|
Как сообщал БИЗНЕС неделей раньше, 20 января 2003 года Президент Украины Леонид КУЧМА подписал поручение №1-1/72, адресованное премьер-министру Виктору ЯНУКОВИЧУ и председателю Фонда госимущества Украины Александру БОНДАРЮ. Премьеру поручается “безотлагательно отменить все решения Кабинета министров Украины по передаче государственных корпоративных прав в управление министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам, сосредоточив управление всеми государственными корпоративными правами исключительно в Фонде государственного имущества Украины”. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО. Руководитель Фонда, соответственно, обязан “обеспечить в установленном порядке расторжение всех заключенных генеральных соглашений” и “всех договоров поручения”.
Прошлогодний осенний “нагоняй”, который Президент устроил ФГИУ (см. БИЗНЕС №40 от 30.09.02 г., стр.19), получил неожиданное для многих и “закономерное” продолжение. Неожиданное потому, что поручение №1-1/72 появилось очень уж внезапно и таинственно. Ни на парламентском, ни на правительственном сайтах его нет, нет его даже на сайте самого Президента. БИЗНЕСу удалось достать этот документ в бумажном виде. “Закономерным” поручение Президента можно считать как раз в свете того самого осеннего “нагоняя”, когда Фонду, в частности, досталось за плохое управление корпоративными правами государства.
Отчитаться за выполненное поручение г-на ЯНУКОВИЧА обязали до 1 марта сего года, отчет г-на Бондаря гарант Конституции жаждет увидеть до 1 апреля 2003-го. Задачи перед исполнителями государевой воли стоят действительно очень большие, так как всего в государственной собственности, по данным ФГИУ, находятся свыше 1900 пакетов акций (размер которых — от 10% до 100% УФ. — Авт.). Эти корпоративные права хаотично распределены между органами приватизации, местными властями, министерствами и ведомствами, Кабмином, а также уполномоченными юр- и физлицами. Собрать все в одну корзину будет непросто.
Никто, кроме Фонда имущества, такому повороту дел особо не обрадовался. Но возразить ни министерства, ни региональные администрации ничего не могут, так как органы они подневольные. Государственным холдингам и акционерным компаниям, “попавшим” под действие президентского поручения, тоже пришлось понуро покориться своей судьбе. Коммерческие структуры, управляющие госпакетами акций, от комментариев пока воздерживаются.
А Фонд имущества строит планы по созданию в своем составе нового департамента по управлению корпоративными правами (видимо, для того, чтобы успевать на все свалившиеся на него собрания акционеров, которые сотрудникам ФГИУ теперь придется посещать. — Авт.). Кроме того, ФГИУ собирается плечом к плечу с Министерством экономики трудиться над разработкой методологической базы по управлению госсобственностью.
Возникает логичный вопрос: а почему за более чем 10 лет с начала приватизации государство так и не удосужилось эту самую базу создать? Как же оно до сих пор своей собственностью управляло, по наитию?
|
Говорит представитель госхолдинга |
|
Константин БОРОДИН (29), руководитель пресс-службы НАК “Нефтегаз Украины” (г.Киев, добыча и транспортировка нефти и газа; с 1998 года; 164 тыс. чел.; годовой оборот — 22,9 млрд грн.):
— Если собственник сказал, что хочет видеть нас в подчинении Фонда, то единственное, что мы можем сделать, это подчиниться. Фонд ведь “заберет” не только НАК, но и, скорее всего, пакеты энергогенерирующих компаний, ряда облэнерго, которые сейчас находятся в управлении Минтопэнерго. В этой ситуации нас радует то, что Фонд госимущества, в отличие от Минтопэнерго, не пытается вмешиваться в оперативное управление компаниями. |
|
Говорит чиновник |
|
Михаил ЧЕЧЕТОВ (49), первый заместитель председателяФонда государственного имущества Украины
— Как вы оцениваете поручение Президента?
— Очень положительно. В прошлом году Президент неоднократно подвергал резкой и объективной критике систему управления как государственными предприятиями, так и государственными корпоративными правами. Причем в большей степени его критика касалась бессистемного характера управления. Дело в том, что разные правительства в свое время передали государственные корпоративные права в управление областным администрациям, в коммунальную собственность, в управление министерствам и ведомствам, а что-то осталось во ФГИУ. Такое распыление не давало возможности проводить единую государственную политику корпоративного управления в Украине, поскольку каждая управляющая структура руководствовалась своими интересами и спецификой. В настоящее время по разным предприятиям, по разным отраслям распылено свыше 600 корпоративных пакетов.
Естественно, для решения такой грандиозной задачи усилий одного Фонда мало, поэтому мы намерены тесно сотрудничать с Министерством экономики. Концентрация в Фонде функций и по управлению, и по приватизации даст возможность максимально согласовывать, увязывать и синхронизировать оба процесса в контексте долгосрочной экономической политики государства.
Наилучшим решением будет создание в Фонде мощного государственного департамента по управлению корпоративными правами. Ключевым игроком на корпоративном поле Украины будет ФГИУ, а в разработке экономической политики корпоративного управления, разработке методологии мы предусматриваем участие Минэкономики.
— Как будет производиться передача функций управления Фонду?
— Поскольку все решения о передаче в управление госпакетов были оформлены не как законодательные акты, а как решения правительства, мы подготовим соответствующее решение Кабмина об отмене предыдущих решений о передаче корпоративных прав в управление областям, министерствам, ведомствам и коммерческим структурам.
— Что будет с теми юридическими лицами, с которыми заключены договоры на управление? Как эти договоры будут расторгать?
— Мы будем анализировать каждый договор и принимать индивидуальные решения, исходя из сути, содержания договора и конкретных обязательств.
— А что будет с госхолдингами?
— Поручение Президента не делает никаких исключений. Мы подготовим соответствующий проект решения правительства о передаче холдингов в управление Фонду госимущества. Речь идет и о ГАК “Хлеб Украины”, и о НАК “Нефтегаз Украины” и об “Укртелекоме”. | |