This version of the page http://www.ccf.org.ua/for-social-workers-article15 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-01-04. The original page over time could change.
Права ребенка - Християнський Дитячий Фонд


Українська English Русский
Для соціальних працівників // 11-20 //

Права ребенка

Эльжбета Чиж

ВВЕДЕНИЕ[1]

Далеко не всегда «права ребенка» рассматриваются в категориях прав человека. Часто они отождествляются, особенно в среде психологов и педагогов, с элементарными человеческими потребностями. Принято говорить: ребенок имеет право воспитываться в счастливой семье, право на любовь и т. д.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка сказано: «признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо (выделено автором) расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания...». Действительно необходимо, хотя и взрослым тоже необходимы любовь и счастье, но это отнюдь не значит, что они имеют на них право, которое может быть гарантировано государством.

Говоря о правах ребенка, следует принять во внимание несколько основных положений:

1.Права ребенка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.

2.Права ребенка не следует отождествлять с его элементарными потребностями. Не существует на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это чрезвычайно важные потребности для каждого человека, а для ребенка в особенности.

3.О правах ребенка, так же как и о правах человека, следует говорить с точки зрения отношения «власть - личность». Если ребенок имеет право, значит, государство обязано обеспечить ему возможность этим правом воспользоваться. Например, право на учебу означает, что государство гарантирует каждому доступ к образованию, разрабатывает программы обучения, готовит учительские кадры и т. д. государство создает систему образования и разрабатывает правила, регулирующие ее функционирование.

4.Права ребенка, так же как и права человека, подлежат ограничениям, но лишь таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защит прав и свобод других лиц. Безоговорочно, без всяких исключений, должен соблюдаться только запрет применения пыток, рабства и содержания в подневольном состоянии.

5.Если ребенок/человек имеет определенное право, значит должны существовать процедуры его исполнения (востребования). Наличие права означает возможность предъявления претензий/обжалования, иначе право остается пустой декларацией.

6.Права ребенка не следует рассматривать сквозь призму отношения «родители -ребенок».

 

Дети подлежат власти родителей, и именно родители в первую очередь принимают решение об их воспитании и мировоззрении. У родителей могут быть самые разнообразные представления о том, как воспитывать своего ребенка, и государство не может вмешиваться в это, разве что родители не выполняют своих обязанностей по отношении к ребенку или злоупотребляют своей властью над ним. На эту тему высказываются документы по правам человека/ребенка, в том числе, например, Европейская конвенция, ст. 2 протокола № 1 «(...) Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям»; Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 18, & 4: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». В Конвенции о правах ребенка в ст. 5 говориться: «Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей (...) должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им прав, признанных настоящей Конвенцией»; ст. 18: «1. Государства-участники прилагают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. (...) Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. 2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений».

Согласно ст.48 Конституции РП: «Родители имеют право воспитывать детей согласно своим убеждениям. Это воспитание должно учитывать степень зрелости ребенка, а также свободу его совести и вероисповедания, равно как и его убеждения. Ограничение или лишение родительских прав может последовать только в случаях, определенных законом, и только на основании вступившего в законную силу судебного решения».

Из приведенных выше цитат однозначно следует, что права ребенка ни в коей не ставят под угрозу авторитет взрослых и автономность семьи, как утверждаю некоторые политики и педагоги. Они забывают о том, что государство, признавая принцип автономности семьи, вмешивается в семейные отношения только в особых случаях, предусмотренных законом.

Семейные отношения, в том числе, отношения «родители-дети» имеют частный характер, окрашены эмоционально и с трудом поддаются кодификации. Родители, которые не любят своих детей, не могут понести за это наказание. Они могут предстать перед судом только, если ими был нарушен закон, т.е. если они злоупотребляют родительской властью или пренебрегают родительскими обязанностями. Вмешательство суда - это не форма наказание родителей, это мера обеспечения нарушенного блага ребенка, что для него лично нередко оборачивается наказанием, как например, помещение в детский дом, и это единственный случай «противоречия» между правами ребенка и правами родителей. К счастью, такое случается не слишком часто.

