This version of the page http://www.yora.info/articles/99 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-03-21. The original page over time could change.
YOГА: Йога и не только - Статьи > С йогой по миру > ...
Контроль есть управление деятельностью ума
Статьи
Практика
Йога и здоровье
С йогой по миру
Питание
Работа с сознанием
Йога, мамы, дети, семья
Литературщина
Персона
Особое мнение
Не йогой насущной

Из услышанного на Всеукраинской конференции по йоге (2003)

Опрос мнений

С 4 по 5 октября в Киеве состоялась открытая Всеукраинская конференция по Йоге, организованная представителем International Yoga Federation (Международной федерации йоги) киевским Аштанга йога клубом (руководитель Роман Рокотел) при поддержке и участии ряда ведущих преподавателей хатха-йоги Украины.

Предлагаем вас отрывки некоторых примечательных выступлений.

Рома Рокотел: Все чаще современные научные открытия подтверждают то, что знали древние йоги еще несколько тысяч лет назад. И поэтому йога становится все более популярной. Йога становится очень популярным видом занятий и в фитнес-клубах, и насколько я вижу, в этих клубах выхолащивается традиция, выхолащивается система. А ведь инструкторы должны быть специалистами в йоге. И украинская федерация йоги, которая создается, даст возможность более организованно существовать йоге в Украине и дипломировать квалифицированных инструкторов.

Я занимаюсь 14 лет, и все больше убеждаюсь, что нельзя разделить йогу на йога-терапию, йога-спорт, йогу-науку, йогу-искусство. Это все присутствует одновременно в любой жизненной задаче, которую приходится решить. Йога одна. Условно ее нужно было разделить только для того, чтобы изучить какой-то один аспект. Для того, чтобы изучить тело человека, нужно было разделить его на составляющие - на отдельные системы, точно также и в йоге произошло разделение на бхакти-йогу, крийя-йогу, хатха-йогу, раджа-йогу. Отдельно они не могут существовать, точно также, как не могут отдельно существовать скелет, мышечная система и другие органы и системы. Как мы видим человека в целом, так и йогу нужно видеть целой.

Со временем, с практикой приходит целостное видение всего, что вокруг, и приходит понимание, что жизнь – это не тупик, это замечательная возможность понять и проявить себя, приходит понимание цели своего существования.

Андрей Сидерский: Что можно упустить – это упустить себя, упустить свое собственное понимание, но поскольку мы изо дня в день этим занимаемся: упускаем себя, понимание себя и отслеживание себя, то, в общем-то, радикально это ни на что не повлияет.

Какая тема? Читта-вритти-ниродхах – у меня одна тема, у меня другого текста последние два года и не было.

Все вы знаете, что когда мы ходим по улицам, общаемся с людьми, прибываем в состояниях социально-полезных или бесполезных отношений с людьми, то с нам все время что-то происходит, мы как-то реагируем. И в большинстве случаев мы не отслеживаем, как мы реагируем, эмоции возникают сами собой, мы не успеваем отследить, как они нас захватывают. Вдруг мы обнаруживаем себя целиком и полностью захваченными какой-то эмоциональной волной и начинаем соображать – в голове возникают какие-то мысли, одна тянет за собой другую, та тянет еще одну. В итоге в голове получается жуткая мешанина. Самое смешное то, что происходит это не спонтанно-распределено, а мы сжаты в одну точку и находимся внутри этой мешанины, в этом состоянии. А весь объем доступной нам сферы проявлений нашего осознания занят непонятно чем. Там постоянно какая-то суета, какие-то мухи летают, либо мыши – в общем, у каждого свое.

Я хочу, чтобы вы попробовали сейчас отследить на собственном примере каждый для себя свой мозг, когда мы создадим ему идеальные условия, чтобы он избавился от мусора. Для этого закрываем окна, и нам становится нечем дышать. Мы используем этот момент, чтобы отследить, что же там происходит, и как все-таки при уменьшении легочной вентиляции удастся погасить суету. Мы просто дышим и пытаемся ничего не делать в течение 10 мин. Язык к небу, объем вентиляции сводим к минимуму, растягиваем дыхание, вдох плавно перетекает в выдох, точку перехода мы почти не замечаем и стараемся не заснуть.

