никак не ужесточается. А жаль!
Впрочем, есть и приятные новости: предполагается, что услуги такси перестанут фигурировать в перечне лицензируемых видов деятельности отдельным пунктом. Это облегчит жизнь автоперевозчиков грузов и пассажиров, которые сейчас формально обязаны получать две лицензии: на автоперевозки и на предоставление услуг такси.
Словом, БИЗНЕС уверен, что в целом почин Госкомпредпринимательства стоит поддержать. Он отладит и упорядочит лицензионный процесс, что, безусловно, очень выгодно добросовестным участникам рынка и не выгодно недобросовестным органам лицензирования. Напоминаем, что спасение от них можно найти, обратившись в Экспертно-апелляционный совет при Госкомпредпринимательства — специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования.
|
Куда звонить |
|
Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций
Тел. (044) 293-81-76; 291-75-96; 291-74-49 |
|
Куда обращаться |
|
Экспертно-апелляционный совет при Госкомпредпринимательства — специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования
01054 ГСП, Киев-54, ул.Дмитриевская,30. Тел. 226-32-73 |
|
Позиция Госкомпредпринимательства |
|
Александр ЕФРЕМОВ (42), директор Департамента регистрации и лицензирования Госкомпредпринимательства
— Для чего Комитет разработал “лицензионные” законопроекты?
— Документы были разработаны в соответствии с заключительными положениями Закона о лицензировании. Все законодательные акты, затрагивающие вопросы лицензирования, должны быть приведены в соответствие с этим Законом. Таким образом, мы намерены создать единое правовое поле в национальной системе лицензирования и ликвидировать неприятные, но пока постоянно возникающие коллизии.
— Какие, например?
— Например, ряд норм законов о металлоломе, об автомобильном транспорте, о лекарственных средствах, об аудите противоречат Закону о лицензировании. Потому что предусматривают лицензирование видов деятельности, которые на самом деле лицензированию не подлежат. Это позволяет недобросовестным чиновникам усложнять жизнь предпринимателям.
— Расскажите об этом подробнее.
— Пожалуйста. Сейчас Закон об автомобильном транспорте позволяет Минтрансу создавать собственный порядок лицензирования. Установив его, Минтранс делегировал свои полномочия по выдаче лицензий собственным хозрасчетным структурам со всеми вытекающими отсюда последствиями. А это является грубым нарушением Закона о лицензировании.
— Скажите, почему наказания за нарушения норм Закона о лицензировании предполагается ужесточить только для предпринимателей, да еще в десять раз? Что, чиновники закон не нарушают?
— Сейчас установлен штраф за работу без лицензии — от 3 до 8 нмдг (от 51 до 136 грн.). Наверное, это неправильно, когда предпринимателю выгодно работать без лицензии. Что касается должностных лиц, то все они “ходят” под Законом о государственной службе. Механизм их штрафования отсутствует.
— А зачем Комитет предлагает лицензировать “использование железнодорожного полотна”? Тем более что железнодорожные перевозки подлежат лицензированию?
— Не мы, а правительство. Эта норма была внесена по требованию Антимонопольного комитета при поддержке Кабинета министров. Хотя, что это за вид деятельности, понять сложно.
— Почему Комитет не внес предложения, направленные на упорядочение лицензирования в сфере образовательных услуг? Ведь сейчас тренинговые фирмы вынуждают получать лицензии, хотя их деятельность лицензированию не подлежит.
— Такая проблема, действительно, есть. Но сейчас самое главное — вернуть деятельность в сфере образования в поле действия Закона о лицензировании, что, кстати, мы и предложили. Тогда можно будет говорить о составлении понятных лицензионных условий, которых нет уже более года. И проблема, о которой вы говорите, отпадет сама собой. Вы должны понять: Комитет — лишь одно из звеньев цепочки исполнительной власти. И то, что нам удалось согласовать, — во многом результат компромисса. |
|
Чем собираются пополнить “лицензионный список” |
- Использование железнодорожного полотна, диспетчерских служб, вокзалов и других объектов инфраструктуры, обеспечивающих движение железнодорожного транспорта общего пользования.
- Управление воздушным движением.
- Оказание специализированных услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов.
- Разработка, изготовление, реставрация, модернизация и утилизация оружия военного назначения, военной техники, боеприпасов, а также их комплектующих изделий и элементов.
| |