7.Родители являются законными опекунами ребенка и представляют его перед государственными органами, также и в случае нарушения их прав.

Если родители не в состоянии заботиться о ребенке, государство обязано предоставить ему социальную опеку. Если родители не в состоянии заботиться о ребенке, государство обязано предоставить ему социальную опеку. Например, с. 72 Конституции РП гласит: «Ребенок, лишенный родительской заботы, имеет право на опеку и помощь со стороны органов государственной власти».

«Республика Польша обеспечивает охрану прав ребенка. Каждый имеет право требовать от органов государственной власти защиты ребенка от насилия, жестокости, эксплуатации и морального разложения».

8.Права ребенка, также как и права человека, признаются каждому и не зависят от исполнения им обязанностей.

Нельзя лишить прав, равно как нельзя приостановить их действие. Если ребенок не выполняет своих обязанностей, его можно наказать, например, лишив поощрения или привилегий, но нельзя лишать ребенка прав.

9.Права ребенка не вытекают из каких-либо воспитательных концепций или теорий. Понятие «права ребенка» не следует отождествлять с антипедагогикой, «партнерским» или «безстрессовым» воспитанием.

 

Итак, права ребенка - это в общем смысле права человека, с той лишь разницей, что некоторыми правами дети начинают пользоваться по мере созревания и осознания своего положения. Не обладая способностью совершать правовые действия, дети не могут сами добиваться осуществления своих прав. От их имени действуют родители или законные опекуны.

Понятие «зрелость» ребенка имеет оценочный характер, что затрудняет выработку четких критериев. Правосудие же избегает психолого-социологических критериев, следствием чего являются жестокие возрастные рамки, определяющие момент получения статуса «зрелости», т.е. способности совершать определенные действия или принимать решения, причем эти рамки колеблются в разных областях польского права.

Например, в Польше дети получают ограниченную дееспособность в возрасте тринадцати лет (ст. 15 Гражданского кодекса); в 16 лет молодой человек сам выражает согласие на проведение на проведение врачебных исследований или госпитализацию; судебные действия в случае уголовных нарушений в соответствии с Законом «Об обращении с несовершеннолетними» (ст. 1 & 1 Закона) распространяются на лиц в возрасте от 13 до 17 лет. Однако, если несовершеннолетний совершил преступление, описанное в ст. 10 Уголовного кодекса, по достижению 15 лет он может отвечать за него согласно Уголовному кодексу. Полную дееспособность получают лица, которым исполнилось 18 лет (ст. 11 Гражданского кодекса).

Тот факт, что права ребенка оговариваются в Конституции (ст. 72), имеет, безусловно, большое значение. С другой стороны, помещение статьи о правах ребенка в разделе, касающемся экономических, социальных и культурных прав, может, к сожалению, создавать впечатление, что права ребенка не то же самое, что права человека. Разве что законодатель понимает под этим термином права человека плюс права на особую (социальную) защиту и опеку, связанные с незрелостью ребенка и отсутствием способности защищать свои права.

Заканчивая вступительные замечания о правах ребенка, следует обратить внимание на проблему осуществления прав. «Иметь право» означает возможность заявлять претензию, требовать от властей реализации данного права. Поэтому самого изложения права в законе не достаточно. Должны существовать процедуры осуществления права, а дети и их законные представители, как правило, родители должны знать, какие имеются права и где и как добиваться их исполнения.
С другой стороны, в тех случаях, когда затронуты интересы ребенка, следует, по возможности, пользоваться общепринятыми процедурами разрешения конфликтов.


[1] Введение к монографии «Права ребенка», Ельжбета Чиж, Хельсинский фонд по правам человека, Надхи, Варшава, 2003 г.


КонтактиЗворотній зв'язок
© Християнський дитячий фонд