*Автор заголовка — Сергей Михалков.
За три недели сентября свою фракционную принадлежность сменили 7 нардепов. Ушел с поста вице-спикер, что дало повод злым языкам поговаривать о возможной отставке неувядающего председателя Верховной Рады. Битва против создания Единого экономического пространства и перманентные бои за конституционную реформу окончательно спутали карты. Уже непонятно, какие фракции относить к большинству, а кого записывать в оппозицию, что смущает новоизбранного координатора "большевиков". Как показывает практика, стремительное изменение структуры парламента происходит перед серьезными политическими катаклизмами.
СТАТИСТИКА "БРАКОВ" И "РАЗВОДОВ"
По характеру и динамике внутрипарламентских рокировок можно четко отследить изменения направления политических ветров. Во время предыдущих сессий Верховной Рады миграционных пиков было три.
Первый пришелся на весну-лето 2002 года, когда, собственно, и формировался структурный костяк парламента. Новые депутатские фракции формировались преимущественно из "осколков" безвременно павшей "Единой Украины". Она "дала жизнь" фракциям большинства — партийным ("Регионы Украины", Партия промышленников и предпринимателей Украины и "Трудовая Украина" (ППУ и ТУ), НДП, Аграрная партия Украины), "региональным" (группы "Народный выбор" и "Демократические инициативы") и объединениям "под лидера" (группы "Европейский союз" и "Народовладдя").
Второй всплеск межфракционных переходов пришелся на осень-зиму 2002 года. Он был обусловлен, прежде всего, изменением состава правительства, которое возглавил "донецкий регионал" Виктор Янукович, и скандалом вокруг назначения Сергея Тигипко главой Нацбанка. Тогда серьезно поредели ряды оппозиции. "Нашеукраинцы" недосчитались десятерых членов, БЮТ — пятерых, а коммунисты — троих.
Третий пик, который пришелся на весну-лето нынешнего года, был не таким мощным и не столь концентрированным во времени, как предыдущие два. Миграции активизировались по мере ужесточения битв за политреформу.
Всего с мая прошлого года по сентябрь нынешнего "Нашу Украину" покинули 19 нардепов, "Народовладдя" — 7, БЮТ и "Демократические инициативы" — по 5, КПУ — 4, "Европейский выбор" — 3, СПУ, СДПУ (о), "Народный выбор" и НДП — по 2. Причем БЮТ, КПУ и СПУ так и не посчастливилось обзавестись новыми членами. Наиболее "популярными" среди парламентариев оставались фракции "Регионы Украины" и ППУ и ТУ. Их ряды не покинул никто.
КАК "ХОДИЛИ" ДЕПУТАТЫ
В период где-то с 10 ноября по конец декабря 2002 г. депутаты из "непримиримых" фракций, удивив массовостью порыва, подались в "большевики", отдавая предпочтение "поднявшимся регионалам". Некоторые шли "напрямую". Так, из "Нашей Украины" в "Регионы" подались член партии "Солидарность", заместитель Комитета ВР по вопросам экономической политики Владимир Макеенко и член Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Александр Римарук.
Иные предпочли пополнить ряды "большевиков", пройдя "чистилище" по схеме: оппозиция — "внефракционники" — большинство. Так, "регионалами" стали экс-"нашеукраинцы" члены Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса Игорь Насалик и Петр Дыминский.
За счет "беженцев" из "Нашей Украины" пополнились ряды групп "Европейский выбор" и "Демократические инициативы". Экс-"БЮТовцы" отдавали предпочтение "Народовладдю". "Внефракционникам" активно открывали объятия "Регионы Украины" и ППУ и ТУ.
Среди депутатов были и такие, кто сменил "неродные" фракции на "домашние". Так, подался из НДП в "харьковские" "Деминициативы" Александр Бандурка, в прошлом — начальник УВД Харьковской области, а ныне — первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. К "харьковским" перешел и "сокомитетчик" Александра Бандурки, тоже коренной харьковчанин Алексей Ярославский. Вскоре там же оказался и его "звездный" брат, почетный председатель наблюдательного совета УкрCиббанка Александр Ярославский (см.БИЗНЕС №35 от 01.09.03 г.). Член Комитета ВР по вопросам молодежной политики, физкультуры, спорта и туризма Олег Блохин поменял КПУ на более "спортивную" фракцию — СДПУ(о).
