This version of the page http://www.4oru.org/slovo.8094.5.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2006-12-07. The original page over time could change.
Религиозная заслуга Ницше. - Александр Храмов

Религиозная заслуга Ницше.
Теология

Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


Поэтический юмористический конкурс  Новогодняя сказка

Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Поэтический конкурс!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а]
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

версия для печати

Религиозная заслуга Ницше.


Величайшая заслуга Ницше перед христианством состоит в том, что он впервые заявил о возможности переоценки ценностей. Как и к каким ценностям он пришел в результате этой переоценки – разговор отдельный. Однако он впервые в истории европейской мысли усомнился в самой легитимности морали, в которой до того просто не приходило никому мысли сомневаться, впервые сделал возможным спор о ценности добродетели, стал создавать новые скрижали и разбивать старые.

Обычно, заслышав о Ницше, люди, особенно религиозные, начинают кудахтать. Дескать, какой противный и безнравственный был Ницше. Думают, что Ницше призывал к безнравственности, к жестокости, совершенно при этом игнорируя новизну его учения и самой постановки вопроса. Ницше не говорил, что надо стать злым. Он призывал стать «по ту сторону добра и зла», то есть прекратить измерять себя моральными категориями. Злыми стать призывают сатанисты. У них-то действительно нет ничего нового. Они никогда не выходят из категорий морали, по ту сторону добра и зла. Наоборот, они находятся в плену и добра и зла. Они лишь меняют знак у моральных ценностей, на этом построена вся т.н. «черная библия» Ла Вея. Мораль говорит: не укради, а сатанисты говорят: кради. Они навыворот исполняют всю ту же мораль. Ницше же призывал стать по ту сторону морали, сделать моральные ценности попросту безразличными и начать оценивать жизнь другими ценностями.

Раньше никто и вопрос так не ставил: а вдруг быть добродетельным, сострадательным – это плохо, неблагородно? Все спорили лишь о том, что больше соответствует добродетелям, а что – меньше, не предполагая даже, что у самих добродетелей можно потребовать соответствия надморальным ценностям и тем самым начать судить саму добродетель, а не судить добродетелью, чем занималась вся этическая мысль до Ницше. Ницше же поставил такой вопрос. Он, пусть и из неприемлемых во многом принципов (например, из «воли к власти»), нашел возможным по-новому оценивать моральные ценности. Пусть результаты этой новой оценки очень спорны. Но сам факт ее сделал возможным новое отношение к морали. Ведь раньше мораль привыкла быть безоговорочным авторитетом, привыкла быть судьей, чей приговор обжалованью не подлежит. И тут вдруг находится человек, который начинает судить саму мораль, тем самым показывая, что помимо морали и даже над моралью есть другие ценности.

Была такая книга у Соловьева – «Оправдание добра». И что вы думаете, он там действительно оправдывал добро? Но чтобы оправдывать добро, надо иметь ценности, стоящие выше добра, соответствием которым добро бы оправдывалось. Уже сама возможность и необходимость оправдания добра низвергла бы всю мораль. Но в том-то и дело, что Соловьев не занимается оправданием добра. Наоборот, он добром оправдывает: оправдывает добром Бога, человека, государство. Его книгу следовало бы назвать «Оправдание добром». То есть он добро находит ценностью самой-по-себе, которая в оправдании не нуждается. Это пусть Бог с человеком выклянчивают у этого добра-самого-по-себе оправдание.
А вот Ницше-то и низвергнул добро-само-по-себе с его трона. Он стал сомневаться в легитимности его царственной власти, спросил – а не является ли оно самозванцем? - Не получило ли оно власть от самых низменных и рабских инстинктов человеческой природы? Почему мы должны подчиняться ему, раз оно угнетает и ослабляет нас?

И этим Ницше внес великий вклад в развитие христианства. Разрушил один из важнейших бастионов атеизма. Ведь развитие добра-самого-по-себе было непосредственно связано с развитием атеизма. Оно постепенно подкопалось под христианство, заменило собой исходное основание христианского храма – Бога, и потом, резко выскочив из-под него, в один момент заставило обрушиться христианство в душах миллионов людей. Как это произошло? Постепенно, параллельно христианству, развивался идеал добра-самого-по-себе. Справедливость, сострадание и т.д. стали считаться ценностями первичными, высшими и безусловными. И Бога, в котором тоже тогда никто и не думал сомневаться, стали согласовывать с этими новыми несомненными тезисами. Такое согласование стало неизбежным итогом раздвоения ценностей, когда помимо религиозных ценностей появились и моральные как независимые от них. Согласовывать стали, например, Бога и справедливость. Разумеется, раньше никто не считал Бога несправедливым. Никто не считал, что справедливость – это плохо. Была такая логика: раз Бог и Его воля справедливы, значит и люди должны быть справедливыми. Но потом произошло раздвоение, и справедливость стала ценностью самой по себе, ценной по самому факту своего существования, а не потому, что воля Божья заключается в справедливости. И вторым шагом после раздвоения стало согласование. Бог есть, следовательно, Он должен быть справедливым, потому что Он, как Высшее Существо, не может не совпадать со справедливостью, которая есть также высшая ценность. Двух высших ценностей быть не может. Они сольются в одну.

