|
|
|
|
|
Начальник налоговой милиции встал на защиту "маленьких" | ЧТО ЭТО БЫЛО
В начале нового года принято подводить итоги сделанного за прошлый год и строить планы на будущее. Этому правилу следуют и в налоговой милиции. В минувший четверг, 16 января, первый зампред ГНАУ, он же начальник налоговой милиции Виктор ЖВАЛЮК, провел первую в этом году “налоговую” пресс-конференцию.
ПОБЕДНЫЕ РЕЛЯЦИИ
Среди множества цифр, прозвучавших на встрече, можно выделить несколько наиболее значимых. Из 10 тыс. преступлений, выявленных в сфере налогообложения, 78% относятся к разряду уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах (более 85 тыс.грн.). А количество уголовных дел, в которых фигурируют суммы более 1 млн грн., увеличивается примерно на сотню в год и нынче уже перевалило за триста. При этом количество проверок уменьшилось за год на 1 тыс. В какой-то мере можно говорить об увеличении эффективности проверок: хоть и со скрипом, но налоговики от “охоты” за мелкими лавочниками постепенно переходят к “охоте” за крупными нарушителями.
Однако сумма “изъятого из теневого оборота” и в прошлом, и в позапрошлом году остается неизменной: около 4,3-4,4 млрд грн. Это своего рода дань, которую платит теневой сектор за право на дальнейшее существование. На подобные размышления наводит и неизменное количество выявляемых ежегодно “фиктивных” предприятий (около 5 тыс.).
Структура выявленных нарушений в разбивке по видам налогов выглядит следующим образом: НДС — 55%, налог на прибыль — 31%, акцизы — 7%. Доля нарушений, по сути, соответствует удельному весу поступлений от этих налогов. Это косвенно свидетельствует о том, что применение санкций у нас по-прежнему преследует фискальные цели, а не собственно пресечение нарушений.
К сожалению, для налоговой службы главным ориентиром в работе является показатель доходной части бюджета, даже самый нереальный. В частности, на вопрос корреспондента БИЗНЕСа относительно необходимости заседаний рабочих групп, на которых исходя из потребностей бюджета предприятиям “спускаются” планы по уплате налогов (см. БИЗНЕС №52 от 23 декабря 2002 года, стр.83), Виктор ЖВАЛЮК ответил, что есть, мол, запланированные в бюджете показатели поступлений от тех или иных видов налогов, которые распределяются по областям, районам и т.д., плюс старые задолженности предприятий, которые налоговая служба и требует уплатить. Дескать, это нормальная практика, предусмотренная законодательством. Но мы считаем своим долгом еще раз заявить, что налоговая служба не должна стремиться любой ценой выполнять все, что будет запланировано в бюджете. Ее задача — следить за ПРАВИЛЬНОСТЬЮ начисления налогов и своевременной их уплатой.
ЧТО ХОТЯТ НАЛОГОВИКИ
Виктор Жвалюк рассказал и о некоторых законодательных инициативах своего ведомства. Но не со всеми из них можно согласиться. Например, есть серьезные опасения, что передача налоговой службе “всех прав” на регистрацию предприятий вряд ли поможет упростить процедуру (см. БИЗНЕС №47 от 18 ноября 2002 года, стр.55).
Кроме того, стремление налоговой милиции получить в свои руки еще одну “дубину” в виде административной ответственности за перевозку и хранение подакцизных товаров без цели их продажи наводит на мысль о простом желании возделывать еще одно непаханое “налоговое поле”.
Немало опасений вызывает давнее желание налоговиков получить право проводить судебно-бухгалтерскую экспертизу. Нетрудно представить степень объективности такой экспертизы, когда речь идет о судебном споре между налоговым органом и налогоплательщиками. Потому мы как раз убеждены в необходимости противоположного: в случаях судебных споров с налоговой стоит ввести прямой законодательный запрет на привлечение налоговиков для проведения экспертизы.
КАК БУДУТ РАБОТАТЬ
Но не только кнутом намерена работать в нынешнем году налоговая милиция. В качестве пряника у нее припасены “два основных принципа работы — снижение налогового давления и поддержка отечественного производителя”. Свидетельством плодотворного сотрудничества с налогоплательщиками было количество избежавших в прошлом году тюрьмы путем “полного погашения налоговых долгов” в размере 61 млн грн. — 2,5 тысячи человек. Виктор ЖВАЛЮК по праву гордится тем, что в прошлом году ни одно обвинение, выдвинутое налоговыми милиционерами, не было признано в суде неправомерным (это еще не значит, что ВСЕ обвинения были правомерными. — Ред.).
Виктор ЖВАЛЮК проявил своеобразный гуманизм. По его словам, от “уголовной ответственности” будут освобождать виновных в невозврате валютной выручки (сейчас заведено 316 уголовных дел). За невозврат валютной выручки действительно предусмотрена уголовная ответственность (ст.207 УК). Кроме того, размеры финсанкций (0,3% суммы невозврата за каждый день просрочки) способны очень быстро разорить даже вполне устойчивый бизнес.
Об абсурдных обвинениях налоговиков в невозврате валютной выручки при банальных бартерных сделках мы расскажем в следующем номере. А пока заметим следующее. Налогоплательщик ничего, кроме налогов, нашему родному государству не должен. Ограничение же права использования собственных денег, которым является требование “90 дней”, не только несовместимо с рыночной экономикой, но и абсурдно по своей сути. Однако вместо отмены этого “совкового” атавизма у нас продолжают применять санкции за невозврат, которые превышают санкции за неуплату налогов. При этом участников ВЭД еще и беззастенчиво шантажируют тюрьмой.
Отсюда и рождается страх у предпринимателей перед “человеком с ружьем”, чем, в свою очередь, пользуются разного рода мошенники. На той же пресс-конференции было отмечено, что за прошлый год зафиксировано немало случаев вымогательства денег у предпринимателей и выявлено 10 липовых налоговых милиционеров. Кстати, Виктор ЖВАЛЮК заявил, что он запретил всем оперативникам “ходить по киоскам и ларькам” и поручил заниматься серьезными делами. Поэтому если к вам “на огонек” пожалуют из налоговой милиции, да еще без соответствующих документов на проверку, смело звоните в милицию для поимки с поличным непрошеных гостей. Во всяком случае, так обещал Виктор ЖВАЛЮК. |