ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В минувшем году Национальный банк осчастливил специалистов по работе с банковскими металлами двумя нормативными актами в виде телеграмм. Одна из них обязала банки, имеющие лицензии на проведение соответствующих операций, с 1 января 2003 года продавать банковские металлы, а также организовать в филиалах их покупку у клиентов, укомплектовав помещения необходимым оборудованием, а штат — специалистами.
Другой телеграммой НБУ разъяснил банкам, что банковские металлы “по своим правам” приравнены к иностранным валютам I группы Классификатора НБУ, чему банкиры вовсе не удивились, сочтя это письмо Нацбанка напоминанием. А кое-кто умудрился съязвить — мол, Нацбанк “очнулся”. На самом деле телеграмма разъяснила, что законодательные акты, регулирующие валютный рынок, относятся и к операциям с банковскими металлами, что, в принципе, было известно из Декрета КМУ “О системе валютного регулирования и валютного контроля”.
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Несмотря на отсутствие законодательных предпосылок для развития широкого спектра услуг, связанных с банковскими металлами, рынок в 2002 году стабильно развивался. Об этом свидетельствует объем торгов золотом на УМВБ по итогам года — по оценкам экспертов, он составил около 2 т. Для сравнения, оценочный уровень объема торгов в 2000 году — около 660 кг металла.
Как бы там ни было, украинский рынок остается “наличным”. В Украину по-прежнему ввозятся мерные слитки банковских металлов, ими торгуют на УМВБ, в то время как на развитых мировых площадках торги идут стандартными слитками (массой около 12,5 кг). Это объясняется незначительными объемами продаж в Украине по сравнению с мировыми. Кстати, круг банков, занимающихся импортом банковских металлов, ограничен — большая часть из них по-прежнему покупает металлы уже в Украине у импортеров, крупнейшими из которых в прошлом году были Правэкс-банк и БрокБизнесбанк. Эта же пара занимает лидирующие позиции в объемах продаж металлов в розницу.
В 2003 году количество финансовых учреждений, имеющих лицензию на работу с банковскими металлами, достигло 22. Причем активно работали около 15 банков. В прошлом году на рынок с разным успехом вышли Укрэксимбанк, “Надра”, Интербанк, Укр-Сиббанк. При этом, несмотря на развитие рынка, некоторые банки, ранее работавшие с банковскими металлами, намерены это направление сворачивать. Так, например, в одном банке рьяное вмешательство руководства в “металлическую” политику привело к резкому сокращению объемов операций с металлами и падению доходности, что повлекло за собой желание вообще свернуть работу с “железом”.
С точки зрения банкиров, золото за прошедший год потеряло налет экзотичности и “подарочности”. Банки “приучили” представителей ювелирной промышленности (преимущественно частных ювелиров) к покупке банковских слитков — так, в некоторых банках около трети объемов продаж наличного металла приходится именно на ювелирную промышленность.
Золото было и остается самым популярным в Украине банковским металлом. Объемы импорта серебра, платины и палладия в страну в прошлом году были незначительными, поскольку большинство банков не работает с ними, а банки-импортеры ввозят эти металлы только под заказ. По такой схеме работают все импортеры “не-золота” вследствие дороговизны платины и палладия и сравнительно невысокого спроса на серебро.
УСЛУГИ
Наряду с незначительностью объемов операций на рынке и все еще скромным спросом населения, вышеупомянутое отсутствие нормативной базы НБУ ограничивает возможности банков принимать металлы на депозиты, кредитовать клиентов в банковских металлах и предоставлять другие “металлические” услуги. Тем не менее некоторые банки готовы делать это, создав внутренние положения и заполнив своей “нормативкой” правовой вакуум. Пока банки работают над перечнем того, что они могут предложить своим клиентам, кроме покупки-продажи и хранения ценностей. Рынок развивается — клиент присматривается и выжидает, а банкиры медленно думают.
Говорят, что нормативная база по работе с банковскими металлами уже “варится” в стенах НБУ, но когда она будет готова, неизвестно. Кроме того, многие банкиры надеются на реализацию со сменой главы НБУ слухов о том, что Нацбанк намерен либерализовать валютный рынок, что, соответственно, отразится и на рынке банковских металлов. Поживем — увидим.
