This version of the page http://www.sho.kiev.ua/article/66 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-08-07. The original page over time could change.
Журнал культурного сопротивления «ШО»
  • На первую
  • Карта сайта
  • Архив номеров
  • Контакты
  • О ПРОЕКТЕ
  • РЕДКОЛЛЕГИЯ
  • Подписка 2007
  • Киевские Лавры 2007
  • РЕКЛАМА
  • КОНТАКТЫ
  • ФОРУМ
АРХИВ НОМЕРОВ
#08. АВГУСТ 2007
Любко Дереш - осеменитель культуры
[...]
  • Кино
  • Афишо
  • Галерея
  • ТВ
  • ШО маемо
  • Вне Шоу-бизнеса
  • ШО пишем
  • Пятна с Анатолием Ульяновым
  • Шок номера
  • Проза
  • Поэзия
  • Книжный дозор

#08. Август 2007
Психо история болезни
Помешательство — по–прежнему одна из самых притягательных тем в искусстве.
Украинский режиссер–эмигрант Марк Нестантинер осуществил свою давнюю мечту, поставив в Государственном театральном центре имени Леся Курбаса спектакль «Из мира аднаво в другой…» по повести Гоголя «Записки сумасшедшего»

Помешательство — по–прежнему одна из самых притягательных тем в искусстве. Во–первых, до сих пор невозможно постичь его природу. Во–вторых, с эстетической точки зрения оно бывает невыносимо прекрасно. В–третьих, ужасно. В–четвертых, и то, и другое одновременно (см. Хичкока). В–пятых, это, пожалуй, единственное, что действительно поднимает человека над обыденностью и открывает путь в неизведанное. В–шестых, его несложно сымитировать, что само по себе уже искусство... Как говорил Гамлет: «Безумен я при норд–норд–весте. Когда же ветер с юга, я отличаю сокола от цапли». Наконец, в–седьмых, безумцы невероятно креативны. Сходя с ума, человек, как правило, становится поразительно активен. Потрясение полностью меняет его личность. Он начинает видеть то, чего не видел. Слышать, чего не слышал. Как гоголевский титулярный советник Поприщин, который внезапно начал понимать собачий язык и даже выкрал у дрянной собачонки Меджи ее письма. Качественное помешательство — это всегда переход. Из мира аднаво в другой…

Николай Васильевич Гоголь действительно был одним из самых старательных и интересных исследователей в этой сфере человеческого духа, обогатив великую русскую литературу целой галереей диковинных образов. В 1835 году вышла его повесть «Записки сумасшедшего», сразу привлекшая внимание современников. К середине XIX века человеческое безумие стало модной и волнующей темой в литературной среде, но если большинство сочинителей поэтизировали душевнобольных, изображая их едва ли не избранниками небес, то Гоголь обытовил помешательство, сместив акцент. Его титулярный советник Авксентий Иванович Поприщин — обычный средний чиновник, помешавшийся на почве любви к генеральской дочери. И именно любовь в случае с Поприщиным послужила толчком к внутренней трансформации. 43 апреля 2000 года Авксентий Иванович сделал грандиозное открытие: то, чем он является в этой жизни, вовсе не то, чем он является на самом деле. Мы есть то, чем себя ощущаем. И если в жизни ты маленький посредственный и никому не интересный титулярный советник, то на самом деле вполне можешь оказаться королем Испании Фердинандом VIII. «Меня вдруг как будто молнией осветило. Не знаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник? Как могла взойти мне в голову эта сумасбродная мысль? Хорошо, что еще никто не догадался посадить меня в сумасшедший дом».

Узнав из переписки Меджи и Полкана, что его возлюбленная Софи собирается замуж за камер–юнкера, Поприщин перестал ходить на службу, очинять перья для его превосходительства, начал задумываться о вещах, ранее его совершенно не беспокоивших, и неожиданно ощутил себя королем Испании Фердинандом VIII. Дело в том, что Испании страшно не везло на королей. А, как любое государство, она не может существовать без монарха. И, слава Богу, монарх наконец отыскался.