За согласованием последовало подчинение Бога и религии добру-самому-по-себе. Подчинение это происходило через защиту. Здесь еще и еще раз надо отметить, что вере страшны не враги, а защитники. Чаще всего именно стремясь защитить свою веру, люди ее разрушают.
Итак, вера в добро-само-по-себе крепла, а вера в Бога, совпадшего с этим добром в результате согласования, падала. И тогда добро-само-по-себе решило взять религию под защиту. Оно сказало: Иисус явил в мир лучшую и возвышеннейшую мораль, христианство заключает в себе лучшее выражение добра-самого-по-себе, и потому в него надо верить. Таким образом мораль стала своим авторитетом «поддерживать» христианство, которое в итоге полностью свелось к морали и стало восприниматься лишь как некий придаток морали (как у Канта) или же просто как возвышенная мораль. Это лучше всего видно из так называемой «либеральной теологии», самой видной фигурой которой был Гарнак. Для Гарнака уже никаких сомнений не вызывало подобное сведение христианства к морали. Наоборот, его возмущали в христианстве все элементы, которые к морали не сводятся. По этой причине он не признает евангелия от Иоанна. По этой же причине его возмущает, что «Афанасий так горячо защищал формулу о единосущности Отца и Логоса-Христа, как будто от нее зависело существование христианской религии (а это так и было! – А.Х.)» Его возмущает, что в представлении о спасении как обожествлении смертной природы «нравственные моменты не содержаться, а в лучшем случае только могут быть пристегнуты к нему». Для Гарнака само христианство должно быть пристегнуто к «нравственным моментам».

Итак, четвертым шагом стало сведение религии к морали. Христианство стало держаться лишь на «нравственных моментах», держаться лишь своей связью с добром-самим-по-себе. И пятым, заключительным шагом, подорвавшим и обрушившим христианство в душах огромного количества людей, стало отрицание этой связи. Моральное основание, которым с определенного времени только и оправдывалось христианство, было выдернуто из-под него. И христианство потеряло в глазах людей всякую ценность. Было во всеуслышание провозглашено, что связи между моралью и христианством нет, что и без христианства можно быть моральным, что христианство только отвлекает от морали.

И по сей день мы живем на руинах после этого обрушения. Кто-то по инерции пытается вновь восстановить связь христианства и морали, не понимая, что она раз и навсегда разорвана. И одним из важнейших аргументов против христианства и по сей день остается: атеисты тоже могут быть нравственными, следовательно, мораль возможна и вне христианства, следовательно, христианство не нужно. Но аргумент-то этот работает только в том случае, если человеку нужна только мораль и моралью он может ограничиться, а всё, что помимо морали – не нужно. А это, в свою очередь, непосредственно вытекает из самого представления о добре-самом-по-себе, высшей и безусловной ценности и цели, которой всё должно служить и подчиняться.

И вот Ницше-то подорвал миф о добре-самом-по-себе и тем самым выдвинул один из сильнейших контратеистических аргументов. Сами моральные ценности нуждаются в переоценке, одной моралью нельзя исчерпывать интересы человека, и таким образом, необходимы ценности помимо и даже сверхморальные. Тем самым отрицание христианства как ненужного для морали просто теряет силу, не работает. Да, христианство не нужно для морали. Но разве нам нужна только мораль? Разве сама мораль не нуждается в оправдании? Разве бывает добро-само-по-себе, «автономная мораль»? Автономная от Бога и человека?
Если развитие идеи добра-самого-по-себе было подкопом против христианства, то Ницше свершил контрподкоп, разрушив эту идею.

Из книги: Опыт христианской этики
Комментарий автора:
Обычно Ницше трактуют как ярого противника христианства. Так ли это?
Фрагмент из книги: "Опыт христианской этики" http://www.v-gorah.narod.ru/

Об авторе все произведения автора >>>

Александр Храмов, Москва, Россия
Главная задача, которую поставил перед собой автор - разработка христианской филлософии. Ее будущее он видит в персонализме. (Из русских мыслителей его развивали Н.Бердяев и Л. Шестов.)
e-mail автора: a_hramov89@mail.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 85 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология читайте в других разделах

Атеизм — тоже вера - Богдан Рудый

Бог возобновляет/порождает сердцевину человека «случайным» образом - Богдан Рудый
Данная статья выросла из ответа на отзыв Сергея Прядехи, где он спрашивает о причинах непонимания людьми "ситуации любви" , — за что я ему очень благодарен.

Идея мести в Ветхом Завете - Алмаева Августина

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Публицистика :
ПРАВОСЛАВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ - Дмитрий ГЕРАСИМОВ
Версия для печати: http://prosvet.atspace.com В формате eBook: http://russkoe2005.narod.ru/prav_nac.exe

Проповеди :
Старайтесь - Виталий Кравчук

Проповеди :
МОЛИЛАСЬ ЛИ ТЫ НА НОЧЬ, ДЕЗДЕМОННА! - Андрей Жаворонков
Я ее ипользую в евнгелических и общепросветительских целях. Мы знаем, от чего гибнет народ Божий! И я знаю, что всякому прочитавшему, эту проповедь, навсегда в сердце западут простые рекомендации: как и о чем молтиться.

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2006 - editor@ForU.ru
 


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $0.95 Hosting

Free Software
















ООО Упаковочные решения: упаковочное оборудование: ополаскиватель, укупорка бутылок, заклейщик гофрокоробов.

Forex. Брокер. Курс доллара

комплектная трансформаторная подстанция ктп силовые сухие трансформаторы