22-23 сентября в Киеве гостил Виктор Шендерович. Цель визита: презентация первых двух серий "флэш"-мультфильма, посвященного украинским выборам.
Впрочем, россиянин Шендерович намерен обхихикивать не столько наших политиков, сколько нас самих — украинский электорат, в чем и признался. Причем не сам, а с помощью украинских "митцiв". Авторы сценария — "золотые гусаки" Ян Таксюр и Александр Володарский. Режиссеры — обладатель "Серебряного медведя" Степан Коваль ("Шел трамвай девятый номер") и режиссер-аниматор Адриан Сахалтуев. Сам же Виктор Анатольевич является главным режиссером, стилистом и "свадебным генералом" проекта, каковым руководит из Москвы, переписываясь с подчиненными по электронной почте.
Художественный замысел мультфильма прост: некая украинская семья — "сiм’я Грищенкiв" — представляет собой несколько собирательных образов, каждый из которых соответствует определенному типу избирателя.
Однако, забегая вперед, скажем, что событием стал не столько сам мультфильм, сколько визит российского мэтра.
Шендерович сбрил бороду. Так что, киевские журналисты, лишенные по бедности возможности смотреть российские телеканалы, его сразу не узнали. О том, что щуплый интеллигентный брюнет в бледно-фиолетовом свитерке — Шендерович, мы догадались, лишь когда он умостился в кресле. Ловя каждое слово живого классика (сразу отмечу, ничего сенсационного сказано не было), я пытался понять, почему именно этот человек — Шендерович? И, кажется, понял.
Дело в том, что почти каждый житель постсоветского пространства имеет свой комплекс неполноценности, соответствующий его социальному статусу. Нашим бизнесменам гордиться нечем, о милиции и прочих силовиках вообще лучше не вспоминать, учителя низведены до уровня полубомжей, молодежь тоже не от хорошей жизни самоутверждается, но самая страдающая душевными недугами часть населения это, конечно, интеллигенция. А теперь представьте интеллигента, лишенного комплекса интеллигентности: щуплый брюнет в бледно-фиолетовом свитерке...
Большая часть выступлений писателя-сатирика сводилась к уверениям в том, что его проект не политический и не "пиаровский", а социальный. "В нашей семье (имеется в виду фабула мультфильма), возможно, будет то, что уже почти невозможно на улице: чтобы коммунист услышал доводы сторонника УНА-УНСО, чтобы сторонница Тимошенко услышала доводы любительницы Кучмы", — сказал Шендерович.
Он уверил, что как только заказчики примут решение о том, чтобы какого-то политического деятеля "мочить", мы узнаем об этом по выходу Виктора Анатольевича из проекта. Заказчиком в данном случае выступает компания с многообещающим названием "Общественный диалог". То, что Шендерович не будет работать ни на одного из политиков, — вопрос веры. Многие не верят, оно и понятно, — московский сатирик привык к московским гонорарам, которые с неба не падают. Помните анекдот: "Есть ли в Париже женщины, которые не продаются? Да, но они очень дорого стоят".
Если, опять же, верить гостю, то мультик со временем выйдет на телеканалы (а до тех пор его будет "крутить" интернет-издание "Форум"). "Деньги будут", — полагает Шендерович, из чего можно сделать вывод, что их, то бишь денег, пока нет. И это, с одной стороны, странно, а с другой — "флэш" — штука дешевая.
Пока же творческий коллектив вообще и главный режиссер в частности своим детищем довольны. "Это лучше Масяни", — погорячился Виктор Шендерович еще до показа первых серий.
А потом показали и сам "шендевр". И это было хуже Масяни... Что касается моего личного мнения, то его можно выразить двумя словами: так себе. Есть удачные шутки, смешные картинки, более-менее обаятельные образы, есть штампы — нет цельности. В целом, скучновато, хотя вид вполне "товарный". Режиссеры Степан Коваль и Адриан Сахалтуев (классики мультипликации!), с моей точки зрения, потрудились лучше, чем сценаристы — Ян Таксюр и Александр Володарский.
Чтобы после этой публикации авторы сценария не слегли с сердечным приступом, отметим, что все задумки вполне добротные. Не хватает изюминки. Возможно, со временем, появится и она. Сложности авторов вполне понятны: надо, чтоб было смешно всем. А так не бывает. Есть юмор солдатский, еврейский, английский... Есть "интернетовский". Типичный пример — Масяня. Ибо интернет-сообщество (не более 3-4% населения) имеет свои возрастные, имущественные и прочие социально-демографические характеристики. И "Семья Грищенко" в эти характеристики не вписывается. Посему вряд ли мультик сможет рассчитывать на интернетовскую популярность. И прямой ему путь — на телевидение. Хотя и тут не все так просто (а есть ли у нас независимое телевидение? — ведь авторы хотят быть независимыми).
И еще о том, чего почти нет в произведении, — нет Шендеровича: ни его шуток, ни искрометности. И это по-человечески обидно. Впрочем, возможно, во мне клокочет все тот же комплекс неполноценности — нет, мол, пророка в своем отечестве.
Презентовав фильм и выпив на презентации большой бокал грейпфрутового сока, Виктор Шендерович улетел в Москву. Но обещал вернуться.
|
О манипуляции общественным мнением |
|
“Я себя манипулятором не чувствую и я им не являюсь, потому что манипулятор — это человек, которому поставлена задача что-то изменить и он это делает. А я, скорее, рефлексирую, как та лягушка, которой на лапку капают серной кислотой и она ее отдергивает, я это в отличие от лягушки делаю с некоторым криком...” |
|
Об украинских политиках |
|
“Мы все вышли из "шинели", но только не из шинели Гоголя, а из шинели Дзержинского. И Кучма с Черномырдиным — из одного хозяйственного отдела ЦК КПСС. Ваши такие же, как и наши. Есть некая историческая специфика, существование Львова... А так, за некими исключениями, это то же самое. Другие лица, но и те и другие не пройдут фэйс-контроль в библиотеку” (эх, вот эту бы фразу — да в мультфильм! — Ред.). | |