23 сентября министр транспорта Георгий Кирпа обещал провести для журналистов “горячую телефонную линию”. За считанные минуты до начала мероприятия стало известно, что господин министр отбыл в срочную командировку и поручил провести “горячую линию” своему заместителю Леониду Дунаеву.
В результате ничего “горячего” не получилось: журналистов, пытавшихся касаться “острых” тем, откровенно осаживали. Доходило до смешного: когда кто-то пытался задавать уточняющие вопросы, поднимался сотрудник Минтранса “в штатском” и произносил: “Господа, это не пресс-конференция”. Тем не менее сделать определенные выводы из этой довольно сумбурной беседы можно.
ТАРИФЫ
Конкретного ответа на вопрос, изменятся ли в ближайшем будущем тарифы на железнодорожные перевозки (как, впрочем, и на ряд других вопросов), Леонид Дунаев не дал. Как он объяснил, ежегодно руководители “железнодорожных администраций” стран СНГ собираются и согласовывают тарифную политику на следующий год; в 2003 г. такое заседание постсоветских “железнодорожников” должно состояться в IV квартале. Как утверждает господин заместитель, при установлении тарифов чиновники “отталкиваются” от базовых международных ставок и “исходя из экономической целесообразности и конкретных эксплуатационных затрат” решают, каким именно грузовладельцам предоставлять скидки.
Даже при нынешних “приличных” железнодорожных тарифах объемы транзитных перевозок через Украину за 8 месяцев 2003 г. увеличились на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Леонид Дунаев отметил, что Украина не против, чтобы спрос на ее транспортные услуги рос и впредь. Но при действующих тарифах она этого дождется не скоро. Та же Россия проводит откровенную протекционистскую тарифную политику: российской компании, при равном расстоянии до российского и украинского портов, доставка груза к родным морским воротам обойдется на 60% дешевле.
Дополнительные транзитные преимущества, по мнению замминистра, Украине даст реализация Соглашения о формировании ЕЭП, подписанного 19 сентября в Ялте. Среди прочего, документ предусматривает установление единых железнодорожных тарифов для стран, входящих в Единое экономическое пространство. Но повышение российских железнодорожных тарифов сейчас кажется столь же маловероятным, как и снижение украинских. Руководство “Укрзалiзницi” неоднократно заявляло, что в Украине тарифы и так намного ниже мирового уровня.
РЫЧАГИ
БИЗНЕС писал о приказе Георгия Кирпы от 3 сентября, согласно которому запрещено отгружать на экспорт нефть и нефтепродукты (см. БИЗНЕС №36 от 08.09.03 г., стр.35). По версии транспортного ведомства страны, такой сверхжесткий административный метод пришлось применить в связи со сложившейся в конце августа — начале сентября критической ситуацией с обеспечением аграриев дизельным топливом. Леонид Дунаев сказал следующее: “Чтобы остановить рост цен на нефтепродукты, необходимо было срочное вмешательство. Да, был задействован чисто административный рычаг, но налицо положительный эффект от использования этого метода. Хотя ограничение было введено буквально на сутки, цены стабилизировались”.
В дальнейшем таких “фортелей” Минтранс обещает не выкидывать, если, по словам г-на Дунаева, операторы не будут нарушать правила игры на внутреннем рынке нефти: провоцировать повышение цен и создавать нестабильную ситуацию с обеспечением потребителей нефтепродуктами.
На вопрос БИЗНЕСа, считает ли руководство Минтранса нормальным время от времени путем административного нажима влиять на рыночные процессы в Украине, замминистра ответил: “Маловероятно, что Министерство транспорта этим рычагом когда-то еще воспользуется. Случай с нефтепродуктами скорее исключение, чем правило”.
Однако практика свидетельствует о большом количестве подобных “исключений”, становящихся уже правилом. Например, весной прошлого года госадминистрация Луганской области инициировала введение ограничений на вывоз металлолома за пределы региона (см. БИЗНЕС №20 от 20.05.02 г., стр.26). В свое время к подобным мерам прибегали власти Запорожской, Донецкой, Днепропетровской, Николаевской областей.
И по сей день украинские железнодорожники откровенно препятствуют экспорту лома, вольно “играя” тарифами. Сегодня транспортировка 1 т металлолома до границы или до порта обходится компаниям почти в 1,5 раза дороже, чем доставка ее на отечественный меткомбинат (при условии, что расстояние до порта и комбината одинаковое). Представители “Укрзалiзницi” сами признаются, что такая однобокая система тарифов была создана вследствие стремления правительства ограничить экспорт металлолома.
Так что обещания чиновников не прибегать к “ручнику” доверия не внушают. Расставаться с монопольным положением на железной дороге государство не намерено, судя по всему, украинской державе выгодно отсутствие рыночных механизмов на транспорте. |