Почувствовав себя Фердинандом, Поприщин напрочь забыл о Софи, которая, кстати, презрительно к нему относилась, называя «совершенной черепахой в мешке», залег на кровать с панцирной сеткой и стал ожидать депутацию из Испании.  Депутаты не заставили себя долго ждать. Они примчались 30 февруария, затолкали Фердинанда VIII в карету и отвезли в Мадрид, где выбрили голову, а затем отдубасили палкой по спине.

Украинский режиссер–эмигрант Марк Нестантинер много лет мечтал поставить «Записки сумасшедшего». Замысел возник сразу после окончания им театрального института, куда Нестантинер поступал семь раз. В этой гоголевской повести режиссера более всего интересовала социальная неадекватность Поприщина, мучительно отождествляющего себя с окружающим миром, но так и не сумевшего в него вписаться. По большому счету, именно эта внутренняя трагедия и привела героя к безумию.

С 1994 года Марк Нестантинер живет в Мюнхене, работает в Германии и Голландии. В Киеве его почти не помнят. Его последний киевский спектакль «Стойкий принц», поставленный в 1981 году, широкий зритель не увидел по причине официального запрета. В каком–то смысле, «Записки сумасшедшего» — этапная работа для режиссера. Он тоже слишком долго чувствовал себя парией в советской театральной среде, за ним тянулся шлейф неблагонадежности, на него доносили, даже вызывали в КГБ... «Мне казалось, что я иду каким–то кафкианским коридором, из которого нет выхода, и где, как говорил Поприщин, меня не видят и не слышат. Я всего лишь фишка, которую передвигают в неосознаваемой мною игре».

Осенью 2005–го, через пять лет после того, как Авксентий Поприщин избрал себя испанским королем, Марк Нестантинер поставил в Театральном центре имени Леся Курбаса «Записки сумасшедшего» («Из мира аднаво в другой…»). По сути это моноспектакль, хотя там есть несколько безмолвных женских выходов — Виктория Авдеенко играет Мавру, Софи и испанского инквизитора. В роли Поприщина — Виталий Линецкий. Попадание в актера поистине метафизическое, и тот редкий случай, когда режиссер полностью растворился в исполнителе. Выбор Нестантинера не был вынужденным или случайным. Он был интуитивным, а потому — единственно правильным. Линецкий — тот гвоздь, на котором все держится. «Я узнаю таких актеров, как Виталий. Его подвижная психика выдает его сложную природу. Он стремится к совершенству, хотя и иронизирует по этому поводу…»

Поприщин Линецкого вовсе не похож на клинического безумца. Это маленький человек, у которого больше нет сил терпеть жизненную повседневность. Любовь к Софи сделала его почти поэтом. И актер четко обозначил момент трансформации заурядного чиновника в существо высшего порядка. Он вдруг почувствовал необыкновенную нежность Луны, понял, что человеческий мозг приносится ветром со стороны Каспийского моря и обнаружил выход в совершенно иную реальность. Причем прямо у себя в комнате. Из мира аднаво в другой...
За роль Поприщина Линецкий номинировался на украинскую театральную премию «Киевская пектораль», но премию отдали Ромео. Ну и ладно. Некоторые вообще думают, будто Луна — это спутник Земли, а Каспийское море — крупный водоем, куда впадает река Волга. Что и говорить, странная земля Испания…

Юлия Пятецкая
Фото: Владимир Карашевский
Государственный театральный центр им. Леся Курбаса:
Официальный сайт:
http://kurbas.org.ua
Адрес:  ул.Владимирская, 23в
Телефон:  279–14–77
Средний балл: 8.31
Проголосовало: 118

Комментарии

Стас08.11.2006
Пятецкая, Вы пристрастно пишите и ето мне нравицца.:)

Оставить комментарий

Имя:E-mail:
  • На первую
  • Карта сайта
  • Контакты
© ШО, 2006. По поводу перепечатки материалов и по вопросам рекламы
обращайтесь info@sho.kiev.ua