Встречались и откровенные казусы. Так, беспартийный член Комитета ВР по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Михаил Сятыня, пробыв во фракции "Народовладдя" с июня по ноябрь 2002 г., перешел во фракцию Аграрной партии на... 6 дней, потом вернулся назад, но через 2 месяца вновь мигрировал к "аграриям".
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
На переход из фракции во фракцию, каким бы неожиданным он ни казался, у каждого могут быть свои веские причины. Хотя поговаривают, что миграция депутатов порой дело очень прибыльное. И "покупка" народных избранников — довольно распространенная практика. Знающие люди утверждают, что цены колеблются в пределах $150-200 тыс., хотя в отдельных случаях могут и многократно превышать "тариф". Правда, бывали случаи, когда "покупатели", переманив нардепа, не спешили расплачиваться...
ПОСЛЕДНИЕ ПЕРЕХОДЫ
В сентябре наметился очередной миграционный пик. Самый серьезный удар пережила группа "Демократические инициативы". "Харьковчан" покинули пятеро сторонников. Во "внефракционники" подались сразу два крупных "силовика": генерал-лейтенант налоговой милиции, член Комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Виктор Развадовский и бывший Генпрокурор Украины, член Комитета ВР по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности Михаил Потебенько. Из "Деминициатив" также четырежды вышли нардеп, "политический тяжеловес" Иван Плющ и знатный аграрий с большим министерским прошлым Михаил Зубец. Причем экс-спикер ВР тут же объявил о своем переходе из большинства в оппозицию, к близкому ему по взглядам Виктору Ющенко. По официальной версии, Иван Плющ не смог "смириться с так называемой политреформой". "Развелся" с "Деминициативами" и член Комитета ВР по вопросам правовой политики экс-мэр Ужгорода Сергей Ратушняк. Впрочем, по отзывам "одногруппников", в "коллектив" он входил только формально, всегда тяготея к "внефракционникам". Но это не помешало ему вести переговоры о вступлении в "Нашу Украину". Ее лидер Виктор Ющенко утверждает, что это не последний "беженец" из стана "большевиков" в оппозицию. По его мнению, причиной переходов является узурпация власти президентской Администрацией.
"Невосполнимые потери" понесли луганские лоббисты. По заявлению лидера "Народного выбора" Николая Гапочки, из-за "расхождения в позициях" группу покинул ее "главный кошелек" — член Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, почетный президент АКБ "Индекс-Банк" Виктор Тополов. В свое время "луганчанам" немалой кровью, с привлечением депутатов "со стороны", удалось наскрести необходимый для создания группы "кворум" — 14 человек. Теперь существование луганского парламентского лобби под угрозой.
На одного нардепа сократилась группа "Народовладдя". Ее ряды покинул беспартийный Кирилл Полищук, член Комитета ВР по вопросам строительства, транспорта и связи.
БУРЯ В ВЕРХАХ
А тем временем руководство ВР если не лихорадит, то поташнивает от качки. Эсдеки отправили в отставку "неверного" вице-спикера Александра Зинченко за "отклонение от партийного курса". Опальный заместитель председателя ВР не разделил позиций большинства относительно политреформы и создания Единого экономического пространства.
Тут же по Раде поползли слухи о возможной ротации парламентской "верхушки". Подогревались они заявлениями лидера фракции СДПУ(о) Леонида Кравчука. Версию подтвердил спикер парламента Владимир Литвин, нарочито подчеркнуто поддерживающий изгнанного "собрата" Александра Зинченко. В ответ на эти заявления представитель Президента в Верховной Раде Александр Задорожний делал круглые глаза: никаких изменений не предвидится. А тут, глядишь, и сменился координатор большинства. Место ушедшего в министры Анатолия Толстоухова занял не менее верный "большевик" Степан Гавриш.
