“Спецмигалка”, “спецразрешение”, “спецаккредитация”... — все эти слова со “спецприставкой” настолько прочно укоренились в сознании общества, что уже и не удивляешься количеству “избранных”. Казалось, за 10 лет власть должна была наиграться во все эти причиндалы государственной “крутизны” — ведь наигрались же бизнесмены в малиновые пиджаки, золотые цепи в палец толщиной, “мобилы” и прочие “фишки”. Но нет! Наша власть понятие “мандат народа” по-прежнему воспринимает исключительно в виде собственноручно выписанного мандата, причем самой же себе. Только теперь такой документ — не пижонство, не китч, а лишь средство самосохранения. И, между делом, средство беспрепятственного передвижения.
Мы уже затрагивали тему блата на дорогах (см. БИЗНЕС №47 от 18.11.02 г.). Тогда речь шла о том, что номер машины запросто может избавить от нежелательного общения с инспектором ГАИ. И все же иногда номера бывает недостаточно. Тогда в игру вступает “тяжелая артиллерия” — спецдокументы и спецсредства. О них наш сегодняшний рассказ.
“Маячок” для авторитета
Уже давно стала обычной картина: среди авто, плотно застрявших в “пробке” где-нибудь на столичной Петровской аллее, вдруг начинают завывать сирены и метаться синие сполохи. Это значит, что автомобиль, оборудованный спецсредствами — сиреной и “мигалкой”, — торит себе путь из “пробки” на волю, демонстративно показывая окружающим, что его хозяин ждать не любит. Часто такую самоуверенность проявляют самые обычные машины произвольной раскраски, да еще с частными номерами. Конечно, и номера, как правило, непростые, и сами авто — не дешевле полусотни тысяч вечнозеленых денег. Но все же!
Интерес сильных мира сего к СГУ — сигнально-громкоговорящим устройствам — очевиден и понятен. Сирены и “мигалки” позволяют отступать от правил дорожного движения, а точнее — не соблюдать их вообще. Спецсредства подчеркивают значимость сидящей внутри автомобиля персоны как в ее собственных глазах, так и в глазах окружающих, но главное — позволяют своим кряканьем, завыванием и миганием распугивать толпы простых смертных. И хотя такие спецсигналы не избавляют машину от обязанности останавливаться по требованию сотрудников ГАИ — эти авто все равно тормозят редко.
На установку СГУ обязательно нужно иметь разрешение. Согласно Постановлению Кабинета министров Украины №291 от 12.02.2000 г., использование специальных звуковых сигналов и проблесковых маячков строго регламентировано и допускается только на автомобилях специальных служб. Скажем, использовать маячок синего цвета разрешается на оперативных машинах милиции, служб безопасности движения, “скорой помощи”, аварийно-спасательных служб, пожарной охраны, служб инкассации и Управления государственной охраны. Все эти авто должны иметь соответствующую раскраску, надписи и эмблемы. Без таковых пользоваться спецсигналами разрешено только автомобилям СБУ, Управления государственной охраны, прокуратуры и МВД.
Маячками красного цвета могут быть оборудованы только машины Госавтоинспекции и Управления государственной охраны. Кстати, как гласит ГСТУ 3849-99, специальные световые сигнальные устройства разрешено устанавливать на крыше транспортного средства или над ней. Если это невозможно, маячок должен быть закреплен с помощью приспособления, позволяющего всем участникам движения беспрепятственно видеть сигнал.