Прошло 10 мин. Кому-нибудь удалось хотя бы на несколько секунд добиться того, чтобы в сознании не было ничего вообще? Ни одной идеи, ни одного побуждения, ничего – полная остановка. Вы понимаете, что это достаточно сложно.

Фокус не в том, чтобы вытеснить все процессы, а в том, чтобы какой-то один доминирующий процесс распространить на все, чтобы у нас не существовал какой-то локальный центральный процесс, а вокруг него куча суеты. При этом истощается одна зона, перемещается в другую зону, а следы существования этого локального процесса оставляют какие-то хвосты, все это бухтит. И суета не дает возможности владеть собой, контролировать себя.

Находились умные люди, которые наблюдали за тем, как все происходит, изучали все эти процессы и затем эти процессы описывали. 2000 лет с хвостиком назад некто Патанджали сформулировал итог исканий. Он сказал: "Йога – читта-вритти-ниродах". Узда или обуздание - есть прекращение суеты ума. Контроль есть прекращение суеты ума. Я много об этом говорил. Больше в этой йоге нет ничего вообще, все остальное наносится сверху. Речь идет о том, чтобы принести инструментальное средство, данное нам природой - тело и собранное на нем осознание – в состояние оптимальной готовности, чтобы осознавать. Что осознавать и как осознавать - это уже зависит от нашей кармы, дхармы и всяких там раскладов. Потом уже, применяя оптимально настроенный инструмент, реализуя себя кармическим задачам, в социуме или вне социума пытаемся набрать, накопить уровень осознания, достаточный для перехода на следующую ступень нашей бессмертной сущности или не знаю там чего. Но смысл самой практики йоги в том, чтобы получить оптимально организованную эту часть, без которой практики постижения карма-йоги, джняна-йоги, бхакти-йоги, лайя-йоги невозможно. Для того, чтобы двигаться по пути познания, используя методы взаимодействия с социумом, нам нужен оптимальный базис.

Толик Зенченко: Я хотел бы сделать акцент на внутренние аспекты. Положение тела в асане может быть идеально внешне, но оно может быть пустым, а может быть заполненным. Положение тела может вызывать неприятные ощущения – здесь тянет, там болит, где-то напряжено, а может быть целостным по ощущению и приемлемым внутри. Внешняя форма не столь важна. В разных традициях одни и те же асаны и называются по-разному и по-разному выглядят. Все споры о том, как в треугольнике стоит задняя нога, а как передняя рука - для меня не имеют смысла. Суть в том, чтобы в каком-то положении что-то происходило внутри тела, чтобы эта работа чувствовалось. Если это происходит, то мы работаем, если мы замечаем, что меняется состояние сознания, то это вообще супер.

Йога – единение, целостность, единение внешнего и внутреннего. К этому мы и идем. Первый шаг – это почувствовать целостность восприятия своего тела, самих себя на уровне тела и сознания. Если это удалось реализовать, то внешняя погрешность значения не имеет.

Любые изображения с намеком на внутреннее устройство человека или вселенной центрированы, они имеют центр. И мы пытаемся найти центр внутри себя. В различных традициях есть существование этого центра. Нет смысла его описывать. Его можно только почувствовать, и тогда это является частью вашей реальности. Любое движение должно идти из центра. Даже движение вашего мизинца несет мощь всего тела. В йоге, когда все движения идут из центра, тогда не будут возникать вопросы, что делать с плечом или с чем-либо другим. Потому что ваше плечо - это часть вас, и если движение правильно, то все работает на интуитивном уровне.

Если нет работы из центра, то нет практики, она пустая. Чем больше мы обращаем на это внимание, тем больше мы усиливаем ощущение центрированности, ощущение целостности. И чем больше мы с этим работаем, тем больше мы подходим к тому, что мы являемся причиной всего происходящего внутри нас и вокруг нас. Тем больше мы понимаем, что весь внешний мир – это зеркало нашего внутреннего мира, тем больше мы ощущаем взаимодействие нашего состояния и реакции мира на наше состояние. Тогда это йога, тогда мы понимаем, зачем мы валяемся на коврике два часа, чему мы пытаемся научиться.

