— Как вы оцениваете результаты торговли между Украиной и Россией в 2002 году?
— Мы ожидаем, что объем российско-украинского товарооборота в 2002 году составит $9,3 млрд, то есть всего на 2% меньше, чем в 2001-м, а возможно, сохранится уровень предыдущего года. Поэтому я не считаю, что в 2002 году произошел обвал нашей двусторонней торговли. Хотя общий объем товарооборота вытянули российские экспортеры: экспорт товаров в Украину, по предварительной оценке, увеличился на 6%. И, что нас радует, не только за счет энергоносителей. Например, несколько увеличились поставки российских товаров с высокой степенью обработки.
В отличие от наших экспортеров, украинские предприятия снизили объемы экспорта товаров в Россию примерно на 15%.
— В чем, по-вашему, основная причина прошлогоднего сокращения украинского экспорта в Россию?
— Основная причина — переход в России с 1 июля 2001 года на взимание НДС по принципу “страны назначения товаров”, за исключением нефти, газового конденсата и природного газа. Это вызвало серьезные проблемы у украинских производителей, экспортирующих продукцию в Россию. Но давайте смотреть на это объективно. До июля 2001 года украинские экспортеры находились на российском рынке в привилегированном положении. Согласно двусторонним договоренностям, НДС с украинских товаров не взимался ни в Украине, ни в России. Ваши производители получали серьезный запас конкурентоспособности.
В то же время с российских товаров при экспорте взимался НДС по принципу “страны производства товаров”, и они попадали на украинский рынок уже на 20% дороже. Согласно принятому Россией новому налоговому кодексу, принцип взимания НДС по стране назначения стал распространяться на все страны. И в этом нет ничего страшного, весь мир работает именно по такой схеме. А украинские экспортеры оказались не готовы к новым условиям торговли. Хотя об этом изменении говорили полтора года как в России, так и в Украине. Сказался недостаточный объем оборотных средств для предоставления российским партнерам отсрочки по платежам. В принципе, в этом вина не только украинских производителей. Насколько я знаю, украинское государство не возместило своим экспортерам НДС в размере около 7-8 млрд грн.
— Кто занял утраченную украинскими экспортерами часть российского рынка?
— Украинских производителей на российском рынке достаточно быстро потеснили российские предприятия, выпускающие аналогичную продукцию.
Ведь структуры экономики у нас, и у вас довольно похожи. И, например, пищевая промышленность в России развивается даже более высокими темпами, чем в Украине.
Уровень инвестиций в аналогичные отрасли в России намного выше, чем в Украине. К тому же многие российские предприятия ориентируются на выпуск именно импортозамещающей продукции.
Сложившееся положение в российско-украинских торгово-экономических отношениях не отвечает интересам обеих стран и их потенциальным возможностям. Особенно если учесть, что совокупность политических, экономических, гуманитарных уз, связывающих наши страны, исторически сложившееся разделение труда между ними и взаимодополняемость национальных хозяйственных структур сохраняются и по сей день.
“Общий объём товарооборота вытянули российские экспортеры.”
Это подтверждается интенсивными контактами руководства наших стран. В прошлом году только президенты встречались 9 раз, в основном по экономическим и торговым вопросам. Проблем нет только там, где нет никаких отношений.
— Тем не менее, несмотря на частые встречи на высоком уровне, многие украинские аналитики уже называют 2002 год годом продолжения “торговых войн” между Россией и Украиной.
— Это больше шумиха, чем действительность. Да, наши торговые отношения не всегда простые, но торговой войны между Россией и Украиной нет. Есть определенные разногласия, в том числе и принципиального характера. И Россию, и Украину беспокоит активное принятие мер защиты внутренних рынков (антидемпинговые, специальные расследования), ограничивающих взаимный доступ товаров на рынки наших стран. Этот вопрос затрагивался на встрече президентов России и Украины в августе 2002 года. В этот же период на встрече в Москве министры экономики Украины и России договорились проанализировать данные таможенной статистики с целью оценить потери сторон в связи с принятием таких мер и провести инвентаризацию договорно-правовой базы обеих стран в этой области.