Так обстоит дело в теории. На практике все иначе — насколько нам известно, не существует четкой квоты для разных ведомств на авто со спецсигналами. Вот и лепят себе маячки все, кому не лень. Любой мало-мальски значимый начальник считает ниже своего достоинства разъезжать на машине без сирены и “мигалки”. Наконец, разрешения на спецсигналы замечательно продают тем, кто подтвердит свою значимость некоей суммой. Чернорыночная “цена подлинного права “сверкать и завывать” в течение года колеблется от $5 тыс. до $7 тыс. И спрос, говорят, постоянно превышает предложение. Неудивительно, что количество случаев создания препятствий участникам дорожного движения водителями, использующими незаконно установленные на автомобилях специальные световые и звуковые сигналы, растет из года в год. Министерство внутренних дел периодически организует проверки законности выдачи разрешений на использование этих средств, проводя так называемые операции “Спецсигнал”. При выявлении несоответствия оснащения и цветографической покраски машин тем, на которые выданы разрешения, последние изымают, а водителей штрафуют. Так, только в мае 2002 года за совершение этих правонарушений к административной ответственности было привлечено почти 1 тыс. водителей и 180 должностных лиц, демонтировано 527 спецсигналов. А за весь прошлый год в Украине было выявлено 2,5 тыс. водителей, использовавших такие сигналы без разрешения. Естественно, деньги, затраченные на “покупку” незаконной “мигалки”, выявленной в результате спецоперации, вряд ли вернут. Так что подумайте, имеет ли смысл превращать автомобиль в новогоднюю елку! Тем более что кроме спецсигналов существует немалый арсенал средств, способных повлиять на несговорчивых стражей дороги.
Без бумажки ты — букашка...
“Предъявителю сего оказывать содействие”, “Административное преследование запрещено”, “Помощник депутата, досмотру не подлежит”, “Обеспечить беспрепятственный проезд в пункт назначения”, “Мер наказания не применять”... Чего только не придумывают эти водители — как дети малые! Но существуют и реально действующие документы.
“Корочки”, они же “ксивы”, бывают разные — желтые, синие, красные. Служебное удостоверение сотрудника спецслужбы (МВД, СБУ, прокуратуры, ГСО и т.п.) — самое надежное “оружие” от кого-либо или чего-либо. Дело в том, что все люди в погонах, в том числе сотрудники спецслужб, административной ответственности не подлежат. Более того, без участия представителя этого органа либо без санкции прокурора человек из госорганов не может быть подвергнут приводу, административному задержанию, а также личному досмотру и досмотру его вещей, личного и используемого транспорта при исполнении служебных обязанностей. Понятное дело, что вряд ли обычный постовой даже попытается узнать у обладателя такого удостоверения, при исполнении ли тот находится в данный момент.
Самые популярные удостоверения — МВД и СБУ. За обладание такой “липовой корочкой” придется раскошелиться на $300-1000. Цена, как правило, зависит от источника происхождения документа, точнее, от степени его подлинности. В любом случае, за “липу” грозит суровое наказание: срок за подделку документов плюс за присвоение полномочий должностного лица плюс за использование этого документа в корыстных целях и т.д. При большом желании могут накрутить “по самое не балуй!”.
Те, у кого не хватает связей, возможностей или смелости иметь такое удостоверение, довольствуются “ксивами” попроще. Например, “Фонда содействия сотрудникам правоохранительных органов”, “Ассоциации ветеранов войны в Афганистане” и другими в том же духе.
Такие удостоверения по цене в несколько десятков долларов могут только смягчить отношение сотрудников ГАИ к нарушителю, не более. Но зато они хороши для бесплатного пользования парковками, бесплатного проезда в общественном транспорте и для других корыстных целей.
На предпоследнем месте — самый дешевый и потому самый распространенный вариант — “картинка под стеклом”. Большой глянцевый раскрашенный в желто-голубой цвет прямоугольник в правом углу под стеклом — признак спокойной солидности. На самом деле это может быть всего лишь пропуск на какую-нибудь стоянку. Но украинские и тем более киевские гаишники уже так боятся нарваться на спецмашину со спецпассажиром, что пропуск “в цветах флага” воспринимают как предупреждение: лучше не связывайся. Самое смешное, что никто не мешает рядовому гражданину взять и самостоятельно изготовить нечто подобное. Написать можно все, что угодно: “Люблю пиво”, “Общество защиты трезвости”, “Союз жертв коммунистического террора”... Главное — не ставить печатей: в этом случае бумага уже будет считаться поддельным документом. А так — просто картинка.
В крайнем случае, можно вложить в документы визитку какого-нибудь начальника или зама, пусть даже районного масштаба. Иногда тоже помогает. Но простой инспектор, который с трудом — в жару и дождь, мороз и снег — выполняет “план по штрафам”, наоборот, может так озлобиться и “врезать” по полной программе, что мало не покажется... Так что “решайте сами, иметь или не иметь”.