Когда я начал работать с центром, разбираться, как там все устроено, то оказалось, что можно решать громадное количество проблем. Если есть проблема с шейным отделом, то у нас нет ощущения целостности. Мы начинаем разбираться с ощущениями в теле, а проблема всегда глубже, она в фундаменте, она в центре. И отстраивая целостность, шейный отдел сам собой становится на место. Точно так же мы почему-то по-другому начинаем относится к жизни, мы начинаем немного больше прощать самих себя, не так жестко к себе относиться. Мы понимаем, что наше тело почему-то само расслабилось, хотя мы ничего для этого не делали, никаких упражнений, а оно само по себе расслабилось. Мы начинаем действовать из центра, мы начинаем думать из центра, и многие проблемы уходят сами собой, они растворяются.

Чтобы подойти к пониманию того, что же это такое, как это работает, можно оттолкнуться от того, что вы все давно знаете, с чем вы давно работали, работаете и будете работать – это бандхи (замки). Раньше у меня было восприятие бандх, как чего-то отдельного - есть три-бандха-пранаяма и все. А потом пришло понимание, что это можно делать в асанах, но все равно это было искусственно и оторвано от жизни. С какой стороны к этому можно подойти? С той, что в йоге нет ничего искусственного, нет ничего придуманного. Все то, чем мы занимаемся в асанах, мы пытаемся вернуться к естественному состоянию. Мы усиливаем естественные аспекты во время практики, чтобы они включались в нашу жизнь. Это самое главное, а не то, как вы согнулись. К чему я это веду? К тому, что бандхи – это то, что должно быть включено, это то, что присутствует у всех всегда. Либо мы это осознаем, либо мы уже забыли, что это такое. Например, все знают, что страх связан с мула-бандхой, корни жаргона и сленга именно оттуда. Это понимание и ощущение естественного хода вещей. Мы на них выходим только в экстремальных ситуациях, когда тело включается, потому что нужно выжить. Точно также многие начинают ощущать центр. Фраза, что душа ушла в пятки, это ощущение того, что из центра пошел очень мощный сброс через мула-бандху по ногам. Это потому что мы не удержали центр, не удержали ощущение самих себя. И бандхи - это есть всегда, не зависимо от того, спим мы или бодрствуем, пока мы живы, это есть. И это ощущение мы пытаемся вспомнить и усилить во время практики.

Все взаимосвязано, и как только вы чуть-чуть начинаете ощущать мула-банху, вы сразу начинаете ощущать, что она связана с уддияна-бандхой и джаландхара-бандхой. И наоборот, как только вы начинаете ощущать джаландхара-бандху, вы понимаете, что ваш центр начинает реагировать. Чем больше вы практикуете, тем больше вы понимаете, что все взаимосвязано, нельзя вычленить один аспект и его развивать. Можно при помощи одного аспекта воздействовать на все остальное. Поэтому с чем бы вы ни работали – с бандхами, с асанами, всегда нужно помнить, что есть цель, есть суть, а любая практика – это просто способ. А когда способ становится важнее сути – все это не имеет смысла, это становится тупиком. Гнуться ради того, чтобы через год положить себе ногу за голову – в этом нет смысла, и когда мы понимаем это, мы перестаем тянуть ногу к голове руками, мы начинаем делать так, чтобы все внутри включилось. То положение, в котором мы сейчас находимся, должно быть пусковой кнопкой для того, чтобы включить все внутренние механизмы жизнедеятельности, а они очень глубокие. Именно их функционирование определяет то, в каком состоянии мы находимся, то, как мы относимся сами к себе, то, как мы относимся к миру, здоровы мы или больны, счастливы мы или несчастны. Все это внутри и все это гораздо глубже, чем органическое тело.


Дата публикации: 29.10.2003
Тема: С йогой по миру
Оригинал статьи опубликован в рассылке "Йога и не только"
Контакты
Наши
транзитные
точки

Наши рассылки на Subscribe.ru
Йога и не только

yora.info © - использование материалов разрешено при условии размещения ссылки на источник