Ситуация осложнилась скандалом вокруг главы Комитета ВР по вопросам бюджета, "нашеукраинца" Петра Порошенко. Его обвиняют в фальсификации Бюджета-2003. Александр Мороз и Юлия Тимошенко, "раскопавшие" дело, уже не раз пожалели об этом. Они-то думали "повесить бюджетную недостачу" на отягощенное продовольственным кризисом правительство Виктора Януковича. Да не вышло. Стрелки повернулись против их же оппозиционного союзника. Зато возрадовался Петр Симоненко: есть возможность дискредитировать давнего идеологического врага, дружить с которым приходится по нужде.
Однако кроме "верного ленинца" раздувать "дело Порошенко" никому не хотелось. Оппозиция не хотела идти на уступки и убирать Петра Порошенко с "денежного поста". Большинству не нужны были очередные "массовки" оппозиции и блокада принятия решений по основополагающим вопросам, в частности, по бюджету. Расшатавшемуся правительству необходимо было сохранить максимально конструктивные отношения с парламентом.
Неприятной неожиданностью для всех стала вторая вспышка скандала. Инициировали ее явно сверху. Похоже, там пришли к убеждению, что "преданного ющенковца" допускать к деньгам нельзя: он, того и гляди, наделает в бюджете "закладок" для предвыборной кампании лидера "Нашей Украины". Правительство — в растерянности. Это грозит ему неминуемым вовлечением в скандал. Большинство — в шоке. Сверху от него в категорической форме требуют подписей за отставку Петра Порошенко. Но предоставить их — значит дестабилизировать работу Рады и нарваться на передел фракционных квот в правительстве. Оппозиция же готовится к демаршам.
"СДАЕТСЯ, ШУРА, МЫ НА ГРАНИ БОЛЬШОГО ШУХЕРА..."
Последние парламентские рокировки наталкивают на мысль о готовящейся к выборам глобальной "перекройке" парламента. Сейчас наметились перспективы для появления как минимум трех новых парламентских фракций.
Первая, безусловно, связана с именем Степана Гавриша. Похоже, что далеко не все покидают его группу как Иван Плющ, не выдержав усиливающегося давления. Не исключено, что весомых членов группы выводят во "внефракционку" с тем, чтобы со временем сделать "ядром" нового парламентского образования. Возможно, в его формировании примет участие и близкий к Президенту Александр Волков, год назад покинувший фракцию СДПУ(о). Новая фракция может быть создана не только на основе бывших "демсоюзовцев" и "внефракционников" разных мастей. Вполне вероятно, что "строительным материалом" станут и члены стоящего на грани развала "Народного выбора".
Не исключено, что на этих депутатов рассчитывает и лидер партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. В последнее время все упорнее ходят слухи, что парламентарии-"промышленники" очень плохо уживаются в одной фракции с парламентариями-"трудовиками", ведомыми Сергеем Тигипко (см.БИЗНЕС №38 от 22.09.03 г.). А посему "промышленники" давно уже задумываются о создании своей фракции.
Перспективы появления третьей группы относят к "послевыборному" времени. В ее лидеры пророчат Владимира Литвина и Александра Зинченко, которые, как утверждают, планируют объединить под своим крылом осколки фракций, проигравших выборы.
Так или иначе, а нынешняя ситуация изменит политическое лицо парламента. Уже можно с уверенностью говорить о расколе оппозиции и начале процесса формирования новых "большевистских" фракций. Их появление будет сопровождаться политическими катаклизмами, результатом которых могут стать "падение" правительства Виктора Януковича и передел фракционных квот. Возможно, к выборам Украина придет с новым правительством.
При подготовке материала использованы данные сайтов www.deputati.org.ua и www.rada.gov.ua
|
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР |
|
25 сентября фракция политических партий Промышленников и предпринимателей и "Трудовая Украина" решили делегировать своих представителей в оказавшуюся на грани роспуска депутатскую группу "Народный выбор". Из обнародованного в тот же день заявления явствует, что сделано это было в целях поддержания "единства и стабильности парламентского большинства". А коли так, то фракции ППУ и ТУ, в рядах которой сейчас пребывают 43 депутата, следует быть готовой к тому, что помогать, возможно, придется и другим депутатским группам "большевистского толка". В Раде неспокойно. А фракций, в которые входят чуть более 14 человек, — четыре. Три из них — "большевистские": НДП (15 народных депутатов), Аграрная партия Украины (16) и "Народовладдя" (18). | |