“Настоящая броня”
Существует на автомобильном свете еще одна бумажка, которую профессор Преображенский из “Собачьего сердца” Михаила Булгакова точно назвал бы “окончательной, фактической, настоящей броней”. Эта бумажка называется “документ оперативного прикрытия” — пресловутый спецталон-предписание на транспортное средство. Его обладатель как будто еще при жизни попадает на небо и получает патентованное право на снисходительное отношение к земным законам. Для чего нужен такой “заоблачный мир”? В исключительных случаях, когда сотрудники спецслужб при исполнении особо важных заданий должны оставаться невидимыми и действовать максимально свободно. Считается, что эти действия идут на благо все того же государства, т.е. нас с вами.
Правда, присмотревшись повнимательнее, начинаешь замечать, что с таких “незримых высот” весьма удобно решать личные проблемы, а потому там стало очень уж тесно от крупных госчиновников, бизнесменов, криминальных авторитетов и др. В общем, оперативное прикрытие стало банальной “крышей”. И места под ней продаются по цене $5-10 тыс.
Официально спецталон — это современная индульгенция для сотрудников МВД, СБУ и прочих спецслужб. Несется, скажем, черная “Волга” по Киеву, не обращая внимания на светофоры, разделительные полосы, пешеходов. Спецзадание — ловят преступника. Вдруг не в меру ретивый постовой тормозит оперативников и начинает проверку — предъявите, дескать, талон на техосмотр, откройте капот, да вот еще номер запылился, плоховато читается... А преступник уже далеко. Необходимостью избежать именно такой ситуации объясняют в МВД существование специального секретного документа, немедленно освобождающего его владельца от всех дальнейших проверок. Официально пользуются им исключительно “силовики”. Выдается он не на человека, а на машину. При виде этого документа любой гаишник обязан немедленно отпустить транспортное средство. Или, если так уж подозрительно, записать номер документа, совершенное нарушение и составить рапорт — пусть начальство разбирается. За необоснованную задержку оперативников постового могут наказать. Такое бывало, и не раз.
Все это замечательно — сплетение правоохранительных ветвей ради общей цели. Непонятно одно. Служебная надобность нарушать правила дорожного движения, без контроля и досмотра проезжать посты ГАИ, не подчиняться требованиям автоинспектора у работников силовых структур и впрямь может возникнуть. Но все эти ребята носят служебные удостоверения, других же бумажек, обеспечивающих “зеленый свет”, им не нужно. А по какой такой нужде игнорируют правила и гаишников помощники народных депутатов, референты министров, секретари банкиров, наконец, просто бандиты? Ведь нетрудно догадаться, что у людей, имеющих, скажем так, прямо противоположное отношение к розыскной деятельности, возникает естественное желание: хочу такой же! А спрос рождает предложение.
Увы, такова реальность. Все покупается, продается и подделывается. И ГАИ особо не в чем винить. Просто так устроена система...
|
Чем прикрыться |
|
Основные типы документов:
- “Документ оперативного прикрытия” — самая дорогая “ксива” ($5-10 тыс. в год). Выдается на машину. Запрещает госавтоинспекторам задерживать ваше авто (даже на минуту) и досматривать его.
- Сигнально-громкоговорящие устройства позволяют беспрепятственно передвигаться в плотном транспортном потоке и быстрее выбираться из “пробок”. Однако не дают права игнорировать требования госавтоинспекторов.
В случае проверки можете остаться без “мигалки” и без $5-7 тыс., потраченных на “липовое” разрешение.
- Служебное удостоверение сотрудника госорганов за $300-1000 избавляет от административной ответственности за нарушение ПДД, но может обернуться уголовной — за подделку, присвоение полномочий, использование в корыстных целях и т.д.
- “Дружинники”, “Друзья ГАИ” и подобные — самые дешевые “ксивы” (от нескольких десятков до одной-двух сотен долларов). В лучшем случае позволяют рассчитывать на небольшое снисхождение со стороны госавтоинспектора. В худшем — это просто выброшенные деньги...
|
Текст: Ярослав КОНОВАЛЕНКО
|