ЦЕНЫ
В течение прошлого года цены на банковские металлы с точностью повторяли все виражи Лондонского фиксинга. Происходило это, во-первых, в силу привязки учетного курса НБУ золота, серебра, платины и палладия (см. графики) к котировкам фиксинга. Под влиянием американских “аудиторских” скандалов, падения фондовых индексов, угрозы объявления США военных действий против Ирака цена на золото в течение года выросла в среднем на $70 — с $278,35 за тройскую унцию на 2 января 2002 года до $347,20 на дату последних торгов 30 декабря. Такая же тенденция роста наблюдалась и на украинском рынке. В силу его “наличности” более наглядно будет выглядеть сравнение курсов продаж металла в мерных слитках. Так, цена однограммового слитка и без того самого дорогого металла (в пересчете на 1 г) выросла в среднем на 2%, или на 1,5-2 грн., а 1 г в стограммовом слитке — на 7-8%, или на 4-5 грн.
Однако, несмотря на рост цен на мировых площадках и в Украине, некоторые банки опускали цены на мерные слитки ниже среднерыночных котировок. С одной стороны, такая тенденция характерна для развития любого молодого рынка. С другой, специалисты связывают эту тенденцию с появлением новых операторов и активизацией опытных банков. Некоторые банки для привлечения клиентов значительно демпингуют.
|
ГОВОРЯТ БАНКИРЫ |
|
Игорь ЛЬВОВ (42), зампредседателя правления банка “Финансы и Кредит”
— Год назад банкиры говорили о теоретической возможности предоставления услуг, связанных с банковскими металлами, — о депозитах, кредитах в металлах. На какой стадии развития такие услуги сегодня?
— Сегодня этот рынок активизировался. Нацбанк повернулся лицом к этому рынку и увидел, что он интересен. Есть телеграмма, обязывающая банки покупать металл, телеграмма о том, что банковские металлы приравнены к валютам I Классификатора. А это облегчает работу по продаже и покупке металлов, открытию депозитов и кредитов в металлах. Некоторые банки уже предоставляют услуги, связанные с банковскими металлами, хотя это не нашло массового спроса. Причина проста — для того чтобы привлекать клиентские деньги или металлы, нужно иметь направления размещения. А размещать металлы негде. Если вы принесете мне стограммовый слиток золота, я не имею права его продать, это незаконная операция. Нужно иметь ресурс кредитования. Депозиты привлекаются для того, чтобы кредитовать, например, ювелирные и другие предприятия, имеющие специальную лицензию на работу с этими металлами. В данном случае у банка должен быть сегмент рынка, куда он может вкладывать привлеченные слитки. Если такого сегмента нет, то и смысла принимать депозиты нет. Тогда банки открывают текущие счета и работают только на комиссионных за открытие счета и за снятие со счета наличного металла в слитках.
Юрий ТОПТЫГИН (50), начальник отдела по работе с банковскими металлами БрокБизнесбанка:
— Сегодня мы испытываем сильнейшее ценовое давление со стороны многих новых банков, которые пытаются декларировать нереальные цены. Суть политики состоит в том, чтобы оттянуть часть рынка металлов на себя. Сделать это можно, устанавливая цены на уровне нулевой рентабельности или даже в убыток, чтобы “завалить” конкурентов, а потом уже можно подумать и о цене. Такие ценовые парадоксы больше подпадают под разряд сомнительных операций, к которым можно отнести любую операцию с убытком. Цены у таких банков иногда ниже, чем у зарубежных крупных операторов рынка банковских металлов. И делается это лишь для того, чтобы заявиться на рынке. В принципе, это хорошо для рынка, хорошо для клиентов, но в конце концов все “устаканится”. Перспективным инвесторам можно дать совет не терять времени зря и, пользуясь сложившейся ситуацией, покупать металл. Но мировые цены демонстрируют стойкую тенденцию к подъему, и никуда от этого мы не денемся. | |