— Да, но, несмотря на многочисленность встреч и договоренностей, антидемпинговые и специальные расследования продолжают инициироваться обеими странами.
— Защитные меры, осуществляемые Россией и Украиной, общепринятые в мировой торговой практике. Когда национальной экономике грозит ущерб от возросшего импорта товаров или импорта товаров по демпинговым ценам, страна защищается. Другое дело, насколько эти меры оправданы и насколько доказуем нанесенный тому или иному производителю ущерб.
В правительственную комиссию Российской Федерации по защитным мерам поступают сотни заявлений от российских производителей продукции, аналогичной украинской. Государство просят о защите, но защищать своего производителя необходимо обоснованно. Для этого и проводятся расследования. Меры принимаются только по некоторым товарам.
По состоянию на 1 января 2003 года со стороны Украины действуют 16 процедур. В отношении украинских товаров — 12 процедур.
В настоящее время стороны проводят анализ действующих мер защиты рынков обеих стран на предмет их либерализации. Также ведется работа по выработке единого алгоритма оценки ущерба от принятия мер защиты рынков России и Украины, анализ статистики по товарам, подпадающим под действие торговых ограничений. В двадцатых числах января 2003 года состоится очередной раунд переговоров российских и украинских экспертов.
— Украинские экспортеры труб считали, что специальное расследование против них велось необоснованно. Насколько справедливыми вы считаете возбужденные сейчас расследования против украинских производителей?
— Что касается украинских труб, то в настоящее время действует межведомственное Соглашение о регулировании поставок труб из черных металлов из Украины в РФ от 10 апреля 2001 года. Действие Соглашения продлено и на 2003 год (протокол от 29.12.02 г.), квота поставок труб установлена в прошлогоднем объеме — 620 тыс. т. При этом следует отметить, что в предыдущие годы квота была выбрана не полностью.
Совершенно очевидно, что каждая сторона пытается доказать свою правоту, это нормально. Например, сейчас российская сторона считает, что относительно экспорта легковых автомобилей из РФ Украина не права. Возможно, будет продолжен диалог по этому вопросу. Но это не означает, что мы должны переходить на принцип “ограничение на ограничение”.
— Как российские предприятия оценивают инвестиционную привлекательность украинской экономики?
— В структуре российской торговли Украина занимает третье место после Германии и Белоруссии. Отчасти этому способствует и российский капитал, который уже пришел в Украину. Но, на наш взгляд, российский капитал присутствует в Украине не в тех объемах, когда можно говорить об экспансии российского капитала на украинский рынок.
За все годы независимости россияне инвестировали в Украину около $327 млн. В основном в нефтяную отрасль. И инвестиционного бума со стороны России в ближайшие годы не предвидится. Потому что инвестиционный климат в Украине для российских инвесторов не очень привлекателен, даже по сравнению с самой Россией. По нашим оценкам, Украина отстает от России в экономическом развитии на 3-4 года. В первую очередь, в развитии законодательной базы, в том числе стимулирующей приток инвестиций.
Впрочем, крупный капитал из России уже занял свои ниши на украинском рынке. Наша задача состоит в том, чтобы развивать межрегиональные связи и инвестиционную деятельность на уровне малого и среднего бизнеса. С этой целью при поддержке посольства и торгпредства Российской Федерации в Украине в мае 2002 года был создан Российско-Украинский инвестиционно-коммерческий центр “РосУкринвест”. Следует отметить, что для российских инвесторов остаются привлекательными украинские предприятия машиностроения, химии, связи.
— Каковы, по-вашему, перспективы российско-украинских торговых отношений на этот год?
— Структура украинского и российского экспорта особо не изменится. Что касается объемов товарооборота, то мы прогнозируем уровень 2002 года или незначительный рост, в том числе и украинского экспорта. Надеемся на позитивное развитие наших торгово-экономических отношений и на решение имеющихся проблем. |